Место и роль государства в рыночной экономике




Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.). В XX веке роль и функции государства существенно изменились.

Сглаживание, предотвращения негативных последствий рыночных регуляторов − цель экономической деятельности государства.

Исходя из вышесказанного можно определить основные экономические функции государства (правительства):

• обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);

• защита конкуренции. Поскольку господство монополий наносит вред всему обществу, до сих пор антимонопольные мероприятия служит для поддержания определенной конкуренции, становится функцией государства;

• перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);

• финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

• изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;

• контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

• финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг. [8].

Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с частным сектором и частным предпринимательством имеются государственный сектор и государственное предпринимательство. ВXX веке государство стало полноправным субъектом экономических отношений и выступает как производитель, продавец, покупатель, инвестор и т.п.

Государственный сектор на основе государственной собственности, который распространен в областях экономики, имеет большое народнохозяйственное и социальное значение в капиталоемких, низкорентабельных или убыточных отраслях, не выгодных для частного сектора. (Это частично объясняет низкую эффективность государственных форм собственности по сравнению с другими). [25, c. 120].

Практически государственная собственность представлена преимущественно в следующих сферах и отраслях экономики:

• производственная инфраструктура (энергетика, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.). Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, часто требуют дотаций. Поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности;

• социальная (непроизводственная) инфраструктура – образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и т.п.;

• новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу – атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.

В некоторых странах, значительная доля государственной собственности в добывающей промышленности, в связи с их высокой капиталоемкостью и низкой рентабельностью.

Границы государственного имущества в подвижной рыночной экономике варьируется в зависимости от того, как сочетается частная собственность, в целях лучшего решения проблем по стабилизации экономики, роста социально-экономической эффективности, предотвращения отставания от других стран. В 50-х годах в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; в 80-х годах – проводится приватизация и свертывание государственного сектора. В 80-х годах вклад государственных предприятий в экономику составлял: во Франции – 22,8%, ФРГ – 14, Италии – 20, Великобритании – 16,7, Австрии – 24%.

Государственные предприятия отличаются от частных, так как они не ставят в качестве приоритета максимизацию прибыли, и подчиняют свои финансовые интересы политическим и социальным целям. В первую очередь, для обеспечения максимальной социально-экономической выгоды и содействия национальным целям. [8].

Государство в рыночной экономике является производителем общественных благ и услуг (товаров). Особенность общественных благ является то, что их полезность простирается более чем на одно лицо (национальная оборона, защиты от наводнений и т.д.). Производство таких товаров, как правило, не в пользу частного сектора, но они необходимы для общества в целом, так и государство берет на себя их производства.

Если мы сравним социальные и индивидуальные (личные) преимущества, в первую очередь характеризуется следующими:

• неисключаемостью – отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ;

• неделимостью (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);

• с увеличением потребителей издержки производства не меняются (если установлен светофор, то издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек);

• выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой, а с их производством (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост).

Наряду с прямыми хозяйственной деятельности, государство выполняет обширную регулирующую функцию, влияя на частный сектор в целях достижения определенных результатов. [8].

Государственное регулирование экономики осуществляется на основе соответствующего законодательства (законы о сделках с недвижимостью, договоров и обязательств, защиты прав потребителей, труда и социальной защиты, охраны природы, налогообложения, антимонопольного законодательства, и т.д.).

Все методы государственного воздействия на экономику можно разделить на административные и экономические. Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры, запрещения и разрешения.

Экономические методы регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствовала бы проводимой государством политике. Выдвигая на первый план те или иные задачи (стимулирование капиталовложений, обеспечение занятости, структурной перестройки, экономического проста, борьбы с инфляцией, поощрения экспорта и т.п.), государство проводит соответствующую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. [25, c. 203].

Налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность – вот основные инструменты государственного воздействия на экономику в условиях рынка.

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, должны быть границы и площади государственного вмешательства в экономику.

В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства.

 

 

Таблица 2.1. – Модели рыночных экономик

Модели   Критерии Социальное рыночное хозяйство Смешанная экономика   Корпоративная экономика  
Цель государственных программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономики Долгосрочное программирование Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля государственного сектора Около 30% Около 10% Незначительная
Наиболее типичные страны Швеция, Германия США Япония

Примечание – Источник [8]

 

Стратегия государственного регулирования экономики направлена сегодня на постепенное сокращение прямого вмешательства государства при усилении косвенного воздействия. Размеры поддержки отраслей, производственных комплексов и предприятий за счет средств бюджетов разных уровней крайне малы, при этом происходит переход от бюджетного финансирования крупных программ к поддержке отдельных эффективно работающих компаний. Представляется, однако, что поспешный уход государства из определенных сфер деятельности является преждевременным, а масштабы и формы, в которых оно продолжает осуществлять контроль в тех сегментах экономики, где еще сохраняет свое присутствие, далеко не всегда можно считать адекватными. В рамках госсектора следует, на наш взгляд, говорить о необходимости возрастания государственного влияния.

К факторам, обусловливающим масштабы и способы государственного регулирования экономики, относятся ее разгосударствление, формирование многоукладной структуры, демонтаж системы директивного планового управления и резкое снижение возможностей прямого государственного вмешательства в работу предприятий. [8].

В заключение следует подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка, видоизменение, исправление рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования. Также в наилучшем случае экономика страны должна быть смешанной, в которой происходящее взаимодействие государства и рыночных сил способствует выполнению сложных экономических проблем.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: