ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Финансово-экономическое обоснование




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Земельный кодекс Российской Федерации в части предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, а также изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами»

 

Предлагаемый проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Земельный кодекс Российской Федерации в части предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, а также изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами» (далее – законопроект) направлен на совершенствование земельного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о недрах в целях закрепления эффективных механизмов оформления прав на земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

В настоящее время в соответствии с ч. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 25.1 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление земельного участка, необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется после утверждения в установленном порядке проектной документации для проведения указанных работ.

При этом, утверждение проектной документации, в соответствии с требованиями ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется после прохождения процедуры экспертизы проектной документации на объекты капитального строительства.

В свою очередь, согласно ст. ст. 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, необходимость наличия прав на земельный участок предусмотрена уже на этапе проектирования и государственной экспертизы проектной документации.

В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, осуществляется в отношении объектов, строящихся или реконструируемых в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, в связи с чем на этапе подготовки проектной документации необходимо наличие у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок.

В связи с этим, возникает противоречие между законодательством о градостроительной деятельности и законодательством о недрах, связанное с порядком предоставления земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Учитывая, что экспертиза проектной документации объектов капитального строительства предусматривает проверку проектной документации требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, результатам инженерных изысканий, а также учитывая необходимость недопущения возведения самовольных построек представляется обоснованным сохранение необходимости оформленных прав на земельный участок на этапе градостроительного проектирования.

В то же время, в целях устранения противоречий между законодательством о недрах и земельным законодательством в части момента оформления прав на земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с пользованием недрами, законопроектом предлагается внести изменения в часть третью статьи 251 Закона Российской Федерации «О недрах», наделяющие пользователя недр правом обращаться за получением земельных участков после включения в лицензию на пользование недрами сведений о границах территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами, на основании технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, согласованного в соответствии со статьей 232 настоящего Закона.

Указанное изменение позволит пользователям недр получить земельный участок в порядке, установленном земельным законодательством, перед подготовкой проектной документации и представлением ее на государственную экспертизу, предусмотренную ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в настоящее время затруднена реализация прав недропользователей по изъятию и получению в аренду без торгов земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Порядок и условия освоения месторождений полезных ископаемых устанавливаются как в лицензии на пользование недрами, так и в техническом проекте разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участком недр. При этом технология проведения горных работ, в особенности открытым способом, предусматривает проведение работ как непосредственно на лицензионном участке, так и за его границами (например, для осуществления внешнего отвалообразования, строительства объектов инфраструктуры и т.п.).

Вместе с тем, действующее земельное законодательство либо ограничивает возможность обоснования границ необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, земельного участка исключительно лицензией на пользование недрами (ст. 563 Земельного кодекса Российской Федерации), либо хотя и не предусматривает перечня обосновывающих документов напрямую в законе (ст. ст. 396, 3923 Земельного кодекса Российской Федерации), но ограничивает его в соответствующих подзаконных актах (например, в Перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1).

В результате, на сегодняшний день, пользователь недр может получить в специальном порядке, предусмотренном указанными выше нормами земельного законодательства, только те земельные участки, которые непосредственно расположены в границах участка недр, указанных в лицензии.

Учитывая, что технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых и иная проектная документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в соответствии со статьей 232 Закона Российской Федерации «О недрах» проходят всесторонний анализ и оценку при их согласовании с комиссией, в которой участвуют представители Минприроды России, Роснедр, Росприродназора и Ростехнадзора, законопроектом предлагается закрепить возможность обоснования получения и изъятия земельных участков, необходимых для целей недропользования, не только лицензией, но и указанными техническими проектами.

Требования к включению информации об объектах горнодобывающей инфраструктуры в проектной документации предусмотрены п. п. 1.3, 2.8, 2.10, 3, пп. пп. 3.1, 3.2, 11, 12 п. «а», пп. пп. 5, 5.4, 5.5, 5.6, 10, 10.1 – 10.3, 7 – 10 п. «б» разд. I Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 25.06.2010 № 218.

Правоприменительная практика также свидетельствует о необходимости предоставления земельных участков недропользователями за границами лицензий, в связи с потребностью размещения объектов обустройства месторождения, объектов размещения отходов добычи и связанных с ней перерабатывающих производств за границами участка недр, предоставленного по лицензии, а, зачастую, и невозможностью размещения таких объектов в границах лицензионных участков.

Также, земельные участки, расположенные за границами предоставленного участка недр, несмотря на наличие объектов ведения горных работ, зачастую предоставляются в аренду путем проведения торгов (аукционов), что также влечет затягивание сроков и возникновение существенных издержек недропользователей. При этом такие земельные участки, расположенные в непосредственной близости от горных выработок и промышленных сооружений, входящих в комплекс горнодобывающего предприятия, фактически могут использоваться только конкретным пользователем недр, который и становится единственным участником аукциона.

Актуальность предлагаемых изменений подтверждают многочисленные обращения пользователей недр за разъяснениями о возможности изъятия земельных участков в связи с осуществлением недропользования, расположенных (выходящих) за границами участков недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензиями, случаи отказов в удовлетворении ходатайств об изъятии земельных участков для указанных целей по причине нахождения испрашиваемых земельных участков за границами указанных в лицензиях участков недр, а также судебные процессы.

В целях четкого определения перечня земель и земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием определенным участком недр, законопроектом также предлагается установить, что сведения о границах территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами, подлежат включению в лицензию на пользование недрами на основании технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по заявке пользователя недр, в порядке, определяемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

Полномочия, связанные с реализацией законопроекта, будут осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ

Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию с в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Земельный кодекс Российской Федерации в части предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, а также изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами»

 

Принятие предлагаемого проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Земельный кодекс Российской Федерации в части предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, а также изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами» не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.

 


 

ПЕРЕЧЕНЬ

Нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Земельный кодекс Российской Федерации в части предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, а также изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами»

 

Принятие предлагаемого проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Земельный кодекс Российской Федерации в части предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, а также изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами» не потребует принятия актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Принятие предлагаемого проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Земельный кодекс Российской Федерации в части предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, а также изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами» потребует принятия следующих актов:

1. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные акты Министерства экономического развития Российской Федерации»

Обоснование необходимости подготовки: статья 2 законопроекта.

Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки – внести изменения в Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1, и Форму ходатайства об изъятии земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250 с целью закрепления возможности обоснования границ земельного участка, необходимого для целей недропользования, который приобретается без проведения торгов или изымается для государственных нужд, не только лицензией на пользование недрами, но и согласованным в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Сроки подготовки: установленные после принятия предлагаемого проекта федерального закона.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной – Минэкономразвития России, соисполнители – Минприроды России, Роснедра.

2. Приказ Минприроды России «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. № 315».

Обоснование необходимости подготовки: статья 1 законопроекта.

Изложение предполагаемых правовых предписаний: регламентация в Административном регламенте процедуры включения в лицензию сведений о границах территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами, с указанием их географических координат.

Сроки подготовки: установленные после принятия предлагаемого проекта федерального закона.

 

 


 

Финансово-экономическое обоснование

Проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Земельный кодекс Российской Федерации в части предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, а также изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами»

 

Принятие и реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

Реализация федерального закона осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных данными органами в федеральном бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций.

 


 

Проект



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: