Кто расскажет алгоритм разбора слова по состав?




Конспект урока по русскому языку

Класс: 3

УМК: «Перспектива»

Тема: работа над ошибками

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: Выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте, повторить орфограммы, обобщить знания о способах проверки различных орфограмм, показать значимость грамотного письма в жизни

Задачи урока:

Образовательная:

научится:

• применять правила правописания;

• проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Развивающая:

• формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Воспитательная:

• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развивать умение работать самостоятельно, в группе.

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Встали ровно, садитесь. Чем вы занимались на прошлом уроке? (писали административную контрольную работу)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? (Работать над ошибками).

-Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Послушайте историю, которая произошла в одном классе.

(Стихотворение рассказывает ученик)

Ошибка

- Да, нелёгкая диктовка, -

Почесал затылок Вовка.

И в тетради Королёва

Появилась вдруг «карова».

Заглянул в тетрадку Миша:

- Всё понятно, так напишем.

И тогда проворный Павел

Букву «О» на «А» исправил.

И его соседка Мила

Это сразу уловила.

И от Милы, дружбы ради,

Буква «А» попала к Наде.

Приподнялся с парты Лёва,

Быстро Пете передал.

И пошла гулять «карова»

По всем партам, по рядам.

(Я. Пишумов)

- Почему стихотворение называется «Ошибка»? В каком слове все ребята допустили ошибку? Почему? (списали друг у друга)

Что бы вы им посоветовали? (Не списывать, думать самим)

II. Работа над ошибками в диктанте

- На прошлом уроке вы тоже писали текст под диктовку и к сожалению были допущены ошибки. Как вы думаете, почему? (Не знаем правил. Знаем правила, но не применяем их. Невнимательность)

- А зачем нужно проводить работу над ошибками? (В следующий раз не допускать таких ошибок. Писать грамотно)

-Многие ребята допустили ошибку в написании слова «в чашечке». Чтобы больше не допускать подобных ошибок вспомним правило. Для этогосравните пары слов.

сестрица – сестричка

водица – водичка

лисица – лисичка

пуговица – пуговичка

ватрушка – ватрушечка

дочка – дочечка

книжка – книжечка

чашка – чашечка

- Что вам удалось заметить?(Сочетание -ичк пишется в словах, образованных от слов на -ица. В остальных случаях пишется сочетание -ечк.)

- Давайте повторим все вместе, когда в словах пишется сочетание -ичк, а когда -ечк?

- Какое значение имеет суффиксы -ечк, -ичк? (Уменьшительно-ласкательное)

Для закрепления данного правила выполним упражнение. Вам необходимо вставить пропущенные слова. Один ученик выполняет у доски с комментированием.

книж _ чка кош _ чка букаш _ чка

пугов _ чка син _ чка нян _ чка

сестр _ чка лис _ чка един _ чка

чаш _ чка ватруш _ чка стран _ чка

III. Работа над ошибками, допущенными в тесте

1. - Сколько букв в алфавите?(33)

-Сколько гласных букв? Назовите их(10. А, о, у, и, ы, э, я, е, ё)

-Сколько гласных звуков? Назовите их(6. А, о, у, и, ы, э)

-С чем это связано? (Буквы ю, я, е, ё состоят из двух звуков, согласного звука й и гласных у, а, э, о)

-Давайте вспомним, в каких случаях эти буквы обозначают два звука(1. В начале слова 2. После гласной 3. После разделительных Ъ и Ь знаков).

Один ученик выполняет у доски с комментированием.

В каком слове количество гласных и согласных звуков одинаково?

1)лицо 2)ручей 3)умный 4)моя

Кто расскажет алгоритм разбора слова по состав?

1. Измени слово по числам или по команде одного-двух вопросов, выдели изменяемую часть – окончание. Отметь основу слова (это часть слова без окончания).

2. Объясни значение слова с помощью слова-родственника, подбери ещё одно-два однокоренных, выдели их общую часть – корень.

3. Определи и укажи часть слова перед корнем – приставку, постарайся объяснить её работу.

4. Определи и укажи часть слова после корня перед окончанием – суффикс, подумай о его работе.

5. Проверь, все ли части слова выделены.

Укажем состав имени существительного подставка. Один ученик выполняет у доски с комментированием.

1. Изменю слово по числам: подставк и – подставк а (изменилось -а, это окончание). Основа подставк-

2. Объясню значение слова: подставка – подставляют, ставят под что-то; подставить. Корень –став.

3. под – приставка

4. -к- – суффикс (называет существительное со значением действия) (см. Рис. 1).

Разберём по составу имя прилагательное радостный.

1. радостн ыйрадостн ая, радостн ые (изменилось -ый, это окончание)

Основа радостн-.

2. радостный – полный радости, радуюсь, рад

Корень -рад-.

3. суффиксы -ост-, -н- (см. Рис. 2)

Укажем состав глагола подумаем.

1. подума ем – подума ю (изменилось -ем, это окончание)

Основа подума-.

2. однокоренные слова – дума, раздумье, думать

Корень дум-.

3. приставка по-

4. суффикс -а- (см. Рис. 3)

3. Сейчас повторим падежи

Как запомнить падежи

Падеж Вспомогательное слово Вопрос

Именительный Кто? Что?

Родительный нет Кого? Чего?

Дательный дать Кому? Чему?

Винительный вижу Кого? Что?

Творительный горжусь Кем? Чем?

Предложныйдумаю О ком? О чём?

Последовательность падежей: Иван Родил Девчонку Велит Тащить Пелёнку

Не путай!

1)Вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? не являются падежными вопросами. По этим вопросам нельзя определить падеж.

2)Предлоги ПО и К указывают на ДАТЕЛЬНЫЙ падеж. Вопроса ПО ЧЁМ? НЕ существует. Есть только вопрос ПО ЧЕМУ? Иду (по чему?) по тропинке

2)Предлоги В, НА с вопросами КОГО? ЧЕГО? (родительный падеж) не употребляются. Эти предлоги можно употребить только с вопросами КОГО? ЧТО? (винительный падеж) или В ЧЁМ? В КОМ? НА ЧЁМ? НА КОМ? (предложный падеж)

3)Если сомневаетесь в принадлежности вопроса КОГО?, подставляйте волшебное слово МАМА и смотрите на окончание этого слова: МАМЫ– родительный падеж; МАМУ – винительный падеж.

Падежи и предлоги

1)Предлоги ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, употребляются только в родительном падеже – ОТ ЧЕГО? ДЛЯ КОГО? БЕЗ КОГО? ИЗ ЧЕГО?

2)Предлоги ПОД и НАД употребляются только в творительном падеже – ПОД ЧЕМ? НАД ЧЕМ?

3)Предлог О употребляется только в предложном падеже – О КОМ?

4)Предлоги В, НА употребляются как с винительным – В КОГО? ВО ЧТО? НА КОГО? НА ЧТО?, так и с предложным падежами – В КОМ? В ЧЁМ? НА КОМ? НА ЧЁМ?

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;

По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Запишите словосочетания, укажите падеж.

появился (на чём?) на ветках (Т.п.)

на ветках (чего?) березы (Р.п.)

покрывают (что?) землю (В.п.)

украсились (чем?) инеем (Т.п.)

летит (на что?) на землю (В.п.)

летит (с чего?) с ветки (Р.п.)

бежал (по чему?) по снегу (Д.п.)

4. Запишите в первый столбик проверочные слова и вставьте пропущенные буквы: снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказать, лужки – лужок.

-Прежде чем выполнить данное задание давайте вспомним правила:если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухости/звонкости согласными, то их надо проверять.

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

-Каким образом будем проверять? (Чтобы правильно написать в конце и в средине корня буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный или звук [н]

Один ученик выполняет у доски с комментированием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: