Принципы патопсихологического исследования




Принципы практической работы патопсихолога с больным связаны с теоретико-методологическими предпосылками отечественной патопсихологии и клинической психологии в целом.

Принцип качественного анализа фигурирует в работах приверженцев культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и динамической теории личности К. Левина. Данный принцип по содержанию является противоположным количественному подходу (тестовому методу). Если количественный принцип подразумевает измерение конечных результатов работы, то качественный реализуется в оценке самого процесса работы испытуемого: отношения испытуемого к заданию, мотивы, побудившие его избрать тот или иной способ действия, личностные установки, желания. «Поэтому, - пишет Б.В. Зейгарник, - патопсихологический эксперимент направлен не на исследование и измерение отдельных процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность».

Существенно не то, решена ли задача, а то, как именно испытуемый работал над решением, какие ошибки совершал и как реагировал на замечания экспериментатора.

В ходе патопсихологического эксперимента качественный анализ подразумевает учёт следующих параметров поведения больного при формулировании результатов исследования:

- оценка восприятия инструкции;

- организация деятельности на её начальном этапе (быстро ли человек усваивает новые задания и т.д.);

- какие, когда и где были допущены ошибки; критичность больного и использование им помощи;

- реакция больного на оценки экспериментатора: заинтересованность, адекватность.

Принцип обязательности количественного анализа «работает» на практике так:

- обязательное применение нескольких методик, направленных на исследование одной сферы, даже при однократном исследовании больного;

- оценка степени выраженности нарушения;

- желательность повторных исследований.

Качественный анализ деятельности больного и превращает патопсихологический эксперимент в своего рода функциональную пробу, актуализирующую умственные операции и личностное отношение больного. Таким образом, одним из основных принципов построения патопсихологического исследования оказывается принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой испытуемым в повседневной жизни (С.Я. Рубинштейн, 2004). Выполнение соответствующих действий организуется в искусственных условиях активного взаимодействия патопсихолога с больным (Например, бывают случаи, когда проведение функциональной пробы возможно лишь в «замаскированном» виде; тогда патопсихолог скрывает от испытуемого суть исследуемого процесса, пользуясь измененной инструкцией). Целостность патопсихологического анализа позволяет выделить определённую модель психической деятельности. Модели психической деятельности могут быть представлены анализом, синтезом, установлением логических связей, комбинированием и т.д.

Принцип учёта сохранных форм психической деятельности испытуемого предполагает использование приёмов формирующего эксперимента. Взаимодействие строится таким образом, чтобы патопсихолог имел возможность вмешиваться в процесс решения задачи и предоставлять больному дозированную помощь в случае затруднений. Это позволяет оценить потенциальные возможности больного – подобно тому, как при обучающем эксперименте с детьми.

По С.Я. Рубинштейн, виды помощи больному можно классифицировать следующим образом:

- Простое переспрашивание, просьба повторить высказывание;

- Одобрение или стимуляция дальнейших действий;

- Уточнение причин совершения того или иного действия, выбора того или иного способа решения или критические замечания;

- Подсказки, советы;

- Демонстрация правильного способа решения задачи с просьбой самостоятельно повторить это;

- Обучение тому, как надо правильно выполнять задание.

Еще одним важным принципом патопсихологического исследования является многообразие применяемых методик. То есть, один и тот же психический процесс необходимо исследовать несколькими методиками в процессе одного патопсихологического эксперимента. Необходимость эта обусловлена неравномерностью распада психики, и варьирование проблемных ситуаций (то есть, использование набора методик), направленных на один и тот же психический процесс, позволяет оценить качественные особенности его протекания. (Тем более, большинство методик дают картину протекания сразу нескольких психических функций). Кроме того, сочетание близких по направленности методик позволяет судить о надежности полученных результатов.

Сам подбор методик требует учёта двух ведущих принципов:

1. Сочетание методик должно позволять наиболее полно исследовать определённые проявления психической деятельности. Например, при исследовании памяти используют пробы на заучивание искусственных звукосочетаний, слов и ассоциативных пар слов, методики на кратковременную и догловременную память, на непосредственное и опосредованное запоминание.

2. Учёт ряда обстоятельств, среди которых цель исследования (диф.диагностика, определение глубины дефекта, изучение эффективности терапии); образование больного и его жизненный опыт; особенности коммуникабельности, наличие сенсорных дефектов.

 

Самые общие правила применения методик в патопсихологическом исследовании:

- количество методик обычно не превышает 8-9.

- обычно методики применяют от простых к более сложным.

- методический материал (таблицы, бланки) должен соответствовать по размеру, яркости тому, который рекомендован к использованию (использование некачественных бланков снижает валидности и надёжность).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: