Ф. Лист. Жизненный и творческий путь
- сформулируйте, в чём состоит историческое значение Листа:
Ференц (Франц) Лист (1811 — 1886) — венгро-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма. Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни БатистойРубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии. Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко. Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность. Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В собственном доме, где был зал, Лист давал приезжим открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. В числе других его посетили А. П. Бородин, А. И. Зилоти и Эжен д’Альбер. Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии. Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.
|
- назовите ведущие жанры творчества Листа, укажите произведения:
Произведения
Всего сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперёд в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divinacommedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «NeueZeitschriftfürMusik» и большое сочинение о венгерской музыке («DesBohémiensetdeleurmusiqueenHongrie»).
Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851—1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклорные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий.
|
Жанр инструментальной рапсодии является своего рода «новацией» Листа.
Рапсодии создавались в следующие года: № 1 — около 1851 года, № 2 —1847 год, № 3—15 — около 1853-го, № 16 — 1882 год, № 17—19—1885 год.
Список сочинений
Фортепианные произведения
· Этюды высшего исполнительского мастерства / Трансцендентные этюды (1-я редакция — 1826,2-я 1836,3-я 1851)
1. C-dur (Preludio / Прелюдия)
2. a-moll (Fusées)
3. F-dur (Paysage / Пейзаж)
4. d-moll (Mazeppa / Мазепа)
5. B-dur (Feuxfollets / Блуждающие огни)
6. g-moll (Vision / Видение)
7. Es-dur (Eroica)
8. c-moll (Wilde Jagd / Дикаяохота)
9. As-dur (Ricordanza / Воспоминание)
10. f-moll (Appassionata)
11. Des-dur (Harmonies du soir / Вечерниегармонии)
12. b-moll (Chasse-neige / Метель)
· ЭтюдыпокаприсамПаганини S.141 / BravourstudiennachPaganinisCapricen — (1-яред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини — GrandesEtudesdePaganini, 1851):
1. Tremolo g-moll;
2. OctavesEs-dur;
3. Lacampanellagis-moll;
4. Arpeggio E-dur;
5. LaChasse E-dur;
6. Theme et variations a-moll.
· 3 концертных этюда (около 1848)
· 2 концертных этюда (около 1862)
· «Альбом путешественника» (1835—1836)
· «Годы странствий» (Annéesdepèlerinage)
o 1-й год — Швейцария S.160 (9 пьес, 1835—1854)
I. La chapelle de Guillaume Tell / ЧасовняВильгельмаТелля
II. Au lac de Wallenstadt / НаВалленштадскомозере
III. Pastorale / Пастораль
IV. Au bord d’une source / Уродника
V. Orage / Гроза
VI. Valléed’Obermann / Долина Обермана
VII. Eclogue / Эклога
VIII. Lemaldupays / Тоска по родине
IX. Les cloches de Genève / Женевскиеколокола
o 2-й год — Италия S.161 (7 пьес, 1838—1849)
|
I. Sposalizio / Обручение
II. Ilpenseroso / Мыслитель
III. CanzonettadelSalvatorRosa / Канцонетта Сальватора Розы
IV. Sonetto 47 del Petrarca / СонетПетрарки №47 (Des-dur)
V. Sonetto 104 del Petrarca / СонетПетрарки № 104 (E-dur)
VI. Sonetto 123 del Petrarca / СонетПетрарки № 123 (As-dur)
VII. Après une lecture du Dante. Fantasiaquasiunasonata / По прочтении Данте (соната-фантазия)
o Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162 (3 пьесы, 1859)
I. Gondoliera / Гондольера
II. Canzone / Канцона
III. Tarantella / Тарантелла
o 3-й год S.163 (7 пьес, 1867—1877)
I. Angelus. Prièreauxangesgardiens / Молитва к ангелу хранителю
II. AuxcyprèsdelaVillad’Este I / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия I
III. AuxcyprèsdelaVillad’Este II / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия II
IV. Lesjeuxd’eau à laVillad’Este / Фонтаны виллы д’Эсте
V. Sunt lacrymae rerum (en mode hongrois) / Ввенгерскомстиле
VI. Marchefunèbre / Похоронный марш
VII. Sursumcorda / Вознесём сердца́
«Поэтические и религиозные гармонии», S. 173 (1845—1852)
1. Invocation
2. AveMaria [B-dur]
3. Благословение Бога в одиночестве (BénédictiondeDieudanslasolitude)
4. Размышление о смерти (Penséedesmorts)
5. Paternoster
6. Гимн ребенка при пробуждении (Hymnedel'enfant а sonréveil)
7. Погребальное шествие (Funérailles)
8. MiserereПалестрины
9. Andantelagrimoso
10. Песнь любви (Cantiqued'amour)
· «Утешения» (1849)
· «Венгерские исторические портреты» (1870—1886)
· 2 легенды S. 175 (1863)
o I. SaintFrançoisd’Assise: Laprédicationauxoiseaux / Святой Франциск Ассизский, Проповедь птицам
o II. SaintFrançoisdePaulemarchantsurlesflots / Святой Франциск из Паолы, идущий по волнам
· 2 баллады (1848—1853)
· Соната (1850—1853)
· «Мефисто — вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)
· Венгерские рапсодии[en] (1-я редакция — 1840—1847, 2-я — 1847—1885), S 244
1. cis-moll
2. cis-moll
3. B-dur
4. Es-dur
5. e-moll («Héroïde-élégiaque»)
6. Des-dur
7. d-moll
8. fis-moll
9. Es-dur («Пештский карнавал»)
10. E-dur («Preludio»)
11. a-moll
12. cis-moll
13. a-moll
14. f-moll
15. a-moll («Ракоци-марш»)
16. a-moll («Празднества Мункачи в Будапеште»)
17. d-moll
18. fis-moll («Венгерская выставка в Будапеште»)
19. d-moll (на тему чардаша К. Абраньи)
· Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.