в службе деятельности милиции




 

Интенсивная миграция приводит к формированию национальных диаспор, изменению этнического состава населения. К наиболее многочисленным диаспорам относятся китайская, афганская и вьетнамская; во всех субъектах РФ, граничащих с Казахстаном, наблюдается процесс заселения их казахами. Как результат, в районах проживания мигрантов фиксируются многочисленные требования о создании культурно-национальных автономий, имеют место факты проникновения представителей диаспор во властные структуры, экономику, банковскую и финансовую деятельность.

По некоторым оценкам, представителями азербайджанской, ар­мянской, грузинской и ряда других диа­спор, локализующихся на территории России, ежегодно за рубеж перечисляют­ся денежные доходы, в полтора-три раза превышающие бюджет стран их исхода. В то же время большая часть мигрантов относится к категории малообеспечен­ных, не защищенных в социальном и пра­вовом отношении, а потому находящихся в стрессовом состоянии людей, в связи с чем они составляют устойчивый источник пополнения этноорганизованных крими­нальных группировок.

Незаконно прибы­вающие в Россию мигранты, как правило, занимаются нелегальной, уголовно нака­зуемой деятельностью. По данным МВД РФ, рост общего числа ежегодных пре­ступлений, совершаемых негражданами, по России составил с 308 в 1991 г. до 40 570 в 2003 г. Сибирский федеральный округ (СФО) - один из наиболее сложных суперрегионов России. Так, если в целом по стране рост миграционной преступнос­ти составил 9,6 %, то в субъектах РФ на территории Сибирского суперрегиона -19,7 %. При этом отмечается высокая латентность преступлений, совершенных мигрантами.[6]

Особая криминальная активность зафик­сирована со стороны транснациональных преступных сообществ (китайские триа­ды), этнокриминальных и трансграничных группировок. Криминальные мигранты на территории СФО устанавливают устойчи­вые связи с региональной российской организованной преступностью, что в принципе соответствует общей тенденции криминальной глобализации обществен­ных отношений в мире. Ярко выраженная криминальная субкультура, которой проти­востоят общепринятые ценностные ори­ентации, стереотипы мышления и поведе­ния, мировоззрение российского общест­ва, превращают криминальную миграцию в своего рода антисистему.

Особенно опасным становится ее "культурный" ас­пект, имеющий глубинный по своим по­следствиям негативный характер воздей­ствия на общество и государство.

Это принципиально новое антисоциаль­ное явление. Транснациональные пре­ступные сообщества, этнокриминальные, трансграничные группировки и преступ­ные региональные образования в СФО представляют собой иерархические орга­низации с жестко централизованным принципом управления. Их "сильной сто­роной" являются: жесткая дисциплина, высокая управляемость, эффективная си­стема защиты и устойчивые каналы полу­чения прибыли. К числу "слабых сторон" такой организации можно отнести отсут­ствие обратной связи как по горизонтали, так и по вертикали; низкий уровень про­гноза развития ситуации и неспособность к генерации задач; слабая адаптивность к новым условиям; отсутствие резерва для замены лидеров, а также возможностей для маневра ресурсами и средствами.

Очевидно, начальный этап их деятельно­сти характеризовался попытками раздела сфер криминального воздействия и коор­динации своих действий. По некоторым данным, в настоящее время складывается структура координированного управления системой этноорганизованных и транс­граничных преступных группировок, транснациональных сообществ и отдель­ных представителей региональной рос­сийской преступности. Последние, рас­пространяя влияние за рубежом, приобре­тают системообразующий и видовой при­знак миграционной преступности. При этом начинают выполнять работу по орга­низации, координации, целенаправленно­му воздействию на условия, способствую­щие усилению криминальной миграции и достижению поставленных целей. На этом этапе формируется организованная миг­рационная преступность, представляющая собой систему с децентрализованным принципом управления. Такие системы устойчиво функционируют в любых, но не экстремальных условиях. Инициативность, способность к самоорганизации, гибкость элементов структуры и т. д. обеспечивают на определенном этапе развития высо­кую эффективность преступной деятель­ности. Вместе с тем низкая управляе­мость такой организации, неспособность к систематическому и полному анализу ситуации, превалирование индивидуаль­ного компонента и т.д. обусловливают дальнейшую трансформацию организо­ванной миграционной преступности.

Она может пойти по пути как жесткой структуризации, так и альтернативного построения структур с высокими адаптив­ными возможностями, способных опера­тивно перестраиваться.

Анализ состояния и тенденций развития миграционной преступности позволяет го­ворить о ней как о сложившейся антисистеме и обосновывает необходимость проработки теоретических вопросов ее криминологического предупреждения.

Система предупреждения миграционной преступности должна строиться с учетом угроз безопасности России. Очевидно, в своей основе эти угрозы не носят военно­го характера. К числу наиболее опасных факторов следует отнести:

а) увеличение потока незаконной миграции (китайцев, афганцев и представителей других азиат­ских государств);

б) незаконное переме­щение через границу наркотиков, оружия, "живого" товара и т.д.;

в) резкую активи­зацию криминальной миграции (трансна­циональная и трансграничная преступнос­ти, этноорганизованные группы и т.д.);

г) все более широкое вовлечение терро­ристическими группировками мигрантов в свою деятельность;

д) рост масштабов незаконного промысла и вывоза биоре­сурсов и т.д.

Анализ состояния миграционной пре­ступности, в том числе на территории СФО, убеждает, что существующая систе­ма нейтрализации этих угроз малоэффек­тивна. На примере Сибирского региона можно выделить ряд наиболее актуаль­ных направлений по предупреждению миграционной преступности, в частности:

а) разработку концепции и правовой по­литики;

б) координацию в пределах феде­рального округа деятельности правоохра­нительных органов;

в) организацию взаи­модействия федеральных органов испол­нительной власти, осуществляющих защи­ту и охрану экономических и иных интересов России, с территориальными органа­ми;

г) поддержание взаимодействия по предупреждению миграционной преступ­ности с полномочным представителем Президента РФ в СФО и органами власти.

К числу неотложных задач на федераль­ном уровне следует отнести разработку законов по противодействию криминаль­ным угрозам и упрочнению внутренней безопасности общества - федеральных законов о борьбе с миграционной пре­ступностью, о предупреждении легализа­ции доходов, полученных преступными способами, об ответственности за неза­конные трансфертные операции и т.д.


Заключение

 

Опыт Сибири свидетельствует, что мирное со­существование народов возможно. Изменение национально­го состава не обязательно провоцирует возникновение межэт­нической напряженности. Более того, миграционные процессы в развитых странах иногда стимулируются государством для решения возникающих социальных проблем. Многонацио­нальный состав европейских и американских городов при раз­витии такого зла, как этническая преступность, в значительной мере определил интенсивный характер развития частного пред­принимательства, городской инфраструктуры, городской культу­ры, пополнения бюджетов городов и регионов.

Анализ современного состояния миграционной преступности позволяет говорить о ней как об угрозе национальной безопасности России. Преду­преждение миграционной преступности - одна из актуальных проблем криминологической теории, значимость которой в условиях криминаль­ной глобализации мира неизмеримо возрастает.

Развитие интеграции в современном мире, обусловленное политическими и социально-экономическими изменениями, происшедшими за последнее десятилетие, усиливает миграционные процессы. Как показывает анализ, они характеризуются нарастанием противоречий. Так, с одной стороны, экономическая глобали­зация стимулирует международные пере­мещения, а с другой - обусловливает ин­тенсивную криминализацию обществен­ных и экономических отношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих стран.

По экспертным оцен­кам, сейчас общее число незаконных мигрантов в России составляет от полу­тора до трех миллионов человек более чем из 60 стран мира.

В поиске путей и подходов в реализации курса региональ­ной национальной политики особое значение приобретает подготовка работников милиции, способных быстро и эффектив­но решать возникающие проблемы в области межнациональных отношений. Втечение десятилетий в Рос­сии отсутствовала система подготовки кадров в области на­циональной политики, сориентированных на работу в силовых структурах, сталкивающихся с этой проблемой каждодневно при исполнении служебных обязан­ностей.

Мир меняется, и это требует создания более гибкой и профессиональной системы. Мировой опыт показывает, что толь­ко чет­кое и быстрое реагирование, вовремя предпринятые меры в сложных ситуациях во многом могут нивелировать социальные конфликты. В этом контексте подготовка кадров милиции ста­новится одной из приоритетных задач как социальной, так и национальной политики.


Список литературы

 

1. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. – М.: ФОРУМ, 2004.

2. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. – 160 с.

3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – 302 с.

4. Собольников В. Миграционная преступность и её предупреждение // Законность. – 2005. - № 8. – С. 39-40.

 


[1] Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – С. 64-65.

[2] Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. – С. 23-25.

[3] Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. – С. 26-27.

[4] Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – С. 214.

[5] Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. – С. 35-36.

[6] Собольников В. Миграционная преступность и её предупреждение // Законность. – 2005. - № 8. – С. 39-40.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: