Конспект группового занятия по теме «Дифференциация прелогов за, из-за»
Цель: Дифференциация значений предлогов за, из-за в словосочетаниях, предложениях
Задаи:
Коррекционно – образовательные:
1. Уточнение представлений о смысловой значимости предлогов за, из-за, уточнение пространственных отношений, выраженных этими предлогами
2. Дифференциация значений предлогов за, из-за в словосочетаниях, предложениях, тексте.
3. Закрепление навыка практического употребления предлогов в речи.
4. продлжить учить детей составлять предложения с заданным предлогом.
Коррекционно – развивающие
1. Развитие зрительного восприятия, памяти
2. Развивать словесно – логическое мышление
3. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, наблюдение, обобщение
Воспитательные
1. Воспитание умения работать в группе слаженно, уважать и слушать товарищей, педагога.
2. Воспитывать осознанное отношение к учебе.
Оборудование: Картинки с фигурами дерева, забора, конуры, тучи, дома, солнца; схемы предлогов; сюжетные картинки; карточки с заданиями; макеты: солнца и самолёта, цветка и шмеля, скворечника и скворца, гусеницы и гриба, листика и божьей коровки, мышки и сыра.
I. Орг. Момент
Я прочитаю вам стихотворение. Вы внимательно послушайте и скажите, какие предлоги вы услишали.
Гром стреляет, как из пушки.
Хлещет дождь по спинам луж.
Под дождём сидят лягушки –
Принимают тёплый душ.
II. Ввдение в тему занятия
III. Объяснение темы занятия
Мы сегодня с вами продолжаем работу над предлогами. И сегоднябудем учиться различать предлоги за, из-за.
IV. Основная часть
1. Повторение.
– Что такое предлоги? (это служебная часть речи)
|
– Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)
– Какое значение имеет предлог? (предлог показывает, где один предмет находится по отношению к другому предмету)
– Как пишутся предлоги со словами? Почему? (отдельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос)
– Назовите предлоги, с которыми мы работали.
2. Новый материал.
1) Выделение предлога за.
На доске лист бумаги, с изображениями.
– Назовите какие предметы вы здесь видите? (картинки прикрепляются на доску: дом, дерево, забор, конура, туча).
– Ответьте на вопрос одним словом.
– Куда я спрятала солнце? (за тучу), Девочку? (за дерево), Собачку (за дом), Птичку (за забор), Котика (за конуру).
– Какой предлог звучал в ваших ответах? (за)
– Какой вопрос я задавала? (Куда?)
– Предметы двигались или стояли? (двигались)
– Где находится солнце? (за тучей), Девочка? (за деревом), Собачка? (за домом), Птичка? (за забором), Котик? (за конурой).
– Чем похожи ваши ответы? Какой предлог вы использовали в ваших ответах? (предлог за)
– Какой вопрос я задавала? (где?)
– Предметы двигались или стояли? (стояли)
– Что обозначает этот предлог? (когда предмет движется за что-то или находится позади чего-то)
– Какой вопрос мы задаём к слову с предлогом за? (Где? Куда?)
Вывешивается схема предлога за.
– Составление предложений с предлогом за.
– По сюжетной картинке придумайте предложение с предлогом За (если не получается, то с помощью наводящих вопросов)
Девочка зашла за дом.
Собака спряталась за куст.
Мальчик сидит за столом.
Птичка сидит за окном.
Предложения прикрепляются к доске. - Почему предлог напишем отдельно? Докажите.(для наглядности вставим вопрос)
|
– Запишите одно предложение, вставляя вместо вопроса слово. Например, (Мальчик сидит за обеденным столом).
2) Выделение предлога из-за
– Вспомните и скажите, где находится солнце, собачка, птичка, кошечка, Мальчик?
– Ответьте на вопрос: Откуда вышло солнце? (из-за тучи)
Откуда появился Мальчик? (из-за дерева)
Откуда вылетел Воробей? (из-за забора)
Откуда выскочил Щенок? (из-за дома)
Откуда показался Матрос? (из-за конуры)
– Какой предлог звучал в ваших ответах? (из-за)
– Что обозначает этот предлог? (когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда)
– Какой вопрос можно задать к слову с предлогом из-за? (Откуда?)
(вывешивается схема предлога из-за)
– Это сложный предлог, который состоит из двух предлогов из, за и пишется через дефис.
– На что указывает предлог из-за в предложениях.
Лена не пошла в театр из-за болезни.
Из-за проливных дождей реки вышли из берегов.
Диму не отпустили в кино из-за плохой оценки.
(указывает на причину)
– Составьте предложения с предлогом из-за с помощью вопросов и картинок.
– Откуда выехала машина?
– Откуда выглядывают дети?
– Откуда смотрит девочка?
– Откуда показалось солнце?
Предложения прикрепляются к доске. - Почему предлог напишем отдельно? Докажите.(для наглядности вставим вопрос). Запишите одно предложение, вставляя вместо вопроса другое слово.
3) Сравнение предлогов за, из-за.
– Посмотрите на схемы и скажите, что можно сказать о предлогах за, из-за? (предлог за может обозначать место и направление, предлог из-за показывает направление)
|
– Ответьте на вопрос словом с предлогом за, из-за, (у детей и педагога макеты солнца и самолёта, цветка и шмеля, скворечника и скворца, гусеницы и гриба, листика и божьей коровки, мышки и сыра)
– Куда залетел самолёт? (за тучу)
– Где он теперь? (за тучей)
– Откуда вылетел самолёт? (из-за тучи)
Далее дети сами по очереди, опираясь на вопросы, совершают действия с макетами и составляют предложения с предлогами.
– Игрушки двигались или стояли
V. «Скажи наоборот» с мячом. Физкультминутка.
За дом (из-за дома)
Из-за горы (за гору)
Из-за стола (за стол)
За тучу (из-за тучи)
Из-за куста (за куст) за дерево (из-за дерева)
за поворот (из-за поворота)
из-за конуры (за конуру)
из-за парты (за парту)
за магазин (из-за магазина)
– Какие слова с предлогами вы запомнили, придумайте с этими словами предложения.