Премия правительства РФ в области качества




 

Премия правительства РФ в области качества была учреждена в 1996 году. Эта премия является национальной. Цель Российской премии – стимулировать отечественные предприятия и организации совершенствовать качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, а также повышать эффективность своих систем управления.

Участие и победа в премии повышает имидж организации на рынке, способствует укреплению репутации, привлечению новых заказчиков и партнеров. Победители премии имеют право применять знак премии на рекламных материалах и документах организации.

Российская премия в области качества построена на базе Европейской награды за качество. Современный вариант премии правительства РФ в области качества практически повторяет награду EFQM за совершенство (EFQM Excellence Award). В основе Российской премии лежат те же критерии, и те же правила оценки организаций [9].

Участвовать в конкурсе на премию правительства РФ в области качества может любая организация, работающая на территории Российской Федерации. Все организации, участвующие в конкурсе, подразделяются по численности работающего персонала. Всего существует три категории конкурсантов – с численностью до 250 человек, с численностью от 250 до 1000 человек и, с численностью свыше 1000 человек.

Премия проводится ежегодно. В отличие от награды EFQM, Российская премия в области качества не предусматривает единственного победителя. В Российской премии по итогам конкурса определяются лауреаты и дипломанты премии. Лауреаты премии могут повторно принять участие в конкурсе только через пять лет. Дипломанты могут принять участие в премии на следующий год на общих основаниях.

Порядок участия организаций в премии правительства РФ в области качества схож с порядком участия в награде EFQM за совершенство. Организация должна подать заявку на участие в премии. После этого она проводит самооценку своей деятельности по критериям премии и предоставляет отчет в комитет премии. Эксперты комитета осуществляют оценку отчетов и выбирают отчеты, набравшие наибольшее количество баллов. После этого проводится оценка работы отобранных организаций на их территории. По результатам такой оценки выбираются лучшие организации, которые становятся лауреатами премии.

Модель премии правительства РФ в области качества содержит 9 критериев. Эти критерии, так же, как и в модели EFQM делятся на две группы – группа «возможности» и группа «результаты». Каждый из критериев разбивается еще на ряд подкритериев.

Критерии, которые содержит премия правительства РФ в области качества, представлены на рисунке.

 

Схема 1 – Критерии участия в премии Правительства РФ

 

Максимальное количество баллов, которые организация может получить по указанным критериям, составляет 1000 баллов. Из них 500 баллов присуждается за группу «возможности» и 500 баллов за группу «результаты».

В ходе конкурса, состоящего из трех этапов, проводится всесторонняя оценка организаций-участников в соответствии с установленными в модели Премии критериями, включая стратегию, лидерство, внутренние процессы, персонал, ресурсы, инфраструктуру, удовлетворенность потребителей, финансовые результаты и др. По результатам экспертизы Совет готовит предложения по присуждению премий и представляет их в Правительство РФ, а также определяет организации-победители.

Лауреаты получают призы и дипломы, подписанные Председателем Правительства РФ и удостоверенные печатью Правительства РФ, а также право использовать символику премии в своих рекламных материалах. Церемония награждения победителей проходит в Зале наград Дома Правительства РФ.

Кроме лауреатов по итогам конкурса определяются организации, которые за успехи в области качества награждаются дипломами Совета. Но даже не участвуя в конкурсе, любая организация, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применять критерии премии для самооценки. Проведение самооценки дает предприятиям следующие преимущества: использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев; систематический подход к совершенствованию деятельности; получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей; согласованное понимание того, что в данной ситуации должны сделать предприятие в целом, его отдельные подразделения и каждый работник исходя из единой концептуальной базы, и прежде всего на ключевых направлениях; обучение персонала принципам всеобщего управления качеством; внедрение различных инициатив и передовых методов управления качеством в деятельность предприятия; выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения; определение изменений с момента проведения предыдущей самооценки; возможность распространения передового опыта лучших подразделений предприятия или других предприятий; возможность признания и стимулирования достижений подразделений и работников посредствам премирования; возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как на данном, так и на других предприятиях.
Проведение конкурса позволяет ежегодно выделять среди российских организаций предприятия-лидеры, которые активно совершенствуют свою деятельность на основе международной практики, принципов и методов менеджмента качества. Премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствуют привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибыли и соответственно открывают новые деловые возможности. Лауреаты получают право использования эмблемы премии в своих рекламных материалах.

С 1997 г. участие в конкурсе приняло более 950 организаций из 68 регионов России. За 9 лет проведения конкурса правительственные премии в области качества были присуждены только 80 организациям, в числе которых были: ГУП «Адмиралтейские верфи», ГП гостиница «Националь», ЗАО «Победа/Knauf», ГУП «Производственное объединение "Октябрь"», ЗАО «Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской», ОАО «Пивоваренный завод "Балтика"», АООТ «Московский завод "Кристалл"», ЗАО «Невская косметика», АООТ «Электросила» и др.

Информация о лауреатах премии Правительства РФ в области качества ежегодно публикуется в центральных, региональных средствах массовой информации, журналах «Стандарты и качество», «Сертификация», «European Quality» и др [11].

К национальным конкурсам в области качества относится также Программа «Российское качество» — первая общенациональная программа, выявляющая отечественную продукцию и услуги высшего качества. Этот конкурс разработан и проводится Всероссийской организацией качества (ВОК) при поддержке Государственной думы РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Российского союза промышленников и предпринимателей, Российского союза товаропроизводителей и другими профессиональными объединениями предприятий.

Программа осуществляется с целью доведения до потребителя информации об отечественной продукции и услугах, сравнимых по качеству с современным мировым уровнем.

Дипломанты программы «Российское качество» 2006 г.: ОАО «Тульский молочный завод», ОАО «Сантехприбор», ООО «Реклама-Качество», ОАО «Новомосковская акционерная компания "Азот"», ОАО «Агрегат», ОАО «Брестгазоаппа- рат», ООО «Завод ЖБИ-3», ОАО «Невинномысский Азот», ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК», ОАО «Нижегородский завод шампанских вин», ОАО «Мясокомбинат Клинский» (вторично), ЗАО «РЕЙНГОЛЬД», ОАО «НПО "Сатурн"», Санаторий-профилакторий ГОУ ВП0 «Московский государственный горный университет», ЗАО «Хлебокомбинат», ОАО «Волгодонский КДП», ОАО «Минудобрения», ООО «Ключевской элеватор», ЗАО «Труд», ЗАО «Элеконд»

Программа «Российское качество» базируется на всесторонней, документально подтвержденной экспертной оценке качества продукции и условий ее производства, даваемой в соответствии со специальными программами, разработанными высококвалифицированными, авторитетными и опытными специалистами. При положительных итогах оценки предприятие получает право применять знак «Российское качество», который, являясь национальным знаком России по качеству, призван повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг в условиях вступления в ВТО. Право использования знака «Российское качество» — весомый аргумент для завоевания доверия потребителя.

Другим конкурсом в области качества под эгидой Всероссийской организацией качества является конкурс «Российский лидер качества», ежегодно проводимый с 2003 г в целях поощрения руководителей предприятий и организаций, добившихся наибольших успехов в производстве продукции и оказании услуг высокого качества.

ВОК обеспечивает организацию и проведение конкурса, в том числе совместно с заинтересованными организациями определяет кандидатов для участия в конкурсе; организует получение отзывов региональных администраций, обществ потребителей, научно-технической общественности и других заинтересованных сторон; проводит предварительную экспертизу материалов, представленных на конкурс; подготавливает материалы для рассмотрения на Жюри конкурса. Жюри конкурса «Российский лидер качества» принимает окончательное решение по оценке деятельности руководителей и определяет состав победителей конкурса. Победителям — лауреатам конкурса «Российский лидер качества» вручаются почетный диплом и памятная медаль.

Одним из широко известных российских конкурсов в области качества является Всероссийский конкурс «100 лучших товаров России».
Программа «100 лучших товаров России» образована в 1998 г. Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии (ныне — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), Межрегиональной общественной организацией «Академия проблем качества» и редакцией журнала «Стандарты и качество» [1].

Конкурс направлен на оказание практической помощи предприятиям в достижении ими целей устойчивого развития в условиях предстоящего вступления России в ВТО, обеспечение деятельности предприятий в условиях реформирования системы стандартизации и сертификации, стимулирование качественного выполнения национальных проектов.

В конкурсе предусмотрены традиционные номинации: «Продовольственные товары», «Промышленные товары для населения», «Продукция производственно-технического назначения», «Изделия народных и художественных промыслов», «Услуги». В пределах каждой из номинаций возможно выделение отдельных товарных подгрупп при условии, что количество заявок в конкретной подгруппе товаров-конкурсантов превысит 200 единиц (например, в номинации «Продовольственные товары» возможно выделение подгрупп: мясо и мясопродукты; молочные продукты; хлеб и мучные кондитерские изделия).

В основу методологии оценивания товаров при подведении итогов конкурса положена модель Европейской премии по качеству оценки качества деятельности товаропроизводителей (50% — возможности, 50% — результаты). «Возможности» оцениваются на основе анализа информации анкеты на товар, состоящей из таблицы-самооценки и таблицы-идентификатора. «Результаты» отражаются региональной комиссией по качеству в Матрице экспертных оценок. Таким образом, общий результат оценивания состоит из самооценки товаропроизводителя (до 10%), экспертной оценки дирекции программы (до 40%), целиком базирующейся на данных анкеты на товар, заполняемой товаропроизводителями, и экспертной оценки Региональной комиссии по качеству (до 50%).

Необходимо отметить, что перед определением в автоматизированном режиме итоговых рангов (рейтингов) товаров производится консолидированное масштабирование результатов, содержащихся в региональных матрицах экспертных оценок, что позволяет свести разнородные данные в единый диапазон (85-100 баллов).

Предприятия и организации, продукция и услуги которых участвуют в федеральном этапе конкурса, награждаются дипломами лауреатов и дипломантов. Информация об этих товарах (услугах) размещается в ежегодном каталоге и на интернет-сайте программы [8].

Предприятия — участники федерального этапа конкурса получают право размещать логотип программы (золотой логотип — лауреат, серебряный — дипломант) на товарах, принявших участие в федеральном этапе конкурса, включая упаковку и сопроводительную документацию.

К числу отраслевых премий в области качества относится премия в области качества Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации. Сам конкурс направлен на стимулирование развития здоровой конкуренции среди телекоммуникационных компаний, повышение уровня оказываемых услуг, разработку эффективной методики управления качеством. В конкурсе оценивались клиенто-ориентированность компании, принципы менеджмента качества, взаимодействие с партнерами, направленность на результат. Для объективной оценки этих параметров оценочная комиссия премии ориентировалась на критерии модели Европейской премии по качеству и премии Правительства РФ в области качества.

ОАО «МТТ», оператор междугородной и международной связи РФ, признан победителем конкурса на соискание премии Министерства информационных технологий и связи РФ в области качества 2006 г. в номинации «Операторы телефонной связи». «Победа МТТ в конкурсе — закономерное признание политики компании, направленной в первую очередь на оказание клиентам услуг высшего качества, — прокомментировал получение премии генеральный директор ОАО «МТТ» Константин Солодухин. — Мы построили свою сеть на базе современных технологий, отвечающих самым высоким стандартам качества [6].

МТТ стал первой компанией в России, обеспечивающей своим абонентам самый высокий уровень информационной безопасности, что подтверждено сертификатом ISO 27001, полученным в феврале 2007 г. Для нас важно предоставлять абонентам услуги не только по самым выгодным тарифам, но и самого лучшего качества. Такая политика сохранится у МТТ и в будущем».

 


 

Заключение

Российская премия качества была учреждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 ᴦ. Премия присуждается ежегодно начиная с 1997 ᴦ. на конкурсной базе за достижение организацией значительных результатов в области обеспечения безопасности и качества продукции или услуг, а также за внедрение организацией высокоэффективных методов управления качеством. Ежегодно присуждается не более 12 премий, которые вручают лауреатам конкурса во время Всемирного дня качества (второй четверг ноября).

Модель оценки организации, претендующей на Российскую премию качества, близка к модели EQA. Она также характеризуется девятью критериями, которые дают возможные направления совершенствования деятельности организации и ориентиры для ее улучшения. Участники конкурса оцениваются в баллах в соответствии с весовыми коэффициентами каждого из критериев.

Все организации, принявшие участие в конкурсе, получают оценку деятельности в области качества и рекомендации по ее совершенствованию. В случае если организация получает премию, то она и все ее филиалы лишаются права на получение следующей премии в течение пяти лет.

Безусловно, все имеющиеся на сегодняшний день награды и премии качества оказывают существенное влияние на развитие принципов TQM и использование концепций улучшения деятельности организаций.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Управление качеством. Учебник / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. Доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ. - 2009.

2. Маслов Д., Белокоровин Э. Премии в области качества: награда за победу в конкурсе или инструмент управления // Управление компанией, №6, 2010.

3. Электронный ресурс. Премия правительства РФ.

4. https://www.gosthelp.ru/text/R506014522006Rekomendacii.html

5. Электронный ресурс. Премия правительства РФ в области качества.

6. https://www.vniis.ru/qualityaward

7. Электронный ресурс. Премия правительства РФ/

8. https://www.deming.ru/TehnUpr/PreVObl.htm

9. www.quality.edu.ru/quality/sk/deskr/modeli/366/

10. www.craftcert.ru/Information/articles/3891.php

11. www.vniis.ru/qualityaward/cotnents

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: