Пояснительная записка
Выполнение и оформление студенческих письменных работ любого уровня сложности (индивидуальный проект, курсовая работа, выпускная квалификационная работа) – это важный вид деятельности студента в течение каждого года обучения или за все время обучения в учебном заведении. Выполнение письменных работ предусмотрено планом и обязательно для каждого обучающегося. Самостоятельный анализ источников и литературы, правильное оформление работы – первые и главные показатели уровня научной подготовки студента. Именно в данном виде работ студент показывает свою готовность вести научно-исследовательскую деятельность, свой профессионализм. На протяжении каждого года обучения студент пишет исследование, причем каждое последующее должно рассматриваться как логическое продолжение предыдущего, если и не с точки зрения содержания, то с точки зрения возросшего профессионального (теоретического и практического) уровня самого исследователя, его умения правильно оформить и защитить работу.
К курсовой работе, выпускной квалификационной работе предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:
- актуальность, проблемность и новизна выбранной темы;
- полнота раскрытия темы, глубина анализа материала;
- самостоятельность выводов;
- стройность и логичность структуры работы;
- научный стиль, грамотный литературный язык;
- подтверждение теоретических положений практической деятельностью;
- САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ написания.
Подготовка работы
(Основные этапы)
1. Выбор темы. Тема исследования должна быть четко сформулирована в названии работы.
2. Определение источников и литературы – с помощью научного руководителя, методических разработок, каталогов библиотек, а также с помощью справочников и поисковых систем в Интернете.
|
3. Ознакомление с источниками и литературой – чтение текстов и их осмысление.
4. После изучения литературных источников (иногда параллельно с ним) идет работа с эмпирическим материалом (наблюдение, эксперимент, измерение). Это может быть сбор информации в статистических органах, редакциях, общественных и иных организациях, изучение событий и явлений, связанных с избранной темой, исследование материалов газет, различных документов и т.д.
5. Составление плана работы – примерное определение целей и задач работы, а также этапов и сроков ее выполнения.
6. «Проработка» источников – подбор цитат по теме исследования. Идет подборка отобранных цитат из источников к каждому пункту плана.
Написание введения
Написание текста основной части работы по главам и разделам.
Написание Заключения.
Оформление сносок.
Составление приложений.
Оформление списка литературы, оглавления, титульного листа.
13. Переплет работы, сдача научному руководителю. После проверки научным руководителем работа передается в учебную часть.
Написание курсовой (выпускной квалификационной) работы
Объем курсовой работы составляет 30-35 страниц (ВКР 50-55 страниц) машинописного текста. В этот объём включаются введение, основная часть (две главы), заключение. Введение в курсовой работе должно быть по объему 2-3 страницы (ВКР 3-4 страницы).
Структура КР, ВКР:
- Титульный лист
|
- Оглавление
- Введение
- Основная часть (главы)
- Выводы по главам (для ВКР)
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
В свою очередь введение также имеет свою структуру.
Введение
Структура введения:
- определение актуальности, проблемы;
- тема;
- цель;
- объект;
- предмет;
- гипотеза (для ВКР);
- задачи;
- методы;
- практическая значимость;
- база практической работы (для ВКР)
Актуальность содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости темы, решение проблемы, исследуемой в курсовой или выпускной квалификационной работе.
Целью является краткое выражение желаемого результата исследования, заключающегося в ответе на проблемный вопрос, который был сформулирован в разделе «актуальность».
Объект – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность.
Предмет – это планируемые к исследованию конкретные свойства, стороны объекта (процесс).
Гипотеза формулируется только для ВКР и представляет собой предположение, позволяющее достигнуть поставленную цель исследования.
Задачи работы являются шагами в достижении поставленной цели.
В первой задаче осуществляется анализ источников исследования.
Во второй задаче определяется сущность объекта исследования, в третьей – предмета. Это составляет содержание главы 1 и наименования параграфов 1.1. и 1.2. соответственно.
Четвертой задачей является практическая сторона исследования, которая призвана подтвердить теоретические положения первой главы.
Различают следующие методы научного познания: общенаучные (анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию и др.), эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, метод юридической статистики др.) и частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод системно-структурного анализа др.).
|
Основная часть
Структура основной части исследования предполагает деление содержания на две взаимосвязанные главы:
Глава 1 (теоретическая часть) содержит два параграфа, которые поэтапно раскрывают сущность объекта и предмета исследования (задачи 1-3). В частности, в параграфе 1.1. описывается объект, дается понятийный аппарат, проводится анализ нормативно-правовых актов и научных исследований. В параграфе 1.2. раскрывается специфика предметной составляющей работы, заключающейся в установлении механизма темы исследования.
Объем главы 1 – примерно 15-20 страниц для ВКР, 10-15 для КР.
После главы отдельной структурной частью идут выводы по главе (для ВКР).
Глава 2 (практическая часть) ДЛЯ ВКР содержит два параграфа, которые призваны реализовать практическую составляющую исследования. В параграфе 2.1. приводится описание видов практической деятельности, реализованных в процессе прохождения учебной и производственной практики, которая позволяет подтвердить теоретические положения исследования и обосновать необходимость создания конечного продукта или анализ опыта практической деятельности.
В параграфе 2.2. содержится описание продукта, определенного в задаче 4 или опыта работы. Объем главы 2 – примерно 15-20 страниц для ВКР, 10-15 для КР.
После главы отдельной структурной частью идут выводы по главе (для ВКР).
Глава 2 (практическая часть) ДЛЯ КР состоит из одного параграфа. Приводится описание видов практической деятельности, реализованных в процессе прохождения учебной и производственной практики, которая позволяет подтвердить теоретические положения исследования и обосновать необходимость создания конечного продукта. Дается краткое описание продукта, определенного в задаче 4.
Последним абзацем идут небольшие выводы по главе.
Заключение
Заключение представляет собой последовательное, логически-стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Каждой решеной задаче и достигнутой цели посвящен отдельный абзац. Объем заключения должен быть 2-3 страницы.
Список литературы
Список литературы должен содержать не менее 15 источников для КР и не менее 35 источников для ВКР. Учебная литература для работы должна быть не позднее последних 5 лет издания, периодики последних 3 лет. В исключительных случаях с учетом значимости учебника, периодики допускается использовать более ранние издания. Научные труды могут быть использованы без ограничений к дате их написания и издания.
Приложения
Приложения способствуют подтверждению, раскрытию, обоснованию положений глав исследования. Здесь могут быть помещены копии документов, образцы заполненных бланков, подробные расчеты, вспомогательные графики, таблицы со статистическими данными и т.д. Формируя приложения, нужно исходить из принципа – показывать только необходимое. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет номер и заголовок.
Оформление работы
Работа выполняется на одной стороне белого листа стандартного формата А4 (210х297мм) через полуторный межстрочный интервал в текстовых редакторах. Цвет шрифта должен быть черным (авто). Разрыв (перенос) слов не допускается.
Необходимо соблюдать следующие границы полей:
1) сверху – 2,0 см;
2) снизу – 2,0 см;
3) слева – 2,0 см;
4) справа – 1,0 см.
Каждую новую мысль в тексте следует начинать с красной строки (в компьютерной версии у первой строк и абзаца (красной) отступ – 1,25 см). Текст выполняется шрифтом «Times New Roman», кегль 14 выравнивается по ширине. Размер шрифта для заголовков глав – 14, для заголовков параграфов – 14.
Оглавление формируется через режим «Автособираемое оглавление».
Текст работы печатается через 1,5 интервала. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация страниц текста должна быть сквозной, первой страницей является титульный лист, второй – оглавление. На титульном листе номер страницы не ставится. Номера страниц проставляется внизу страницы, справа, шрифтом «Times New Roman», кегль 14. Не допускается использование подчеркивания, а также выделения курсивом и жирным шрифтом. Заголовки глав необходимо располагать в середине строки, без точки в конце и печатать обычными строчными буквами, не подчеркивая, без красной строки, через один полуторный интервал.
Каждую главу следует начинать с новой страницы. На новую страницу необходимо переходить используя разрыв страницы.
Заголовки параграфов необходимо располагать в середине строки без точки в конце и печатать с заглавной буквы, не подчеркивая, без красной строки и соблюдая полуторный интервал.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Главы и параграфы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.). После номера главы, параграфа, пункта и подпункта в тексте необходимо ставить точку.
Новый параграф необходимо начинать на той же странице, на которой закончился предыдущий, если на этой странице, кроме заголовка, поместится не менее трех строк текста нового параграфа.
При использовании тематических перечислений допускается только символ «–» (тире).
При оформлении работы необходимо располагать затекстовые сноски в квадратных скобках с указанием номера источника из списка литературы и через запятую порядковый номер страницы. При оформлении сноски на нормативно-правовой акт указывается только его порядковый номер в списке литературы.
Источники в списке литературы располагаются в следующем порядке:
- нормативные-правовые акты;
- научная и учебная литература;
- Интернет-ресурсы.
Нормативно-правовые акты размещаются в списке литературы по юридической силе:
Международные законодательные акты – по хронологии;
Конституция РФ;
Кодексы – по алфавиту;
Федеральные конституционные законы РФ – по хронологии;
Федеральные законы РФ – по хронологии;
Указы Президента РФ – по хронологии;
Акты Правительства РФ – по хронологии;
Акты министерств и ведомств – по хронологии;
Законы субъектов РФ·– по хронологии;
Решения иных государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления – по хронологии;
Постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ – по хронологии.
Для федеральных актов официальными источниками являются: Официальный интернет-портал правовой информации https://pravo.gov.ru, «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Парламентская газета» и др. Для региональных нормативно-правовых актов устанавливаются собственные официальные источники опубликования.
Оформление списка литературы
Нормативно-правой акт:
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 17.06.1996. – № 25. – ст. 2954.
Журнал:
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 2005. – № 2. – С.61-74.
Книга:
Бабаев Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
Агафонова Н.Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н.Н.Агафонова, Т.В. Богачева, Л.И. Глушкова; под. общ. ред. А.Г. Калпина. – М.: издательство «Юрист», 2002. – 542 с.
Сборник научных статей:
Кузнецов В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП / В.Г. Кузнецов // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. – Л., издательство «Наука», 2001. – С.54–55.
Словарь:
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д, издательство «Новь», 2005. – 808 с.
В выходных данных источников сокращается название городов: М. – Москва, Л. – Ленинград, СПб – Санкт-Петербург, Ростов н/Д – Ростов-на-Дону, Н. Новгород – Нижний Новгород. Название других городов не сокращаются.
Оформление электронных источников:
Лэтчфорд Е.У. С Белой армией в Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии адмирала А.В. Колчака. Режим доступа: https://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения 23.08.2007).
Приложение