Традиции американской кинокритики




 

В одном из выпусков газеты «The New York Times» за 1896 г. была опубликована заметка, изливающая впечатления журналиста (увы, его имя не сохранилось в истории) о невероятной технической новинке - кинематографе:

«A burlesque boxing match between a tall, thin comedian, and short, fat one, a comic allegory called The Monroe Doctrine, an instant of motion in Hoyt’s farce, a A Milk White flag, repeated over and over again, and a skirt dance by a tall blonde completed the views, which were all wonderfully real and singularly exhilarating» («Бурлескный боксёрский матч между тонким, длинным комедиантом и низеньким, толстым, комическая аллегория под названием «Доктрина Монро», повторенный снова и снова заряд движений в фарсе Хойта «Молочно-белый флаг»,, и танец с юбкой в исполнении высокой блондинки завершил показы, все из которых были потрясающе реальны и невероятно интересны» – наш перевод – В. Г.)[17].

Очень велико искушение провозгласить эту заметку прото-рецензией, однако схожие публикации появлялись везде, куда привозили технологическую новинку (например, газета «Нижегородский листок» опередила американских конкурентов, опубликовав летом 1895 г. впечатления от нового изобретения молодого журналиста Алексея Максимовича Горького[18]). Тем не менее она была первым знакомством американской прессы с кинематографом, и потому её можно считать своеобразной стартовой чертой не только для СМИ, но и целой индустрии.

Из работ исследователей Джерри Робертса и Джеральда Пири следует, что в следующие десять лет кинопресса развивалась очень медленными шагами. Практически она существовала только в виде анонсов к новым фильмам. На этот счет существует два предположения: первое состоит в том, что в период 1896-1906 гг. американской киноиндустрии как таковой попросту не существовало. Второе - в том, что американские журналисты вместе со зрителями все еще познавали новый вид искусства.

Некоторые эксперты полагают, что первый текст в жанре кинорецензии был опубликован в американском еженедельнике «Variety». Первый выпуск издания вышел 16 декабря 1905 г., под редакторским началом Сайма Силвермана, предметом освещения были водевили. Но уже в 1907 г. выходит публикация, разбирающая фильмы «Emouvant voyage de noce» («Захватывающий медовый месяц», 1907 г. – наш перевод) и «The Life of Cowboy» («Жизнь ковбоя», 1906 г. - наш перевод – В. Г.) (увы, и здесь имя первого кинорецензента не сохранилось)[19].

Период 1908-1929 гг. характерен появлением профессии кинорецензента. Согласно информации, данной в документальном фильме «For the Love of Movies: The Story of American Film Criticism» («Ради любви к кино: история американской кинокритики», 2007 - наш перевод – В. Г.) режиссера Джеральда Пири, первым американским представителем данной профессии является Фрэнк Э. Вудс[20], публиковавший колонку под названием «Review on a Late Films» («Рецензии на последние фильмы» - наш перевод В. Г.) в газете «The New York Dramatic Mirror» в период с 1908 по 1912 гг.[21]; как автор Вудс интересен тем, что в своих текстах фокусировался на эстетической стороне кинопроизведения. Кроме того, он высказывал мысль о том, что актеры должны играть перед камерой иначе, чем на сцене. Таким образом, мы видим на примере Вудса, что для периода характерен постепенный отказ от восприятия кинематографа, как развлечения, и попытку увидеть в нем особый вид искусства.

К этому периоду также относится создание первой профессиональной некоммерческой организации кинокритиков National Board of Review of Motion Pictures (Национальный совет кинорецензентов США - наш перевод – В. Г.), основанной в 1909 г. в Нью-Йорке в ответ на решении мэра Джорджа Маккелана отозвать лицензии на показ фильмов (мэр считал кинематограф явлением, угрожающим нравственности граждан)[22]. С 1929 г. организация проводит вручение премий за кинематографические достижения. Тем не менее, членами организации могут стать не только кинорецензенты, но и искусствоведы, представители кинопрофессий, студенты и энтузиасты в области кино[23], что не позволяет нам назвать National Board of Review of Motion Pictures, как бы это парадоксально не прозвучало, кинокритической профессиональной организацией. Но даже в таком виде она является подтверждением вышеупомянутого утверждения о появлении профессии кинорецензента. Кроме того, период интересен тем, что в 1920 г. появляется первый выпуск журнала «AmericanCinematographer», это не только одно из первых специализированных изданий о кино, но и один из самых долгоживущих американских журналов, посвященных этому искусству, так он продолжает выходить и в наши дни.

Кроме того, 1935 г. создается профессиональное объединение журналистов из периодических изданий, пишущих о кино, The New York Film Critics Circle (NYFCC, Сообщество кинокритиков Нью-Йорка - наш перевод – В. Г.), с 1936 г. проводящих ежегодную премию[24]. Её особенностью в сравнении с организацией National Board of Review of Motion Pictures состоит в том, что членами NYFCC являются только кинокритики. Говоря о периоде, нам кажется важным упомянуть мнение киноведа Стэнли Кауфман, который делит авторов, пишущих о фильмах, на «популярных кинокритиков» («popular general criticism»), ориентировавшихся на массовую аудиторию, писавших доступным языком, приводящим описание и проводящих поверхностный разбор, и на «интеллектуальных писателей» («intellectual writers»), которые писали искусствоведческие тексты о кино с глубоким анализом произведения (перевод терминов на русский язык наш – В. Г.)[25]. Таким образом, мы можем разделить кинокритиков на киножурналистов (так как, помимо рецензирования фильмов, в их работу входило интервьюирование звезд, освещение кинофестивалей и премьер фильмов) и искусствоведов.

К первой группе относится Кейт Кэмерон (годы жизни не известны), проработавшая почти половину века в газете «The New York Daily News» (одна из самых популярных американских послевоенных газет с тиражом в 2,5 миллиона экземпляров)[26], её стиль отличался прямотой и доступностью изложения, характерной для киножурналистов и сегодня, кроме того, её публикации любопытны тем, что в них впервые появилась оценочная система, графически оформленная в виде звезд[27]; данное графической оформление кинорецензий в газетах, журналах и в интернете до сих пор является популярным. Другим автором, которого нужно указать, является американский кинокритик Боусли Кроутер (1905 — 1981), публиковавшийся в «The New York Times», и три раза занимавший должность президента Сообщества кинокритиков Нью-Йорка[28]. Вторая группа – искусствоведы - публиковалась в специализированных изданиях, печатающихся маленькими тиражами; к ней можно причислить Гарри Аллана Потамкина (1900-1933), анализировавшего кино сквозь призму марксисткой идеологии[29]. Тем не менее, частично к обеим группам можно отнести Джеймса Эйджи (1909 - 1955) и Мэнни Фарбера (1917 – 2008). Эйджи пытался в своем творчестве уравнять ориентацию на массовость и академизм, его работа для журналов «Time» и «The Nation» высоко оценивается экспертами: кинокритик «The New York Times» А. О. Скотт называл его «первым великим американским кинокритиком»[30]. Фарбер являлся искусствоведом, писавшим также рецензии и публиковавшимся в популярных журналах «The New Republic» и «Time»[31]. Как автор он интересен тем, что ввел термин «underground film» и защищал кинодеятелей, относящихся к данному явлению, в своих публикациях; кроме того, эксперты отмечают его работу по раздвижению границ языка в текстах, а также стиль, который характеризуют как «visceral» (инстинктивный, нутряной – наш перевод – В. Г.) и «punchy» (напористый, сильный – наш перевод – В. Г.)[32]. В связи с этим любопытно замечание критика газеты «Chicago Reader» Джонатана Розенбаума о том, что тексты Фарбера были «настолько самобытны и интересны, что их было невозможно использовать в рекламе»[33], что говорит о высоком уровне американской журналистской кинокритики, достигнутой в данный период. Тот факт, что киноэксперты особенно отмечают авторов периода, работавших на стыке популярной и академической кинокритики, говорит нам о том влиянии, которое они оказали на будущие поколения кинорецензентов.

Ключевыми для кинокритики периода 1954-1967 гг. являются идеи французского течения «новой волны», некоторые из идей которого были объединены американским кинотеоретиком Эндрю Саррисом (1928 — 2012) под терминов теория авторского кино. Она заключалась в том, что кино является искусством, а индивидуальность автора – главный параметр оценки произведения; таким образом, режиссер становился ключевой фигурой всего кинопроцесса. Среди противников теории авторского кино самым ярким оппонентом была американская кинорецензент Полин Кейл (1919 — 2001), которая считала кино коллективным искусством, соответственно у него не мог быть только один автор. Включение кинорецензентов в спор с кинотеоретиками на чужой для них территории говорит о качественно новом скачке в интеллектуальном уровне кинорецензий; здесь мы также можем увидеть влияние Джеймса Эйджи и Мэнни Фарбера как первых критиков, объединивших популярный и академический подход. Этот подход оказывается наиболее верным по отношению к кинематографу периода, так как он под влиянием французских и итальянский течений в кино стал усложняться. Одной из особенностей Полин Кейл как автора являлось то, что она была заинтересована эстетической стороной кинематографа, а не его нравственной, что является противоположным взгляду Боусли Кроутера. В 1967 г. Кроутера уволили с должности кинокритика «The New York Times», а Кейл наняли на работу в журнале «The New Yorker»[34]. Это характеризует период как переломный для американской кинорецензии, так как под влиянием иностранной теории кинорецензенты начали задаваться эстетическими вопросами, что сблизило их и искусствоведами.

Период 1968-1980 гг. является пиком американской кинокритической активности, так как в этом время появляется все большее количество авторов, которые опирались на опыт предыдущих поколений, что повышало качество их критики. Кроме того, его особенностью является изменение отношения кинорецензентов к массовым кинопроизведениям. Полин Кейл подчеркивала, что большинство фильмов, которые в тот момент показывали в кинотеатрах, не являются искусством, но в то же время считала неправильным несерьезное отношение к популярной культуре, так как она может в большей степени повлиять на человека, чем искусство. В этом её поддерживал кинокритик Роджер Эберт, в своем творчестве одинаково серьезно анализировавший фильмы, относящиеся к разряду искусства, и мультфильмы студии «Дисней»; эта позиция является примером серьезного отношения к популярной культуре. Другой важной особенностью данного периода стала возросшая социализация и политизация кинематографа и публикаций о нем. Американские критики данного периода в своих публикациях часто размышляют о войне во Вьетнаме, проблеме расовой несправедливости, сексизме; все эти темы критики берут из фильмов и пользуются ими как предлогами для своих размышлений. Это является особым моментом в развитии кинорецензии, так как тогда кинорецензенты впервые берутся за то, чтобы выйти за пределы своей специальности и вместе с фильмами попытаться отразить время, в котором они жили.

Среди кинорецензентов периода нам также хотелось бы отметить Винсента Кэнби (1924 — 2000), писавшего для газеты «The New York Times», в связи с тем огромным уважением, которым он пользовался у аудитории и кинодеятелей: его кинорецензия могла испортить общественное мнение о фильме так, что фильм не выпускали в американский прокат[35]. Эксперты, говоря о его творчестве отмечают его легкий, грациозный стиль и умение наиболее точно выразить суть рецензируемого фильма, что говорит нам о заслуженном авторитете данного автора[36]. Таким образом, мы можем отметить огромное влияние критиков на аудитории вследствие их верного или по крайней мере созвучного с мыслями аудитории понимания кино и высокого качества кинорецензий.

Период 1980-1995-х гг. характерен прежде всего популяризацией кинокритики на телевидении и постепенным разрывом авторов, пишущих о кино, с аудиторией. Самым ярким примером кинокритической программы о кино является «Siskel & Ebert & The Movies», в которой кинокритики Джин Сискел и Роджер Эберт обсуждали новинки проката, высказывали свое мнение о них и часто спорили. Разрыв критиков с аудиторией кино связан с тем, что американские производители фильмов, начиная с 1980-х начали ориентировать свою продукцию на подростков[37]. Данный факт повлиял на кинорецензию тем, что общее мнение кинорецензентов о массовой культуре начинает становиться негативным. Кроме того, период характерен появлением фэнзинов (специализированные малотиражируемые, часто нерегулярные журналы, издаваемые энтузиастами), обычно посвященные нишевым течениям в кино, которые обрели новую жизнь в связи с появлением кассетного аналогового формата VHS[38]. Это явление, любопытное тем, что любой желающий мог стать сам кинокритиком, получило непредсказуемое развитие с появлением интернета.

Период с 1996 г. до наших дней тесно связан с появлением интернета, так как многочисленные фэнзины переместились в сеть, став блогами или сайтами о кино, и таким образом, смогли найти выход на широкую аудиторию, потенциально даже более широкую, чем могли заполучить печать и телевидение. Одним из первых подобных интернет-ресурсов является блог Гарри Ноулза «Ain’t It Cool News», на котором автор публикует от своего имени новости, рецензии и ведет форумы, для его стиля характерна манера изложения, напоминающая поток сознания, повышенный уровень экспрессивности. Ноулз обрел популярность после того как его негативная рецензия на фильм «Бэтмен и Робин», выпущенная до начала проката, повлияла на кассовые сборы фильма[39]. Это резко повысило количество критиков-энтузиастов в сети, которые теперь хотели не читать чужие мнения, а излагать свое. В 2006 году газета «Los Angeles Times» в ходе опроса своих читателей установила то, что мнению кинорецензентов доверяют всего 3% процента читателей, что в 2009 году привело к массовым увольнениям в американских массовых изданиях[40]. Современное состояние кинорецензии в печати считается упадочным, так как она потеряла свое влияние и свою популярность. Публицист Михаил Ратгауз связывает данную тенденцию с развитием интернета связи и пишет, что «фигура арбитра прекрасного сильно поблекла от увеличения числа арбитров»[41], то есть увеличение количества источников информации о культуре снизило ценность каждого из них в отдельности, от чего особенно пострадали специалисты. Кинорецензент Антон Долин в статье «Война френдов» приводит метафору: американский киножурналист раньше вещал с трибуны на площади, но теперь вынужден перекрикивать конкурентов уже без неё[42]. Современный кинокритик, пишущий для газеты или журнала, сегодня уравнен с обычным посетителем кинотеатра, который может быть талантливее или быть большим экспертом в кино, чем профессионал. Об этом пишет кинорецензент Роджер Эберт статье «The Golden Age of Movie Critics» («Золотая эра кинокритики», 2010 – наш перевод – В. Г.), где называет интернет благоприятным явлением для жанра кинокритики, потому что теперь про кино могут писать огромное количество людей, чьи тексты, так или, иначе, будут прочитаны[43].

Подход Гарри Ноулза к написанию рецензии как к неструктурированному изложению своих впечатлений о фильме сегодня оказывается наиболее точным духу времени. Михаил Ратгауз упоминает о том, что изменилась сама индустрия кино, сделавшая своей первоочередной задачей выпуск кинофраншиз: он приводит слова кинорежиссера Мартина Скорсезе, который предложил называть подобные фильмы «аудиовизуальным произведением»[44]. И раз фильмам отказывают называться искусством, значит кинокритик отпадает за ненадобностью. О том, как индустриализация кино убивает синефилию писала Сьюзен Зонтаг в эссе «Закат кино» еще в 1997 году; годом спустя эту тему продолжил критик Джим Хоберман в эссе под названием «Критик завтрашнего дня. Сегодня», в котором писал, что проблема современного кинокритика в том, что «он думает, что смотрит плохой фильм, не понимая, что то, что смотрит вообще не является фильмом» (наш перевод – В.Г.)[45]. В таком случае экспрессивное изложение своего мнения оказывается более конструктивным методом, чем последовательный разбор и анализ. Мы не в состояние дать точный прогноз какой станет кинокритика в будущем, но уже сейчас видим, что она постоянно изменяет свои жанровые рамки и пытается найти себя в интернете.

 


[1] Садуль Ж. Всеобщая история кино, т. 2. М.: государственное издательство «Искусство», 1958. С. 55-77, 131-146.

[2] Садуль Ж. Всеобщая история кино, т. 3. М.: государственное издательство «Искусство», 1961. С. 7-28.

[3] Дымшиц Н. Антифашистское кино в изгнании. К теме. [Электронный ресурс] // kinozapiski.ru. 2002. / URL: https://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/256/ (доступен 22.12.2016).

[4] Thompson K., Bordwell D. Film history: An Introduction. Второе издание. Нью-Йорк: McGraw-Hill, The McGraw-Hill Companies, 2003. С. 144.

[5] Афонин С. Кодекс производства кинофильмов 1930-го года «Кодекс Хейса» // seance.ru. / URL: https://seance.ru/n/37-38/flashback-depress/hays_code/ (доступен 15.11.2016).

[6] Трофименков. М. Из всех искусств для нас не-искусством является кино // Коммерсант.ru. 2011. 9 января. / URL: https://www.kommersant.ru/doc/1827909?stamp=634590218470249111 (доступен 19.11.2016).

[7] Thompson K., Bordwell D. Film history: An Introduction. Второе издание. Нью-Йорк: McGraw-Hill, The McGraw-Hill Companies, 2003. С. 194-195.

[8] Там же. С. 214-218.

[9] Там же. С. 328-334.

[10] Павлов А. В. Отец культового кино и нового Голливуда: место Роджера Кормана в истории американского кинематографа [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru. 2011 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otets-kultovogo-kino-i-novogo-gollivuda-mesto-rodzhera-kormana-v-istorii-amerikanskogo-kinematografa (доступен 10.12.2016).

[11] Бискинд Питер Беспечные ездоки, бешеные быки. // М.: Альтернатива, 2007. С. 83.

[12] Иванов Б. We’re Gonna Need a Bigger Boat [Электронный ресурс] film. ru. 2013. 26 июня. / URL: https://www.film.ru/articles/were-gonna-need-bigger-boat (доступен 22.12.2016).

[13] Иванов Б. Use the Force, Luke [Электронный ресурс] film. ru. 2015. 3 января. / URL: https://www.film.ru/articles/use-the-force-luke (доступен 22.12.2016).

[14] https://www.kinometro.ru/news/show/name/China_BO_2017_summary_7948

[15] https://variety.com/2017/digital/news/netflix-bright-ratings-viewers-nielsen-1202649332/

[16] https://www.imdb.com/title/tt0120347/trivia?ref_=tt_trv_trv

[17] Young P. The Cinema Dreams Its Rivals: Media Fantasy Films from Radio to the Internet [Электронный источник] // books.google.ru. 2005. / URL: https://books.google.ru/books? (доступен 15.11.2016).

[18] Первые киновпечатления. Горький на сеансе братьев Люмьер. [Электронный источник] // kinosophia.wordpress.com. 2012. 4 июля. / URL: https://kinosophia.wordpress.com/2012/07/04/firstrevie/ (доступен 22.12.2016).

[19] Aliperti C. Today in 1907 – Variety Publishes First Movie Reviews [Электронный источник] / C. Aliperti // Immortal Ephemera. – 2009. - 19 января. - URL: https://immortalephemera.com/6328/today-in-1907-variety-first-movie-reviews/ (доступен 29.10.2016).

[20] Peary G. For the Love of Movies: The Story of American Film Criticism [Электронный источник] / URL: https://vk.com/video?z=video22392827 (доступен: 19.12.2016).

[21] Roberts J. The Complete History of American Film Criticism [Электронный источник // books.google.ru. 2010. / URL: https://books.google.ru/books?id=NaePBQAAQBAJ&pg (доступен 20.11.2016).

[22] Roberts J. The Complete History of American Film Criticism [Электронный источник // books.google.ru. 2010. / URL: https://books.google.ru/books?id=NaePBQAAQBAJ&pg (доступен 20.11.2016).

[23] About [Электронный источник] // National Board of Review. / URL: https://www.nationalboardofreview.org/about/ (доступен 20.11.2016).

[24] About [Электронный источник] // New York Film Critic Circle. / URL: https://www.nyfcc.com/about/ (доступен 20.11.2016).

[25] Peary G. For the Love of Movies: The Story of American Film Criticism [Электронный источник] / URL: https://vk.com/video?z=video22392827 (доступен: 19.12.2016).

[26] Roberts J. The Complete History of American Film Criticism [Электронный источник // books.google.ru. 2010. / URL: https://books.google.ru/books? (доступен 20.11.2016).

[27] Peary G. For the Love of Movies: The Story of American Film Criticism [Электронный источник] / URL: https://vk.com/video?z=video22392827 (доступен: 19.12.2016).

[28] McFadden R. Bosley Crowther, 27 Years a Critic of Films for Times, is Dead at 75 [Электронный источник] // The New York Times. 1981. 8 марта. / URL: https://www.nytimes.com/1981/03/08/obituaries/bosley-crowther (доступен 23.11.2016).

[29] Campbell R. Potamkin's film criticism [Электронный источник] // Jump Cut: A Review of Contemporary Media. / URL: https://www.ejumpcut.org/archive/onlinessays/JC18folder/HarryAlanPotamkin.html (доступен: 20.10.2016).

[30] Peary G. For the Love of Movies: The Story of American Film Criticism [Электронный источник] / URL: https://vk.com/video?z=video22392827 (доступен: 19.12.2016).

[31] Там же.

[32] Grimes W. Manny Farber, Iconoclastic Film Critic and Artist, Dies at 91 [Электронный источник] // The New York Times. 2008. 19 августа. / URL: https://www.nytimes.com/2008/08/19/arts/design/19farber.html (доступен: 27.11.2016).

[33] Peary G. For the Love of Movies: The Story of American Film Criticism [Электронный источник] / URL: https://vk.com/video?z=video22392827 (доступен: 19.12.2016).

[34] Peary G. For the Love of Movies: The Story of American Film Criticism [Электронный источник] / URL: https://vk.com/video?z=video22392827 (доступен: 19.12.2016).

[35] Malcolm D. Vincent Canby [Электронный источник] / D. Malcolm // The Guardian. – 2000. – 17 октября. URL: https://www.theguardian.com/news/2000/oct/17/guardianobituaries.filmnews (доступен 29.11.2016).

[36] Peary G. For the Love of Movies: The Story of American Film Criticism [Электронный источник] / URL: https://vk.com/video?z=video22392827 (доступен: 19.12.2016).

[37] Там же.

[38] Там же.

[39] Shaw D. Cyberspace Taking the 'Sneak' Out of Sneak Previews [Электронный источник] // Los Angeles Times. 2001. 12 февраля. / URL: https://articles.latimes.com/2001/feb/12/news/mn-24454 (доступен 15.112016).

[40] Ратгауз М. За кино, против синефилии [Электронный источник] // seance.ru. 2016. 24 марта. URL: https://seance.ru/blog/critics-on-critics/ (12.12.2016).

[41] Там же.

[42] Долин А. Война френдов [Электронный источник] / А. Долин // seance.ru. 2012. 15 марта. / URL: https://seance.ru/blog/friends-war/ (доступен 25.11.2016).

[43] Ebert R. The Golden Age of Movie Critics [Электронный источник] // Roger Ebert.com. 2010. 1 мая. / URL: https://www.rogerebert.com/rogers-journal/the-golden-age-of-movie-critics (доступен 25.11.2016).

[44] Ратгауз М. Кому еще нужна кинокритика [Электронный источник] // seance.ru. 2012. 24 августа. / URL: https://seance.ru/blog/film-critics/ (доступен 12.12.2016).

[45] Hoberman J. The Film Critic of Tomorrow, Today [Электронный ресурс] / J. Hoberman // Project: New Cinephilia. – 1998. URL: https://projectnewcinephilia.files.wordpress.com/2011/03/hoberman.pdf (доступен 22.11.2016).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: