Сферы и темы речевой деятельности Сферы речи: - персональная(Кто я? Мир вокруг меня. Игры и увлечения. Любимые занятия детей. Семья); - образовательная(Школа. Класс. Урок и перемена. Школьные принадлежности. Детская книга (учебная и развлекательная). Счет (до 10). Учимся рисовать. Краски. Цвета); - социальная(Культура отношений в семье, в школе. Дружба. Знакомство. Правила вежливости. Народные детские празднования. Украина – многонациональное государство. Русский язык как язык общения народов. Государственные и народные символы); - сфера «Природа»(Время. Части суток. Дни недели. Месяцы. Времена года. Растительный и животный мир родного края. Природа в народном творчестве); - профессионая сфера (Профессии людей. Труд взрослых и детей). |
1. Речевая линия (в течение года)
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
1. Аудирование Поведение слушающего, влияющее на понимание прослушанного. Восприятие на слух, понимание при беглом темпе речи ряда слов длиной 3-5 звуков, в том числе различающихся 1-2 звуками; сочетаний слов, которые различаются предлогом и др. Понимание содержания воспринятых на слух предложений (до 5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Слушание-понимание несложных монологических и диалогических высказываний (до 70 слов), относящихся к разговорному и художественному стилям (загадка, пословица, скороговорка, сказка, стихотворение, рассказ). Понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как). Картины, возникающие в воображении при слушании. Развитие слуховой памяти: запоминание рядов слов (до 5 слов), 2-4-строчных стихотворений, загадок, скороговорок, начала и конца текста. | Ученик (ученица) сосредоточенно слушает высказывание учителя и проявляет интерес к сказанному; различает на слух подобные, но не одинаковые по звучанию слова, сочетания слов, предложения, различные по цели высказывания; законченные предложения и группы слов; находит в прослушанном высказывании слова, которые отвечают указанным признакам: обозначают цвет, называют предмет (действие, признак) и т.п.; понимает данный материал после 1-2 прослушиваний и выполняет такие задания: соотносит рисунок и слово, предложение, текст; делает рисунок в соответствии с прослушанным; выполняет краткую инструкцию, данную в аудиотексте (1-2 предложения); подтверждает или отрицает утверждение, высказанное учителем по содержанию прослушанного („да – нет” проверка); даётодносложныйответ на поставленный вопрос по содержанию прослушанного запоминает небольшие загадки, пословицы, скороговорки, стихотворения, воспринятые на слух, различает их; запоминает начало и конец текста, последовательность развития событий в нём (что было сначала и что - потом). |
2. Говорение Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции. Диалогическая речь Участники диалога. Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать ему высказаться, говорить внятно, не повышать голос, употреблять формулы вежливости). Воспроизведение прослушанных диалогов (реплик сюжетно-ролевых игр). Составление диалогов с помощью вспомогательных материалов и самостоятельно (2-3 реплики). Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ, просьба – ответ и т.п. Монологическая речь Признаки качественного высказывания (содержательность, соответствующие громкость, темп речи, четкость дикции). Декламирование наизусть. Пересказ образца высказывания (40-50 слов). Составление высказывания (2-3 предложения) с использованием вспомогательных материалов (алгоритм составления загадки, считалки, скороговорки, рассказа-миниатюры) | Ученик (ученица) регулирует дыхание, силу голоса, темп речи; говорит достаточно четко и правильно; внимательно слушает собеседника и выявляет интерес к его словам; не повышает без необходимости голос в диалоге, сюжетно-ролевой игре; различает диалоги, в которых соблюдены/ нарушены правила поведения в диалоге; воспроизводит, принимает участие в разыгрывании по ролям диалогов из прослушанных сказок, рассказов; строит диалог по образцу, по данному началу, с опорой на рисунок (после предварительной подготовки – обсуждения содержания, проработки слов, фраз, употребляемых в диалогах); составляет вопросы и ответы на них по прослушанному тексту, рисунку, учебной ситуации в классе и др. различает высказывания, громкость, темп которых соответствуют / несоответствуют описанной ситуации; регулирует дыхание, силу голоса, темп речи; декламирует наизусть стихо-творения, загадки, скороговорки и т.п.; пересказывает данный образец, составляет предложения по опорным словам и объединяет их между собой; составляет высказывание на основе текста, образца учителя или ситуаций из жизни |
|
|
ІІ. Языковая линия (в течение года)
|
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Текст. Предложение Содержание текста. Деление связного высказывания на предложения. Предложения, в которых о чем-то (о ком-то) рассказывают, спрашивают, просят или предлагают. Интонация законченного предложения. Слово Деление предложения на слова. Значение слова. Сходство и различие слов русского и украинского языков. Обогащение и активизация словаря. Усвоение тематической (2-5 слов) и межтематической лексики: - указательных слов (вот, это, эта, этот); - притяжательных (мой, моя, моё, мои, твой, Ваш, их); - вопросительных (кто? что? что делает? какой? какая? какое? сколько? который? когда? куда? где?); - слов на обозначение действия и места действия (слушать, говорить, бежать, идти, помогать и под.; тут, там, здесь, везде); - количества (много, мало, несколько); - временных отношений (вчера, сегодня, завтра, в воскресенье); - признаков предметов по цвету (белый, красный), вкусу (сладкий, кислый, вкусный), величине (большой, маленький), форме (круглый, длинный). Усвоение наиболее употребительных слов близких и противоположных по значению (девочка, малышка; ученик, школьник; чисто, аккуратно; внимательный, заботливый; большой – маленький, много – мало, длинный – короткий, быстро - медленно). Практическое усвоение отдельных грамматических форм (без терминов): -существительные в дательном, творительном и предложном падежах (к доске, с мамой, с семьёй, в книге, на парте); - прилагательные в именительном падеже единственного и множественного числа: новая, белые, родные; - отдельные формы глаголов: быть, хотеть, класть, положить; глаголы 3-го лица ед.числа на – ет, -ит (слушает, рисует, дружит); 3-го лица множ. числа на –ут, -ют, -ат, -ят (рисуют, дружат); 1-го лица множ. числа на -ем, -им (разговариваем, стоим); мужского рода прошедш. времени (помогал, собирал); - союзы и, или, а, но, поэтому, потому что; - частицы не, разве, пусть, давай Звуки. Слог. Ударение Звуки слова. Гласные и согласные звуки. Усвоение нормативного произношения мягких согласных [ч],[ш'ш'], твердых согласных [ц],[ж], [ш], взрывного [г]. Деление слова на слоги | Ученик (ученица) определяет количество предложений в тексте (2-3 предложения); различает на слух законченное и искусственно не законченное предложение; произносит предложение, соблюдая интонацию конца предложения; дополняет предложение 1-2 словами из данного ряда; составляет предложение из данных слов, по началу, по рисунку и т.п.; объясняет схему предложения (по образцу, данному учителем); соотносит слово и изображение предмета, действия, признака; различаетна слух похожие, но не одинаковые по звучанию слова русского и украинского языков (ручка, книга, пенал, учительница, ученица и т.п.); задает вопрос о значении слова; использует специально отработанные на уроке слова в собственных высказываниях; использует слова близкие и противоположные по значению; строит словосочетание, предложение, правильно используя указанные в программе формы слов и служебные слова (путём повтора за учителем, по данному образцу, по рисунку и т.п.); Ученик (ученица) произноситвслед за учителем слово, четко выделяя ударный гласный; произносит вслед за учителем цепочку звуков слова (используются слова, состоящие из 1-4 звуков); правильно произносит звуки [г], [ч'], [ш'ш'], [ц], [ш] и др.; добавляет, убирает, изменяетодин звук в слове так, чтобы получилось другое слово (рот – крот, сон – слон, Вася – Ася, часы – час, голос – колос, дым - дом) объясняет звуковую схему слова, в которой указано количество звуков и обозначен гласный звук; делит слово на слоги, определяет количество слогов (вслед за учителем). |
ІІІ. Социокультурная линия (в течение года)
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Украина – многонациональная страна. Русская и украинская культуры – близкие культуры. Украинский язык – государственный язык. Русский язык – один из самых распространённых языков общения в Украине. Русские детские имена (Николаша, Коленька, Гришутка, Алёнушка, Машенька, Дарьюшка, Светланка). Формы обращения к детям и взрослым. Правила поведения со взрослыми и детьми (в школе и дома, на уроках и перемене, в детском театре, музее). Этикетные формулы, используемые в общении: Здравствуй(те)! Доброе утро! Добрый день! Привет! До свидания! Пока! Спасибо! Пожалуйста! Поздравляю тебя (Вас). – Спасибо за поздравление! Не серди(те)сь, я нечаянно (я не хотел). Извини. – Ничего, я не сержусь. Извини(те), я перебил тебя (Вас). Ты так думаешь? И я тоже так думаю. Я не уверена. Я думаю немножко иначе. Как хорошо! Здорово! Неужели? Книга – достижение культуры. Русские пословицы о пользе книги, учения. Иллюстрирование детской книги. Известные художники-иллюстраторы детской книги. Русские народные подвижные игры. Правила поведения в игре. Русские народные считалки для определения водящего. Семейный досуг. Русские пословицы, народные сказки о дружбе, верности, взаимопомощи. Семейные празднования. Участие детей в семейных праздниках. Календарные празднования. Народные приметы. Пословицы и поговорки о временах года. Природа в русских народных наблюдениях, загадках, песнях, хороводах. | Ученик (ученица) знает,что Украина – независимое государство, в котором живет много разных народов; украинский язык является государственным языком, его изучают все школьники; русский язык помогает общению людей, его можно изучать по желанию; русский и украинский языки – близкородственные; знаетособенности русских детских имен и формы обращения к детям и взрослым, умеет правильно обратиться; знает правила вежливого поведения со взрослыми и детьми; соблюдает правила общения, использует этикетные формулы; проявляет интерес к иллюстрированию литературы, знает фамилии известных русских художников, иллюстрирующих произведения для детей; называетрусские пословицы о пользе книги, учении; знаетназвания и правила русских подвижных игр; декламирует считалки, пытается самостоятельно их составлять; знаеттрадиции семейных отношений, русские пословицы о семейной жизни; слушаетипринимает участие в инсценировке русских народных сказок, правильно определяет идею сказки; знаетособенности традиционных русских празднований, принимает участие в детских сезонных забавах; ориентируется в русских народных приметах, называет 2-3 приметы к каждому времени года; знает русские народные песни о природе; народные загадки о природе, временах года, проявляет интерес к их составлению. |
2 класс (70 часов)
Обучение грамоте.