Концепции национальной политики правительства Российской Федерации определяет:
§ сохранение целостности Российской Федерации;
§ равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
§ запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
§ право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться национальным языком, сохранять и развивать национальную культуру, традиции, обычаи;
§ предупреждение возможных межэтнических конфликтов, очагов межнациональной напряженности.
Последнее российское десятилетие наглядно отражает и новые проблемы. Связаны они с появлением политических сил как внутри страны, так и за ее пределами, заинтересованных в дестабилизации обстановки, отказе от формирующегося курса развития, построения гражданского общества и правового государства. Достаточно часто разыгрывается национальная карта, направленная на выработку платформы сепаратизма, разжигание межнациональной розни и религиозного противостояния. Сегодня реальной угрозой в России, как и в мире, становятся терроризм и экстремизм, маскирующийся в религиозные одежды. В этих условиях политически неверно сводить возникающие проблемы исключительно к материальным. Они уходят и в духовную сферу. Относиться к этому следует серьезно.
В международной практике безусловно успешными оказались те народы, чья самоорганизация осуществлялась на основе национальных ценностей. Яркий пример - Великобритания, Франция, Германия, государства Юго-Восточной Азии. Там, где приоритетной была политика размывания национальной специфики и формирования общества на основе ценностей, предлагаемых всей мощью государства, неизбежно возникало межэтническое противостояние. Россия не стала исключением. Именно игнорирование национальных проблем в течение последнего столетия во многом способствовало распаду СССР. В результате и сформировались особенности современного состояния России. К ним можно отнести стремление национальных элит к национальной самореализации, настороженное отношение граждан к власти, проблемы в межличностных отношениях, неразрывно связанные и вытекающие из системы национального образования, социального и религиозного прошлого, семейных традиций и национальной культуры в целом.
|
При формировании своей позиции в сфере межэтнических отношений Администрация Кемеровской области исходит из четкого осознания того, что власть не должна делать никакого различия между этносами, что представители всех народов должны пользоваться одинаковыми правами и нести одинаковые обязанности. Только при соблюдении этого условия возможно формирование доверия населения к власти, без чего не может быть сбалансированного управления в многонациональном по составу регионе. Исключением в этом отношении являются только представители коренных малочисленных народов (шорцы - около 10 тыс., телеуты - около 2 тыс. чел.), в соответствии с нормами международного права и федеральным законодательством имеющие особый правовой статус.
В целом специфика курса региональной национальной политики в наступившем столетии выражается в отказе от представления о том, что она имеет второстепенный характер, размывается в повседневных проблемах общего социального благоустройства людей. Развитие Кузбасса как многонационального региона возможно только в условиях межнационального мира и гражданского согласия. Это положение становится приоритетным. Региональная национальная политика должна способствовать укреплению внутренней безопасности региона.
|
Определенные в октябре 1990 г. на I Областной конференции национальных обществ и представителей национальностей Кузбасса курс национальной политики, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, был направлен в первую очередь на сохранение национального своеобразия области и развитие национальных культур.
В связи с этим органами законодательной и исполнительной власти Кемеровской области и были сформированы основные направления региональной национальной политики:
§ соблюдение конституционных прав национальных групп;
§ оказание поддержки развитию национальных культур, языка;
§ распространение влияния национально-культурного движения на все национальные диаспоры и этнические группы;
§ подготовка национальных кадров;
§ содействие экономическому развитию национальных предприятий;
§ создание рабочих мест в национальных районах;
§ предупреждение возможных межэтнических конфликтов, очагов межнациональной напряженности.[5]
Можно констатировать, что в области сформировалась достаточно устойчивая тенденция распространения влияния национально-культурного движения на большую часть крупных национальных диаспор и этнических групп.
|
Наиболее серьезным достижением Администрации Кемеровской области, общественных организаций, жителей Кузбасса в последние годы стало то, что при наметившихся темпах экономического роста район избежал конфликтов на национальной почве, обычных при проведении социально-экономических и политических реформ. Для области в настоящее время не характерна активизация деятельности экстремистских националистических организаций. Этого во многом помог избежать многовековой опыт совместного проживания на земле Кузнецкой десятков народов, тот исторический путь, который прошла область за 60 лет.
В то же время политические, демографические и социально-экономические процессы диктуют поиск новых направлений в решении возникающих проблем.
Необходимость поиска ответов диктует резко меняющаяся социальная и политическая обстановка в Кузбассе. Кемеровская область имеет существенные преимущества по сравнению с соседями. Развитая промышленность, богатые сырьевые ресурсы создают основу для устойчивого развития и перспективы роста числа рабочих мест как для населения области, так и для мигрантов. Именно это привело к тому, что при сокращении рождаемости, повышении смертности, проблемах занятости, оттоке части населения в европейскую часть России и в зарубежные страны область сохраняет относительно стабильную численность городского населения.
Как и соседние регионы Сибири, Кузбасс привлекателен для представителей целого ряда народов стран СНГ, Северного Китая и Юго-Восточной Азии. Учитывая современную демографическую обстановку (устойчивый рост) и более низкий уровень жизни населения регионов, эти тенденции устойчивы. Менее развитые в индустриальном отношении регионы Сибири приняли первую волну мигрантов. Кузбасс в ближайшие десятилетия примет следующие.
Можно ожидать, что доля представительства народов России и СНГ в составе населения области будет меняться. Сравнивая статистические данные 2002 г. по представителям народов Кавказа, зарегистрированных на территории Кемеровской области, с результатами переписи 1989 г., можно сделать вывод, что прирост населения только по этой группе составил около 5 тыс. человек. Исключительно высокие темпы прироста дают диаспоры выходцев из Средней Азии, республик, традиционно отличающихся высокими показателями рождаемости. В настоящее время по данным УПВС ГУВД КО по Кемеровской области уже зарегистрировано 3513 выходцев из Казахстана, 1515 - из Узбекистана, 1885 - из Киргизии. К притоку мигрантов надо относиться спокойно. Однако в связи с этим возникает задача сохранения национального мира и нейтрализации возможных межэтнических конфликтов, обычных при разграничении сфер экономической деятельности. Процесс этот неизбежен.