История свадебного обряда




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

 

Кафедра компьютерной графики и дизайна

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Этнокультура

«СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД »

(Триптих)

 

Выполнила: студентка 2 курса группы 637 Факультет мультимедийных технологий и фотографии по специальности 54.05.03 «Графика» квалификации – художник анимации и компьютерной графики БолтачЕкатерина Ивановна Работу проверилак. п. н., доцент кафедры компьютерной графики и дизайна Матвеева Надежда Александровна

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВАI. РУССКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД……………………………………………………………………………4

1.1История свадебного обряда…………………… ……………………….…...4

1.2. Тема свадебного обряда в творчестве русских художников ……………………………………………………………………………………..9

1.3.Тема свадебного обряда в российских художественных фильмах….…..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


 

ВВЕДЕНИЕ

Русская культура, прошедшая невероятно насыщенный исторический путь, представляет собой исключительное и самобытное явление, что отражается также и в ее обрядах. Особый интерес, однако, вызывает народный русский свадебный обряд. Тема эта актуальна и сегодня. В наши дни, не смотря на условия глобализации, а также историческое развитие России, в течение которых многие обычаи забывались, старые народные традиции до сих пор встречаются в свадебных церемониях. Поэтому целью данной работы является рассмотрение феномена русского свадебного обряда. Так как свадебный обряд является неотъемлемой частью любой культуры, в работе так же будут рассмотрены особенности русских свадебный традиций, их влияние на изобразительное искусство и кинематограф. По итогу работы будет выполнен триптих, иллюстрирующий рассматриваемый обряд.


 

ГЛАВАI. ОБРЯД ПОХОРОН

История свадебного обряда

Русский свадебный обряд имеет древнюю историю. О нём упоминается в старинных письменных памятниках и документах («Повесть временных лет», «Русская правда», «Правда Ярослава», «Устав Владимира Всеволодовича», «Заповеди митрополита Георгия», «Домострой» и др.). Также свадебные обряды описаны в заметках иностранных дипломатов, путешественников и торговцев. Обряд предполагал целый комплекс особых по роли и значимости мероприятий, следовавших в определённом порядке.

Свадебный обряд имеет несколько основных этапов: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник и мальчишник, выкуп, венчание, гуляние и свадебный пир. Также в обряде присутствуют такие элементы, как обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

Русские свадебные обряды имеют свои особенности в разных регионах. Например, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге — из весёлых песен, роль причета там скорее формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а стройно организованную систему.

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII—XIV века. При всей вариативности обряда разных регионов России его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:

· Сватовство

· Смотрины

· Рукобитие (помолвка)

· Вытие

· Девичник / Мальчишник

· Свадебный поезд

· Свадебный выкуп у славян

· Венчание

· Гуляние

· Свадебный пир

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику. Плачевная традиция особенно развита на Русском Севере и у финно-угорских народов. Свадьбу Русского Севера отличают печальный характер обрядов, причитания невесты, матери, сестёр, подруг, а также прощальные обряды расставания с символами девичества.

  Растворяйся, дверь тесовая, Идёт гостья не весёлая, Не весёлая, не радошна! Я иду да со горючим слезам.

На девичнике поход в баню — омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали в красный сарафан и говорили: «У вас товар — у нас купец».Каждый из обрядов нёс определённую смысловую нагрузку. Сватовство представляло собой переговоры двух семей о возможном заключении брака между парнем и девушкой; обряд прощания невесты с девичеством был необходимым этапом перехода девушки в возрастную группу замужних женщин; венчание являлось религиозным и юридическим оформлением брака; брачная ночь — его физическим и правовым скреплением, главный свадебный пир означал коллективное одобрение брака. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершённость события — несостоятельность брака.

Во второй половине XVII в. в народный обряд стали активно проникать традиции Православной Церкви: появился ритуал родительского благословения, стало обязательным для всех слоёв общества венчание. Народный же обряд официальными лицами стал осуждаться как «бесовское действие», о котором «странно не токморещи, но и помыслити». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был даже издан указ, осуждавший многие обрядовые действия народной свадьбы.

С реформами Петра I в русскую культуру проник элемент западной свадебной традиции, исключавший смотрины, посад, расплетение косы невесты и смену её головного убора, осыпание молодых зерном и хмелем и ряд других. Европейский образец приживался лишь в среде петербургской знати, значительная часть остального общества (особенно крестьянство) продолжала следовать традиционному свадебному обычаю. С течением времени и изменением социально-экономического положения дворяне, зажиточное купечество, духовенство, мещане отходили от традиционной обрядности. Несмотря на сохранение крестьянами свадебных обычаев, обряд в XVIII—XIX веках развивался, меняя устаревшие ритуалы на более значимые.

Свадебный обряд XIX века соединил языческие верования (выстрелы из ружей, подметание дороги веником, втыкание иголок в подол рубахи невесты) и христианство (моление, иконы, венчание). В XIX веке русская свадьба приобрела многообразие в связи с изменением социально-культурных особенностей, расселением русского народа на обширные территории и его контактами с другими народами. На основе ряда признаков определяются территориальные варианты свадеб — западнорусский, поволжский, уральский и др. Выделяются два основных типа свадебного действа.

· свадьба Русского Севера (свадьба-похороны): печальный характер обрядов, причитания женщин, обряды перехода невесты в новый статус.В старинной свадебной песне, исполнявшейся на девичнике, говорится:

Лей-полей, Волга-река,
Волга-река, во круты берега!
Побереги, родной батюшко,
Ты свою Федосью-душу!
Сегодня у Федосьи-души да девичь вечер,
Завтра у Петровны поведенный день:
Поведут Федосью-душу ко суду Божью,
Ко суду Божью, ко злату венцу,
Страшно стоять, страшно стоять у суда Божья!
От суда, от суда Божия — к чужому батюшку,
Ко чужому батюшку, ко неродному.
У суда Божья голова болит,
Под златым венцом ноги ломятся!

· свадьба западного и южного регионов Европейской России (свадьба-веселье): праздничный настрой, меньше причитаний, каравайный обряд с исполнением каравайных песен, обряды со свадебным деревцем-красотой.

Свадебный обряд имел постоянный состав действующих лиц — свадебных чинов. Каждый свадебный чин имел специальный костюм или какой-либо элемент одежды, украшение. Так, например, невеста несколько раз переодевала костюмы, демонстрируя изменения в своём статусе на протяжении ритуала. На первом, «плакальном» этапе свадьбы невеста должна была носить одежду траурных цветов — чёрную и белую, закрывать лицо платком или полотенцем. Во время венчания и брачного пира «молодой княгине» полагалось быть нарядно одетой. После брачной ночи, на следующий день свадьбы, молодуха должна была показаться в самом нарядном, ярком костюме и в женском головном уборе. Жених носил, как правило, ширинку — вышитый квадратный платок, прикреплённый к шляпе, букетик цветов, заткнутый за шляпную ленту, полотенце, наброшенное на плечи или подвязанное вместо пояса. Сватов обычно отличали по перевязанным через плечо вышитым полотенцам или надетым на руки красивым перчаткам; дружка ходил с кнутом.

Русский свадебный обряд, представлявший собой развёрнутое театрализованное действие, органично включал в себя специальные песни, плачи, приговоры, присказки, заговоры, игры, танцы. Многие свадебные песни, причеты по своей художественной выразительности и яркости стали шедеврами народного музыкального и поэтического творчества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: