(в течение года)
Содержание учебного материала | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Совершенствование графических навыков письма (скорость, разборчивость). Культура оформления письменной работы: соблюдение полей, абзацев (при списывании), аккуратность подчеркиваний, запись слов в столбик, с соблюдением вертикальности его левого края, обозначение ударения в слове. Культура записей на доске | Ученик (ученица) пишет правильно и достаточно быстро прописные и строчные буквы, правильно соединяет их в слове; не смешивает буквы русского и украинского алфавитов; соблюдает требования к оформлению письменной работы (в тетради и на доске) |
Класс
Интегрированное обучение чтению и письму.
Развитие умений устной и письменной речи.
Язык. Правописание
70 часов (из них 4 часа резервного времени)
1. Речевая линия (32 часа в течение года)
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
1. Аудирование(8 часов в течение года) Особенности слушания как вида речевой деятельности. Слушание-понимание текстов, относящихся к художественному, научно-художественному, научно-популярному стилям (130 – 170 слов). Жанры произведений для слушания: сказка, рассказ-миниатюра, стихотворение, загадка, скороговорка, а также несложное высказывание на языковую тему. Понимание фактического содержания, темы, основной мысли произведения. Опора при слушании на данный план высказывания (3-4 пункта). Общий тон высказывания (грустно, весело), темп, громкость речи, связь этих характеристик с ее содержанием и условиями общения. Создание в воображении образов, картин по содержанию прослушанного. Собственное мнение ученика по поводу прослушанного текста. Восприятие на слух, понимание при беглом темпе речи ряда слов длиной 5-7 звуков, сочетаний слов, предложений, различных по цели высказывания и интонации (длина предложения до 8 слов). | Ученик (ученица) объясняет,какие особенности слушания влияют на успешность общения; слушает внимательно, не перебивает, прислушивается не только к словам, но и тону, темпу, громкости речи; понимает после одного прослушивания содержание предложений, текстов, выполняя такие задания: соотносит иллюстрацию и предложение, текст; выполняет инструкцию, данную в аудиотексте с одного прослушивания; выбираетодин из вариантов в альтернативных вопросах по тексту (о фактическом содержании, теме, основной мысли произведения, его эмоциональной окраске, специфике языковых средств); определяетобщий тон прослушанного текста, темп, громкость речи, связывает эти особенности речи с ее содержанием; отвечает на вопросы о том, какие образы возникли в воображении при слушании; находит среди прослушанных (при беглом темпе речи) слов, сочетаний слов, предложений те, которые отвечают указанным признакам; группирует по указанному и самостоятельно определенному признаку звуки, слова, сочетания слов, предложения, воспринятые на слух |
2. Говорение(8 часов в течение года) Сферы речевой деятельности: персональная, образовательная, социальная, профессиональная. Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции. Учет интересов, возможностей слушателя. Речевой этикет. Диалогическая речь (4 часа в течение года) Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, доказывать без категоричности, уважать другие мнения, соблюдать правила речевого этикета и др.). Воспроизведение прослушанных диалогов. Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы (3-4 реплики). Самостоятельное составление диалогов (на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др.). Обобщенное содержание диалогов (ориентировочно): вопрос – ответ – реакция на ответ; просьба – вопрос – ответ – реакция на просьбу; предложение – ответ – вопрос – ответ. | Ученик (ученица) регулирует дыхание, силу голоса, темп речи в диалоге, следит за четкостью дикции; учитывает интересы собеседника (слушателя); его право не соглашаться с высказанным мнением; строитсвою реплику с учетом слов собеседника; объясняет, какие особенности речи, правила поведения в диалоге влияют на успешность общения. Ученики воспроизводят в лицах, участвуют в разыгрывании по ролям диалогов из прослушанных сказок, рассказов; дополняют данный незавершенный диалог; составляютдиалоги по отдельным эпизодам прослушанного или прочитанного текста; составляютдиалоги на основе коллективного обсуждения возможного содержания, подбора языковых средств; составляют диалог, самостоятельно обсуждая с одноклассником прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в школе или вне школы и др., поочередно составляя вопросы и ответы на них; оценивает содержательность диалога, правильность и уместность использования в диалоге языковых и неязыковых средств; обсуждает последовательность выполнения совместной работы, распределение ролей; планирует в паре или группе ход и способы выполненной работы |
Устная монологическая речь (4 часа в течение года) Основные требования к устному высказыванию: связность, наличие своей точки зрения, учет интересов слушателя, ситуации общения. Пересказ (подробный, выборочный) прослушанного и обсужденного повествовательного текста (55-60 слов). Пересказ самостоятельно прочитанного текста. Совместное составление устного высказывания (3-4 предложения). Самостоятельные высказывания учащихся на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др. | Ученик (ученица) объясняет и соблюдает требования к устному высказыванию; пересказывает (подробно, выборочно) текст с опорой на вспомогательные материалы (план, ключевые сочетания слов и др.); пересказывает самостоятельно прочитанный текст (20-30 слов); дополняет пересказ, выражая свое отношение к сказанному; составляет 3-4 предложения по данным словам и самостоятельно, объединяет их в связный текст; строит связное высказывание на основе совместной работы над содержанием, языковыми средствами; оценивает содержание и форму устных высказываний (с помощью учителя) |
Чтение(8 часов в течение года) Совершенствование навыка чтения: -слов с буквами, различающимися в русской и украинской графике; - слов, написание которых не полностью соответствует произношению; - слов с сочетаниями -ого, -его, -тся, -ться; - слов с ассимиляцией согласных по звонкости-глухости (книжка, сделать) и некоторыми другими сочетаниями согласных др. Развитие техники чтения. Усвоение продуктивных способов чтения – чтение целыми словами, чтение сочетаниями слов. Расширение поля чтения. Быстрое зрительное восприятие слов, состоящих из 3-5 букв, а также групп коротких слов (вот я, у неё, в окне и т.п.). Чтение вслух интонационно правильно, с соблюдением норм произношения. Чтение молча без внешней артикуляции. Просматривание. Закрепление умения следить за развитием мысли при чтении и предугадывать следующее слово, содержание еще не прочитанной части (вероятностное прогнозирование). Развитие воображения при чтении. Понимание фактического содержания самостоятельно прочитанного незнакомого текста – после предварительной подготовки, с опорой на вспомогательные материалы. Работа над текстом (в ходе совместного обсуждения). Развитие умений определять: - тему, главную мысль текста, авторское отношение к описанному, героям; - структуру текста, делить текст на части, подбирать заглавия; действующих лиц произведения, понимать их характер; - образные выражения, элементы описания, рассуждения, создающие определенное эмоциональное содержание. Развитие интереса к чтению художественной литературы. Расширение тематики и жанрового состава детского чтения. | Ученик (ученица) читает вслух плавно, произнося слова по правилам произношения, соблюдая интонацию конца предложения, ориентируя чтение на слушателей; читаетмолча незнакомый текст (после предварительной подготовки), обнаруживает понимание прочитанного, выполняя такие задания: соотносит иллюстрацию и фрагмент произведения; находит среди нескольких предложений то, которое соответствует указанному содержанию; задает вопросыпо тексту и отвечает на вопросы; выбирает один из вариантов, содержащихся в альтернативных вопросах, заданных по тексту (о фактическом содержании, теме, основной мысли произведения, его эмоциональной окраске); различает соответствие /несоответствие данного плана прочитанному тексту (с помощью учителя); различает в тексте известное и новое для него; читает, комментирует задания и тексты учебника; объясняет особенности чтения вслух и молча, суть упражнений, которые используют для их совершенствования; определяет структурные элементы текста, делит(с помощью учителя) текст на части, подбирает заглавия; называет действующих лиц, дает им краткую характеристику; находитв тексте образные слова и выражения, объясняет их роль; проявляет интереск чтению художественной литературы, называет фамилии любимых авторов, жанр и название понравившихся произведений; оценивает художественные достоинства любимых произведений детской литературы |
Письменная речь(8 часов в течение года) Составление 3-4 предложений и объединение их в текст. Обучающий письменный пересказ (исходный текст 55-60 слов). Самостоятельное письменное высказывание (3-4 предложения) на свободную тему | Ученик (ученица) составляет 3-4 предложения на заданную тему и объединяет их в текст; пересказывает текст с опорой на данные сочетания слов, план и др.; пишет высказывание на свободную тему (после предварительной подготовки); вносит правки в написанный текст, учитывая советы учителя, одноклассников |
IІ. Языковая линия (в течение года)
|
|
|
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
1. Текст. Предложение (4 часа) Тема, основная мысль текста. Структура текста (зачин, основная часть, заключение). Связь предложений в тексте: синоним, слова он (она, оно, они), этот (эта, это, эти). Вопросы к тексту (о содержании, смысле, значении слов и выражений, связи с жизненным опытом читателя, отношении к прочитанному и др.). Слова автора и персонажей в тексте с диалогом Предложение (5 часов) Повествовательные, вопроси-тельные и побудительные предложения. Восклицательные предложения. Предложения, содержащие утверждение или отрицание. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Обращение, стоящее в начале или конце предложения 2. Звуки и буквы. Слог. Ударение (14 часов) Деление слова на слоги. Ударение в слове. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Звук и буква. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков в слове. Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке 3. Значение слова (7 часов) Значение слова. Мотивированное значение слова. Синонимы. Антонимы. Словарь. Слова русского и украинского языков, не совпадающие по значению и/или звучанию, написанию: лечить – лічити, мой – мій, голова – голова, ты – ти и пр. Тематические группы слов. Наиболее употребительные устойчивые сочетания слов (Доброе утро! Всего хорошего! Не спускать (не сводить) глаз. Со всех ног. На носу. Как свои пять пальцев (знать) и др.) Грамматическая форма слова (в течение года) Вопросы к словам, относящимся к разным частям речи (без терминов). Употребление слова в нужной грамматической форме (практически): - существительные, род которых не совпадает в русском и украинском языках (тополь); -существительные в форме именительного падежа в роли обращения (в отличие от звательного падежа в украинском языке); -существительные І и ІІ склонения в дательном и предложном падежах (в руке, в школе, на столе); - существительные и прилагательные в форме творительного падежа множественного числа (осенними листьями); - существительные в дательном падеже множественного числа с предлогом по (по классам, по страницам); - прилагательные в форме именительного падежа единственного и множественного числа (светлая, старые); - глаголы в форме прошедшего времени (говорил, говорили); - глаголы в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени (слушает, выражают); - предлоги с пространственным значением: у, в, под, над, к, от, из, с, по | Ученик (ученица) определяет тему и основную мысль текста (с опорой на вспомогательные материалы); находит в тексте вступление, основную часть, заключение; ставит вопросыпо тексту; находиттакие средства связи предложений в тексте: слова он, она, оно, они, этот, повтор слова; использует средства связи в собственной речи; различает в тексте слова автора и персонажей (с помощью учителя) Ученик (ученица) различаетпо содержанию, интонации и знакам препинания предложения, содержащие утверждение и отрицание, повествовательные, вопросительные, побудительные предложения; восклицательные предложения; произносит такие предложения при чтении вслух; ставит соответствующий интонации знак в конце предложения; находитв предложении пары связанных между собой слов, ставит вопрос от одного слова к другому; составляет (по образцу) сочетания слов, построение которых различается в русском и украинском языках; составляет предложения, использует их в своей речи находит обращения, стоящие в начале или конце предложения; выделяет обращения при списывании и письме по памяти Ученик (ученица) произноситслова в соответствии с орфоэпическими нормами, правильно акцентирует их; делит слово на слоги; определяет ударение в слове (вслед за учителем и самостоятельно); делит слово на части для переноса; правильно переносит слово; произносит цепочку звуков слова, выделяет указанный звук слова (вслед за учителем и самостоятельно); произносит согласные без призвука гласного; различает на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; различает буквы русского и украинского алфавитов (название, звуковое значение); соотносит звук с обозначающей его буквой; различает сильные и слабые позиции звука в слове, находит те позиции в слове, которые требуют проверки при написании (слабые позиции); называет буквы в алфавитном порядке, начиная с любой части алфавита; находит слово в алфавитном списке с учетом 2-й, 3-й букв; располагаетслова в алфавитном порядке с учетом 2-й и 3-й букв Ученик (ученица) находитсреди данных слово с указанным значением; пары слов, близких или противоположных по значению; устойчивое сочетание слов; группирует слова, устойчивые сочетания слов по данным определениям; составляет, дополняет тематическую группу слов по рассмотренной теме для развития речи; различает похожие, но не одинаковые слова русского и украинского языков; толкуетзначение слова с мотивированным значением (в простых случаях: синева, ледоход) – по образцу; использует слова той или иной тематической группы, устойчивые сочетания слов для составления предложения и группы связанных между собой предложений на указанную тему Ученик (ученица) ставит вопросы к словам, относящимся к различным частям речи; правильно произносит, списывает слова (словосочетания, предложения с ними) в нужной грамматической форме; строит сочетание слов, предложение, употребляя слово в нужной грамматической форме, нужный предлог; находит ошибку в образовании формы слова (практически, на материале проработанных грамматических форм слова); объясняет разницу в значении похожих, но не одинаковых сочетаний слов, образованных с помощью разных предлогов; переводит сочетания слов, предложения с украинского языка на русский |
4. Правописание Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Сопоставление произношения и написания слова. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков в слове. Правила правописания: - прописная буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел; - написание мягкого знака между буквами согласных звуков; - перенос слова (по слогам, одну букву не переносят, перенос слов с буквами ь, ъ); -знаки препинания в конце предложения; при обращении. Список слов для запоминания: ещё, похожи, рассказ, вместе, чего, вчера, спасибо, вопрос, собралась, пожалуйста, внимательно, лучше, интересный, листья, грустно, осень, каникулы, молодец, всегда, поняла, желать, сразу, будто, ведь, через, четыре, пять, восемь, девять, месяц, жёлтый, чёрный, столица, песня, конечно, глубокий, сладкий, квартира, сейчас, сегодня, правильно, чаще, вокруг, начал, потому что, холодно, удивить, обычный, меньше, видеть, сделать, будет, Москва, дорогой, можно, нельзя, даже, заяц, медведь, береза, помогу, медленно, мороз, одежда, пальто, погода, праздник, улица, фамилия, товарищ ( 70 слов ) | Ученик (ученица) произносит слово по правилам произношения, затем проговаривает так, как его пишут; находит те позиции в слове, которые требуют проверки при написании; уточняет написание слова (с помощью учителя, по словарю); применяет правило написания сочетаний чк, чн, нч, щн, нщ, рщ; правило переноса слов; правильнопроизносит исписывает (пишет по памяти)слова с сочетанием согласных (возьму, песня и т.п.); объясняет правило употребления мягкого знака в этой позиции (с опорой на вспомогательные материалы); правильно произносит, списывает (пишет по памяти) слова (словосочетания, предложения с ними) в нужной грамматической форме – из списка, определенного программой; ставит знаки препинания в конце предложения, выделяет обращения при списывании, письме по памяти, зрительно-слуховом диктанте; списывает текст по усвоенному алгоритму, проверяетнаписанное; пишетзрительно-слуховой диктант после орфоэпического и орфографического чтения, обсуждения отдельных позиций, требующих проверки написания; пишет под диктовку и по памяти слова из списков для 2, 3 классов, слова с фонетическими написаниями, слова на правила, обязательные для применения в 3 классе; слова, проработанные в классе, на другие правила (предложения, тексты, составленные из этих групп слов) |
ІІІ. Социокультурная линия (в течение года)