2018/2019
ДО
ЗО 3,6 года
ЗО 5 лет
Утверждено на заседании кафедры ЭМиМ
Протокол № 1 от 05.09.2018г.
Перечень вопросов государственного экзамена
По направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
направленность (профиль) «Менеджмент организации»
1. Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента. Научные подходы к развитию менеджмента.
2. Внутренняя и внешняя среда организации. Внутренние переменные. Взаимосвязанность внутренних переменных. Характеристики внешней среды: среда прямого и косвенного воздействия.
3. Планирование как функция менеджмента. Горизонты и организационные подходы в планировании. Виды и техника планирования. Организация планирования. Методы планирования.
4. Организация как базовая функция менеджмента. Основы организационной деятельности. Организация взаимодействия. Делегирование, ответственность и полномочия. Организационные структуры: преимущества и недостатки.
5. Функция управления – мотивация. Сущность, значение и необходимость мотивации персонала. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Использование различных теорий мотивации в практике управления персоналом
6. Контроль в системе менеджмента. Сущность управленческого контроля. Классификация видов контроля. Процесс контроля. Методы управленческого контроля
7. Коммуникации в управлении организацией. Понятие коммуникаций. Виды коммуникационных сетей (структур). Способы организации коммуникаций. Коммуникационный процесс. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации.
8. Поведение группы в организации: классификация групп, факторы, влияющие на сплоченность группы, групповые процессы, групповые состояния, групповые эффекты
|
9. Конфликты в организации: причины, профилактика, типы поведения, стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Управление стрессами в организации
10. Командообразование: условия формирования команды, принципы командообразования, стадии становления команды, распределение ролей в команде, факторы, влияющие на эффективность команды.
11. Сущность лидерства. Особенности формального и неформального лидерства. Основные теории лидерства. Политическое лидерство.
12. Корпоративная культура, ее компоненты и влияние на деятельность организации.
13. Методы принятия управленческих решений. Система методических приемов при разработке управленческого решения. Информационное обеспечение управленческих решений.
14. Технологии принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности.
15. Понятие информационной безопасности. Основное состояние современной информационной безопасности. Наиболее распространенные угрозы информационной безопасности.
16. Понятие, виды налогов и сборов в Российской Федерации. Общая характеристика федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Специальные налоговые режимы.
17. Элементы налогообложения, их роль при введении налогов. Характеристика элементов на примере любого налога.
18. Эволюция концепций маркетинга. Современная концепция маркетинга.
|
19. Маркетинговая среда предприятия: факторы внешней и внутренней среды. Структура анализа маркетинговой среды.
20. Маркетинг как основа связи предприятия с рынком. Маркетинговое управление предприятием: направления и этапы. Управление спросом.
21. Конкуренция на рынке: понятие и виды.Модели анализа конкуренции на рынке. Конкурентоспособность фирмы и товара.
22. Рыночное ценообразование: цели и методы. Обоснование и реализация ценовой стратегии фирмы на рынке.
23. Ценообразование: понятие, сущность, основные подходы. Отражение целей организации в политике ценообразования. Долгосрочные цели фирмы как фактор стратегии и тактики ценообразования
24. Управление совершенствованием процесса установления цен на продукцию. Основные управленческие приемы анализа экономической приемлемости изменения цен. Роль государственного контроля в управлении ценообразованием организации
25. Основы формирования ценовой стратегии: этапы разработки ценовой стратегии, выбор типа ценовой стратегии. Управление ценообразованием фирмы при различных типах конкурентной среды
26. Маркетинговые коммуникации: сущность, виды, инструменты. Маркетинговые коммуникации и стимулирование сбыта.
27. Бизнес-планирование: задачи, содержание и этапы. Место бизнес-планирования в стратегическом управлении организацией.
28. Особенности разработки бизнес-планов с целью создания нового производства, модернизации производства, расширения объемов и ассортимента производства.
29. Бизнес-план: виды и требования к разработке. Перечень и содержание разделов бизнес-плана.
|
30. Показатели эффективности бизнес-плана: чистая текущая стоимость, индекс прибыльности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости инвестиций. Риски в предпринимательской деятельности.
31. Управление человеческими ресурсами организации: задачи, принципы и методы управления, типы кадровой политики, функции службы управления персоналом.
32. Понятие и структура кадров предприятия. Учет и планирование кадров. Нормативные документы, регламентирующие использование и оплату труда
33. Оценка персонала организации: при отборе на вакантные должности, методы оценки текущей деятельности, аттестация персонала, оценка кандидатов в кадровый резерв.
34. Развитие персонала организации: этапы профессионального обучения, формы повышения квалификации, этапы развития карьеры, модели карьерного роста.
35. Виды и порядок заключения Трудового договора. Порядок расторжения Трудового договора по инициативе работника и работодателя. Виды и порядок предоставления отпусков.
36. Современное состояние науки об организации производства. Отечественный и зарубежный опыт внедрения эффективных систем организации производства. Значение стратегических партнерств в производстве.
37. Состав и структура основных средств предприятия. Физический и моральный износ основных средств. Инвентаризация основных средств. Использование основных средств.
38. Прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности: понятие, периодизация, виды прогнозирования, принципы и методы планирования.
39. Основные инструменты управления качеством: стандартизация, сертификация, регламентация, брэнды и товарные знаки.
40. Философия качества и ее содержание на различных этапах развития человечества. Интегральные характеристики качества и способы их определения.
41. Техническое регулирование в РФ. Характеристика национальной системы стандартизации РФ. Формы, принципы, схемы сертификации.
42. Логистика в системе менеджмента. Задачи и функции логистики. Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики.
43. Закупочная логистика. Сущность, цели и задачи закупочной логистики. Механизм функционирования закупочной логистики. Планирование закупок. Служба закупок на предприятии
44. Логистика производственных процессов. Организация материальных потоков в производстве.
45. Логистика распределения и сбыта. Сущность, цели, задачи. Работа с посредниками.
46. Стратегические проблемы развития производства и сферы услуг: выбор сферы деятельности, поиск новых направлений развития, снижение рентабельности, отсутствие роста, уменьшение доли рынка, отсутствие баланса между хозяйственными подразделениями в диверсифицированной компании, недостаточность инноваций.
47. Цели, сущность и принципы стратегического менеджмента. Этапы стратегического менеджмента: анализ рынка, стратегическое видение, формулирование миссии, постановка целей и разработка стратегии, реализация стратегии, подведение итогов.
48. Виды корпоративных стратегий. Характеристики корпоративных стратегий организаций. Виды диверсификации: вертикальная, горизонтальная, центрированная, конгломератная.
49. Бухгалтерский учет как часть общей системы информации о деятельности предприятий: бухгалтерский, финансовый, управленческий учет. Измерители, используемые для характеристики и измерения имущества организации, его движения, хозяйственных процессов и явлений. Задачи, функции, принципы бухгалтерского учета. Четырехуровневая система документов, применяемая в бухгалтерском учете.
50. Предмет и метод бухгалтерского учета. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.
51. Бухгалтерский баланс как метод статического обобщения бухгалтерских данных об объектах наблюдения, обеспечивающих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность. Классификация статических бухгалтерских балансов по времени составления; источникам составления; объему информации; характеру деятельности; объекту отражения; способу очистки.
52. Счета бухгалтерского учета, их роль, строение. Метод двойной записи на счетах. Синтетические и аналитические счета, балансовые и забалансовые счета, активные, пассивные и активно-пассивные счета. План счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов.
53. Наличные и безналичные расчеты: общая характеристика. Правила осуществления кассовых операций: требования к помещению кассы, учет поступления и выбытия наличных денег и денежных документов; отчет кассира; ревизия кассы. Операции по расчетному счету: порядок открытия счета; документальное оформление зачисления наличных денег на расчетный счет и их снятия; документальное оформление безналичных расчетов.
54. Учет сырья и материалов на предприятии: общие понятия, классификация. Синтетический и аналитический учет поступления и выбытия материалов. Методы оценки материально-производственных запасов при их выбытии: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, способом ФИФО.
55. Учет основных средств: понятие, условия принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Оценка основных средств. Синтетический и аналитический учет поступления, ввода в эксплуатацию и выбытия основных средств. Порядок начисления амортизации основных средств.
56. Система директ-костинг. Три модификации графика безубыточности. Формулы анализа безубыточности
57. Необходимость, цели и задачи финансового анализа. Методы и приемы финансового анализа. Система коэффициентов, характеризующих финансовое состояние организации
58. Оценка финансовой устойчивости организации. Анализ финансовых результатов и рентабельности организации. Анализ деловой активности. Оценка потенциального банкротства организации
59. Сущность и назначение контроллинга. Основные задачи, функции и принципы контроллинга. Классификация контроллинга. Основные методы и инструменты контроллинга.
60. Различия оперативного и стратегического контроллинга. Стратегический контроллинг: понятие, методы, инструменты. Оперативный контроллинг: понятие, методы, инструменты.
61. Прикладной контроллинг: контроллинг маркетинга; контроллинг логистики; финансовый контроллинг; контроллинг инвестиций; контроллинг инноваций.
62. Структура капитала и принятие решений инвестиционного характера. Политика управления структурой капитала. Дивидендная политика
63. Методы оценки риска инвестиционного проекта. Риски инвестирования в ценные бумаги
64. Оптимизация инвестиционного портфеля. Оценка безубыточности и чувствительности инвестиционного проекта с учетом фактора времени.
65. Принципы сохранения жизни и здоровья. Физическая подготовка как компонент здорового образа жизни.
66. Приемы оказания первой помощи при возникновении неблагоприятных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов и чрезвычайных ситуаций.