Контрольная работа является итогом творческого, индивидуального труда студента и должна соответствовать всем предъявляемым к ней требованиям - по оформлению и по содержанию. В процессе написания контрольной работы необходимо:
• во введении - обосновать актуальность выбранной темы и четко сформулировать цель работы;
• в основной части - раскрыть содержание выбранной темы, подать материал с учетом современного уровня знаний в области физической культуры;
• в заключении подвести - итоги проделанной работы, сделать надлежащие выводы;
• в списке литературы - указать наиболее современные источники информации.
Объем контрольной работы - 10 страниц машинописного текста в редакторе ТimesNewRoman, через 1,5 интервал, 14 шрифтом.
Структура реферата должна соответствовать стандартным требованиям, предъявляемым к написанию контрольной работы:
1. Введение (Обоснование выбора темы);
2. Основная часть (Изложение темы);
3. Заключение.
4. Список используемой литературы.
Раздел 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практический раздел учебного материала имеет методикопрактическую направленность и обеспечивает овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.
Тематика занятий может включать:
• методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;
• методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;
• основы методики самомассажа;
• овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;
• методы самоконтроля состояния здоровья, функционального состояния, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.
Важное условие закрепления и совершенствования этих методов - многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.
Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессиональноприкладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.
Учебный материал практического раздела направлен на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта. Практический раздел реализуется на методико-практических занятиях, на которых предусматривается освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Проверяется через написание конспекта общеразвивающих упражнений подготовительной части занятия и практическое проведение разминки на одном из занятий (приложение № 3,4 образец) и через сдачу контрольных нормативов (приложение № 5).
1. Составление конспекта разминки и проведение по нему занятия
Методические рекомендации при написании конспекта:
Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) называются движения руками, ногами, туловищем и головой, выполняемые в разных направлениях, с различным мышечным напряжением, с разной скоростью и амплитудой.
Их цель - подготовка студента к овладению более сложными двигательными действиями. Выполняются общеразвивающие
упражнения без предметов и с предметами (с гантелями, палками, скакалками и др.), на различных гимнастических снарядах, а также с взаимной помощью (вдвоем, втроем).
По воздействию на отдельные группы мышц
общеразвивающие упражнения подразделяют на:
• преимущественно для мышц рук и плечевого пояса;
• преимущественно для мышц ног; преимущественно для мышц туловища;
• упражнения комплексного воздействия на мышцы всего тела.
С помощью комплекса этих упражнений можно увеличить силу
мышц, развить гибкость, быстроту и другие физические качества.
Терминология общеразвивающих упражнений
Под термином принято понимать краткое условное название упражнения, исходного положения и движения отдельных частей тела в разных направлениях.
Наиболее целесообразными признаются краткие термины, удобные при произношении и легко запоминающиеся. Для краткости же приняты специальные сокращения, облегчающие запись гимнастических упражнений. Например, принято опускать слова: «туловище» - при наклонах, «нога» - при махах и выпадах, «поднять» или «опустить» - при движениях руками или ногами.
Исходные положения для общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения выполняются из следующих исходных положений: стоя, сидя, лежа.
Из исходных положений самым распространенным является стойка. Наиболее простая из стоек - основная, записываемая обычно
О.С. (пятки вместе, носки врозь).
Седы - положение сидя на полу или на гимнастическом снаряде:
а) сед;
б) сед ноги врозь;
в) сед углом;
г) сед, согнув ноги в коленях;
д) сед на пятках.
Приседы - положение занимающегося на согнутых ногах.
Упоры - положения, при которых плечи выше точек опоры.
Движения руками делятся на простые, дугообразные и круги. Эти движения могут выполняться прямыми и согнутыми руками, а также предплечьями и кистями.
Простые - это переведение рук из одного положения в другое, когда угловое перемещение не превышает 90°. Например, руки - вперед - руки в стороны - руки вверх.
Положения и движения ног записываются на основе тех же принципов, что и для рук, эти записи также имеют свои особенности.
Прямую ногу можно не только выводить в нужном направлении без опоры, но и ставить на носок, например: правую в сторону на носок, левую вправо на носок.
Положения согнутых ног описывают аналогично положениям согнутых рук, только нога, в отличие от руки, сгибается под прямым углом, например: согнуть правую, согнуть правую в сторону, согнуть левую вперед, а также: согнуть правую на носок.
Правила записи общеразвивающих упражнений
При записи комплекса общеразвивающих упражнений каждое упражнение нумеруется римской цифрой. Если упражнению не дается название, то его заголовком является эта римская цифра. В этой же строчке записывается и.п., а с каждой новой строки - счёт арабскими цифрами и выполняемые под счёт действия. Например:
IV. И.п. - стойка, руки вверх
1 - присед, руки вперёд;
2 - разгибая ноги, наклон вперёд, коснуться ладонями пола;
3 - присед, руки в стороны;
4 - встать, руки вверх.
Из примера видно, что конечным положением в упражнении является и.п. Это служит отличительным признаком всех общеразвивающих упражнений. Другой пример:
IV. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 - поворот туловища направо, руки в стороны;
2 - поворот в и.п., руки на пояс;
3-4 - то же в другую сторону.
В последней строчке показано, как можно сократить запись упражнения, если вторая его половина выполняется симметрично первой. Объединить можно также запись нескольких одинаковых движений, например: 2-3 - два пружинящих наклона вперед.
При записи общеразвивающих упражнений указываются только изменяемые положения звеньев. При этом могут отсутствовать основные термины, что сообразуется с требованием краткости и правилами сокращения.
Приседы - положение занимающегося на согнутых ногах:
а) присед;
б) полуприсед;
в) присед на правой (левой).
Выпады - движение с выставлением и сгибанием опорной ноги. Различают следующие выпады:
Выпад правой (левой) - выставление правой (левой) ноги вперед с одновременным сгибанием ее таким образом, чтобы колено находилось на уровне носка.
Глубокий выпад правой (левой) - выставление правой (левой) ноги вперед с максимальным разведением ног. Выпад вправо (влево) - выставление согнутой ноги в сторону.
2. Методические рекомендации к подготовке сдачи контрольных нормативов
Содержание и методика контрольных испытаний
Бег 30 м (девушки), 60 м (юноши).Бег выполняется с высокого старта. Секундомер запускается по первому движению испытуемого. Используется для оценки уровня развития скоростных способностей. (Скорость преодоления дистанции).
Бег 200 м.Бег выполняется с высокого старта. Секундомер запускается по первому движению испытуемого. Используется для оценки уровня развития скоростных способностей. (Скорость преодоления дистанции).
Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает несколько махов руками и, с силой оттолкнувшись, махом рук снизу вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат. Используется для оценки уровня развития скоростно-силовых способностей.
Бег 1000 (2000, 3000) м. Проводится на стадионе. Результат испытуемого фиксируется по общепринятым правилам. Используется для оценки уровня развития выносливости.
Подтягивание (юноши).Хват двумя руками сверху на перекладине, прямые руки. Сгибая руки в локтевом суставе, выполняется подтягивание, подбородок выносится выше перекладины. Используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча.
Отжимание (девушки).Принимается положение упор лежа с опорой на обе руки. Сгибая руки в локтевом суставе до угла 90°, необходимо вернуться в исходное положение, спина и ноги при этом составляют одну прямую. Используется для оценки уровня развития выносливости мышц верхнего плечевого пояса.
Поднимание ног до угла 90°.Выполняется на шведской стенке из положения виса на прямых руках (Вариант: на брусьях в упоре). Поднимаются ноги до угла 90° и возвращаются в исходное положение. Используется для определения силовой выносливости мышц ног и брюшного пресса.
Поднимание туловища из положения лежа на спине.Выполняется из положения лежа на спине, руки за головой. Не сгибая коленей, поднимается туловище в положение сед, касаясь локтями коленей, и возвращается в исходное положение. Используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц брюшного пресса.
Примерные комплексы подготовительных упражнений
К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ
Скоростные и скоростно-силовые способности (тесты: бег 30м, бег 200 м, прыжок в длину с места):
Требование: выполнять упражнения с максимальной скоростью (темпом движения).
Упражнения:
1. Скоростно-силовые ациклические:
• прыжки на двух на месте (на одной на месте и с продвижением, со скакалкой, с выпрыгиванием) от 20 сек до 1 мин, отдых равен длительности работы, 3 серии;
• приседания с отягощением и без - 3 серии 8-15 раз, отдых равен работе.
2. Скоростно-силовые циклические:
• специальные беговые упражнения - до появления нарушений в технике;
• повторный бег на 30-100 м - 3-5 раз с максимальной скоростью, отдых 2-3 мин.
Силовые способности и силовая выносливость (тесты: подтягивание; отжимание; поднимание ног в висе до угла 90о; подъем туловища из положения лежа на спине, руки за головой):
Упражнения (с дополнительным отягощением или собственным весом):
1. Отжимания - 3 подхода по 8-15 раз (последний подход - максимально возможное количество раз), отдых 30 сек - 1 мин;
2. Жим штанги лежа, стоя - 3 подхода по 8-15 раз, отдых 30 сек - 1 мин
3. Разведение рук с гантелями в стороны лежа на спине - 3 подхода по 8-15 раз, отдых 30 сек - 1 мин
4. Сгибания-разгибания рук с гантелями сидя, стоя - 3 подхода по 8-15 раз (последний подход - максимально возможное количество раз), отдых 30сек - 1 мин
5. Тяга на блоке - 3 подхода по 8-15 раз, отдых 30 сек - 1мин
6. Подтягивания - 3 подхода по 8-15 раз (последний подход - максимально возможное количество раз), отдых 30 сек - 1 мин
7. Поднимание туловища на наклонной скамье с отягощением и без - 3 подхода по 8-15 раз (последний подход - максимально возможное количество раз), отдых 30 сек - 1 мин
8. Поднимание ног лежа на спине (в висе, упоре) - 3 подхода по 8-15 раз (последний подход - максимально возможное количество раз), отдых 30 сек - 1 мин.
Общая выносливость (тесты: бег 2000 м (жен); бег 3000 м
(муж)):
Упражнения:
1. Непрерывный бег или спортивные игры - 10-20 мин, ЧСС 130-150 уд/мин.
Раздел 3
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К СТУДЕНТУ-ЗАОЧНИКУ ПРИ СДАЧЕ
ЗАЧЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Физическая культура»
Условием допуска к аттестации является выполнение обязательных тестов по общефизической подготовке не ниже среднего уровня от 3 до 6 баллов по каждому из выбранных тестов, которые учитываются при выставлении общей зачетной оценки.
Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы.
Зачетные требования включают:
• теоретическую часть - знания соответствующего теоретического и методико-практического разделов;
• практическую часть - владение жизненно необходимыми умениями и навыками проведения разминки;
• контрольную часть - выполнение тестов по общей физической подготовке.
Студенты специального отделения выполняют те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья. Освобожденные от практических занятий вместо сдачи контрольных нормативов представляют рефераты по теме, связанной с их индивидуальными отклонениями в состоянии здоровья.
Итоговая оценка выводится по сумме всех трех разделов учебной деятельности, с учетом посещаемости занятий.
Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:
• понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
• знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
• иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.
Теоретическая часть предполагает овладение студентами знаниями по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекции, а также путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы. Проверяются через написание контрольной работы по выбранной теме и её защита на зачете:
• контрольная работа должна быть изложена в виде доклада и соответствовать всем требованиям - 10 баллов;
• если студент хорошо ориентируется в представленном им материале, он получает - 10 баллов;
• если студент отвечает на заданные вопросы, он получает 10 баллов. Всего по теоретическому разделу работа студента составляет 30 баллов.
При несоблюдении требований преподавателем количество баллов может быть уменьшено.
Практическая часть проверяется через написание конспекта общеразвивающих упражнений подготовительной части занятия и практическое проведение разминки на одном из занятий:
• конспект должен быть изложен в соответствии со всеми требованиями - 10 баллов;
• если студент проводит разминку со всей группой, по своему конспекту четко и качественно, он получает 10 баллов. Всего по практическому разделу работа студента составляет 20 баллов.
При несоблюдении требований преподавателем количество баллов может быть уменьшено.
Контрольная часть занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о состоянии и динамике физического развития, физической подготовленности студентов. Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической подготовке (три из предложенных семи), предусмотренные программой.
В качестве критериев результативности самостоятельных физкультурных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума в обязательных тестах, разрабатываемых кафедрой физической и специальной подготовки для студентов СПО. При выборе зачетных нормативов для сдачи следует учитывать сроки сессии:
• зачетные требования включают сдачу трех контрольных нормативов по выбору студента на положительную оценку (от 1 до 10 баллов по каждому тесту);
• студенты специальных медицинских групп выполняют те разделы программы и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья;
• освобожденные от практических занятий вместо сдачи контрольных нормативов представляют рефераты по теме, связанной с их индивидуальными отклонениями в состоянии здоровья.
Всего по контрольному разделу работа студента составляет 30 баллов.
Комплексы подготовительных упражнений к сдаче нормативов представлены во втором разделе.
При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается и посещаемость практических занятий по 5 баллов за одно занятие, что составляет 20 баллов. Полное выполнение студентом всех требований составляет 100 баллов.
Раздел 4
Приложения
Приложение 1
1. Значение физической культуры и спорта в жизни человека. Задачи и функции ФК
2. Влияние физических упражнений на полноценное развитие организма человека.
3. Лечебная физическая культура: комплексы физических упражнений направленных на устранение различных заболеваний.
4. Физическая культура как средство борьбы от переутомления и низкой работоспособности.
5. Содержание различных систем дыхательной гимнастики.
6. ГТО. История развития в СССР и России.
7. Физическая культура. Основные понятия дисциплины. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
8. Культура двигательной деятельности. Влияние физических упражнений на организм человека. Физическая культура - необходимая основа гармоничного развития личности.
9. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья.
10. Здоровье в системе общечеловеческих ценностей. Физическая работоспособность как один из основных факторов здоровья человека.
11. Здоровый образ жизни и его составляющие. Влияние защитных сил организма на уровень физической активности.
12. Введение в лечебную физическую культуру. Оздоровительные системы.
13. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
14. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.
15. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим труда, отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены.
16. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
17. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов
18. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).
19. Биологические ритмы и работоспособность. Средства ФК и С в профилактике неблагоприятного воздействия на организм гиподинамии.
20. Особенности функционирования центральной нервной системы. Рефлекторная природа двигательной деятельности.
21. Повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям внешней среды.
22. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью.
23. Физическое самовоспитание и самосовершенствование. Самоконтроль в процессе занятий ФК и С. Основные методы самоконтроля.
24. Основы методики спортивного и лечебного массажа.
25. Нетрадиционные виды спорта и оздоровительных систем (йога, ушу, шейпинг).
26. Основы техники и правил соревнований по виду спорта (по выбору студента): волейбол; баскетбол; бадминтон; настольный теннис; футбол; плавание.
Приложение 2
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Костромской автодорожный колледж»
Макарьевский филиал
Контрольная работа
по дисциплине «Физическая культура»
на тему:
Выполнил(а):
Ф.И.О. студента(ки)
№ группы
Проверил:
Ф.И.О. преподавателя
Макарьев 2019
Приложение 3
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Костромской автодорожный колледж»
Макарьевский филиал
КОНСПЕКТ
ОЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
по дисциплине «Физическая культура»
Выполнил(а):
Ф.И.О. студента(ки)
№ группы
Проверил:
Ф.И.О. преподавателя
Макарьев 2019
Приложение 4
Пример конспекта разминки
Часть занятия | Содержание | Дозировка | Метод указания |
Подготовительная | 1. Ходьба обычная | 1 круг | Дыхание произвольное |
часть занятия | 2. Бег обычный | 3 круга | Медленный бег. |
8' | 3. Ходьба обычная | 1 круг | На восстановление |
4. ОРУ на месте | дыхания. | ||
4.1. И.п. - о.с. наклоны | 6 раз | ||
головой | Выполнять спокойно. | ||
1,2 - вперед 3,4 - назад 5,6 - вправо 7 - влево 8 - и.п. 4.2. И.п. - стойка ноги | 6 раз | ||
врозь, руки к плечам 1-4 - круговые движения | Выполнять с наи- | ||
вперед | большей амплитудой | ||
5-8 - назад. 4.3. И.П. - о.с. 1 - руки вверх, левую ногу | 6 раз | движения. | |
назад, наклон назад | При выполнении про- | ||
2 - и. п. | гнуться, руки прямые, | ||
3 - то же, правая нога назад | в наклоне смотреть | ||
4 - и.п. 4.4. И. п. - ноги врозь, руки | 6 раз | вверх. | |
на пояс. | |||
1 - наклон вправо, левую руку вверх | Наклон точно в сторону | ||
2 - и. п. 3 - наклон влево, правую руку вверх 4 - и. п. 4.5. И.п. - широкая стойка, руки перед грудью 1-2-3 - наклон вперед 4 - и.п. | 6 раз | Локтями касаться пола. | |
4.6. И.п. - о.с. Прыжки. 1-4 - на правой | 6 раз | Прыгать выше | |
5-8 - на левой | |||
9-12 - на двух |
Приложение 5
№ | Баллы нормативы | ||||||||||
Бег 60 м юн | 7.8 | 8.0 | 8.2 | 8.4 | 8.6 | 8.8 | 9.0 | 9.1 | 9.2 | 9.3 | |
Бег 30 м дев | 5.2 | 5.3 | 5.4 | 5.5 | 5.6 | 5.7 | 5.8 | 5.9 | 6.0 | 6.1 | |
Бег 10х10 м юн | 30.5 | 31.0 | 31.5 | 32.0 | 32.5 | 33.0 | 33.5 | 34.0 | 34.5 | 35.0 | |
дев | 38.2 | 38.8 | 39.5 | 39.8 | 40.2 | 40.6 | 41.2 | 41.7 | 42.5 | 43.5 | |
Бег 2000 м дев | 10.00 | 10.25 | 10.50 | 11.15 | 11.50 | 12.25 | 13.00 | 13.30 | 14.00 | 14.30 | |
Бег 3000 м юн | 13.00 | 13.30 | 14.00 | 14.30 | 14.45 | 15.00 | 15.15 | 15.30 | 15.50 | 16.00 | |
Прыжки юн в дл./места | 2.50 | 2.40 | 2.35 | 2.30 | 2.25 | 2.20 | 2.15 | 2.10 | 2.07 | 2.00 | |
дев | 2.00 | 1.95 | 1.90 | 1.85 | 1.80 | 1.75 | 1.70 | 1.65 | 1.60 | 1.50 | |
Подтягивание юн | |||||||||||
Подъем туловища из пол. лежа дев | |||||||||||
Отжимание юноши | |||||||||||
Отжимание дев | |||||||||||
Поднимание юн ног | |||||||||||
дев |
Контрольные нормативы по дисциплине
«Физическая культура»
Библиографический список
1. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебное пособие для вузов / 1ТС. / И.С. Барчуков. - ЮНИТП-ДЛНЛ. 2003.
2. Виленский, М.Я. Физическая культура студента / М.Я. Виленский, В.И. Идьмпич. - М.: Гайдарики. 2001.
3. Герасимов, А.Ю. Формирование познавательной активности студентов на занятиях по физической культуре [Текст] / А.Ю. Герасимов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1(47). - С. 21-25.
4. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст] / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
5. Дзержинский, Г.А. Физическая культура: курс лекций / Г.А. Дзержинский, И.В. Прохорова. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. - 151 с.
6. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
7. Егорчев, А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма [Текст] / А.О. Егорчев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 53-56.
8. Любимова, Г.И. Оздоровительная аэробика. Учебнометодический комплекс - по дисциплине «Физическая культура» (лек- тивный курс) для студентов 1 курсов Г.И. Любимова. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006.
9. Манжелей, И.В. Материалы для проведения мониторинга качества физического воспитания студентов / И. В. Манжелей, Р. А. Симонова. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2006.
10. Манжелей, И.В. Самостоятельная работа студентов по дисциплине (Физическая культура» учебно-методическое пособие) / И.В. Манжелей, А.Г. Молодкин. - Тюмень: Издательство «Вектор-Бук», 2006.
11. Матвеев, А.П. Экзамен по физической культуре: Вопросы и ответы / А.П. Матвеев. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
12. Оптимизация управления тренировочного процесса на основе изменения функционального состояния: монография / Башкин В.М. - СПБГУАП, 2011. - 192 с. /Доступ из локальной сети ФБ СПБГУАП/.
13. Педагогика Физической Культуры и Спорта. Электронная версия учебника для студентов вузов / Марищук В. Л., Романенко Н.В, Пашута В.Л., Евдокимов М.А. - СПБВИФК. - 2004. - 320 с. /Доступ из локальной сети ФБ СПБГУАП/.
14. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин. - М.: Академия, 2002.
15. Социальные и биологические основы физической культуры и здорового образа жизни: Электронный учебник для студентов вузов / Давиденко Д.Н - СПБГТУ, - 2001. - 366 с. /Доступ из локальной сети ФБ СПБГУАП/.
16. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2001.
17. Щеголев, В.А. Физическая культура и спорт как средства формирования общественной активности у студентов вузов [Текст] / В.А. Щеголев. Е.Р. Полякова // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской науч.-практич. конференции; под общ. ред. В.Ю. Волкова и др. - М., 2001. - С. 187-188