Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.). В XX веке роль и функции государства существенно изменились.
Сглаживание, предотвращения негативных последствий рыночных регуляторов − цель экономической деятельности государства.
Исходя из вышесказанного можно определить основные экономические функции государства (правительства):
• обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);
• защита конкуренции. Поскольку господство монополий наносит вред всему обществу, до сих пор антимонопольные мероприятия служит для поддержания определенной конкуренции, становится функцией государства;
• перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);
• финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
• изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
• контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
• финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг. [8].
Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с частным сектором и частным предпринимательством имеются государственный сектор и государственное предпринимательство. ВXX веке государство стало полноправным субъектом экономических отношений и выступает как производитель, продавец, покупатель, инвестор и т.п.
Государственный сектор на основе государственной собственности, который распространен в областях экономики, имеет большое народнохозяйственное и социальное значение в капиталоемких, низкорентабельных или убыточных отраслях, не выгодных для частного сектора. (Это частично объясняет низкую эффективность государственных форм собственности по сравнению с другими). [25, c. 120].
Практически государственная собственность представлена преимущественно в следующих сферах и отраслях экономики:
• производственная инфраструктура (энергетика, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.). Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, часто требуют дотаций. Поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности;
• социальная (непроизводственная) инфраструктура – образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и т.п.;
• новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу – атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.
В некоторых странах, значительная доля государственной собственности в добывающей промышленности, в связи с их высокой капиталоемкостью и низкой рентабельностью.
Границы государственного имущества в подвижной рыночной экономике варьируется в зависимости от того, как сочетается частная собственность, в целях лучшего решения проблем по стабилизации экономики, роста социально-экономической эффективности, предотвращения отставания от других стран. В 50-х годах в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; в 80-х годах – проводится приватизация и свертывание государственного сектора. В 80-х годах вклад государственных предприятий в экономику составлял: во Франции – 22,8%, ФРГ – 14, Италии – 20, Великобритании – 16,7, Австрии – 24%.
Государственные предприятия отличаются от частных, так как они не ставят в качестве приоритета максимизацию прибыли, и подчиняют свои финансовые интересы политическим и социальным целям. В первую очередь, для обеспечения максимальной социально-экономической выгоды и содействия национальным целям. [8].
Государство в рыночной экономике является производителем общественных благ и услуг (товаров). Особенность общественных благ является то, что их полезность простирается более чем на одно лицо (национальная оборона, защиты от наводнений и т.д.). Производство таких товаров, как правило, не в пользу частного сектора, но они необходимы для общества в целом, так и государство берет на себя их производства.
Если мы сравним социальные и индивидуальные (личные) преимущества, в первую очередь характеризуется следующими:
• неисключаемостью – отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ;
• неделимостью (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);
• с увеличением потребителей издержки производства не меняются (если установлен светофор, то издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек);
• выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой, а с их производством (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост).
Наряду с прямыми хозяйственной деятельности, государство выполняет обширную регулирующую функцию, влияя на частный сектор в целях достижения определенных результатов. [8].
Государственное регулирование экономики осуществляется на основе соответствующего законодательства (законы о сделках с недвижимостью, договоров и обязательств, защиты прав потребителей, труда и социальной защиты, охраны природы, налогообложения, антимонопольного законодательства, и т.д.).
Все методы государственного воздействия на экономику можно разделить на административные и экономические. Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры, запрещения и разрешения.
Экономические методы регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствовала бы проводимой государством политике. Выдвигая на первый план те или иные задачи (стимулирование капиталовложений, обеспечение занятости, структурной перестройки, экономического проста, борьбы с инфляцией, поощрения экспорта и т.п.), государство проводит соответствующую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. [25, c. 203].
Налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность – вот основные инструменты государственного воздействия на экономику в условиях рынка.
Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, должны быть границы и площади государственного вмешательства в экономику.
В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства.
Таблица 2.1. – Модели рыночных экономик
Модели Критерии | Социальное рыночное хозяйство | Смешанная экономика | Корпоративная экономика |
Цель государственных программ | Защита интересов граждан | Создание условий для развития предпринимательства | Защита интересов крупного бизнеса |
Принципы регулирования экономики | Долгосрочное программирование | Использование преимущественно тактических методов | Определение основных приоритетов |
Доля государственного сектора | Около 30% | Около 10% | Незначительная |
Наиболее типичные страны | Швеция, Германия | США | Япония |
Примечание – Источник [8]
Стратегия государственного регулирования экономики направлена сегодня на постепенное сокращение прямого вмешательства государства при усилении косвенного воздействия. Размеры поддержки отраслей, производственных комплексов и предприятий за счет средств бюджетов разных уровней крайне малы, при этом происходит переход от бюджетного финансирования крупных программ к поддержке отдельных эффективно работающих компаний. Представляется, однако, что поспешный уход государства из определенных сфер деятельности является преждевременным, а масштабы и формы, в которых оно продолжает осуществлять контроль в тех сегментах экономики, где еще сохраняет свое присутствие, далеко не всегда можно считать адекватными. В рамках госсектора следует, на наш взгляд, говорить о необходимости возрастания государственного влияния.
К факторам, обусловливающим масштабы и способы государственного регулирования экономики, относятся ее разгосударствление, формирование многоукладной структуры, демонтаж системы директивного планового управления и резкое снижение возможностей прямого государственного вмешательства в работу предприятий. [8].
В заключение следует подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка, видоизменение, исправление рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования. Также в наилучшем случае экономика страны должна быть смешанной, в которой происходящее взаимодействие государства и рыночных сил способствует выполнению сложных экономических проблем.