Фортепианные произведения




Ф. Лист. Жизненный и творческий путь

- сформулируйте, в чём состоит историческое значение Листа:

Ференц (Франц) Лист (1811 — 1886) — венгро-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма. Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни БатистойРубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии. Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко. Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность. Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В собственном доме, где был зал, Лист давал приезжим открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. В числе других его посетили А. П. Бородин, А. И. Зилоти и Эжен д’Альбер. Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии. Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.

- назовите ведущие жанры творчества Листа, укажите произведения:

Произведения

Всего сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперёд в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divinacommedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «NeueZeitschriftfürMusik» и большое сочинение о венгерской музыке («DesBohémiensetdeleurmusiqueenHongrie»).

Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851—1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклорные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий.

Жанр инструментальной рапсодии является своего рода «новацией» Листа.

Рапсодии создавались в следующие года: № 1 — около 1851 года, № 2 —1847 год, № 3—15 — около 1853-го, № 16 — 1882 год, № 17—19—1885 год.

Список сочинений

Фортепианные произведения

· Этюды высшего исполнительского мастерства / Трансцендентные этюды (1-я редакция — 1826,2-я 1836,3-я 1851)

1. C-dur (Preludio / Прелюдия)

2. a-moll (Fusées)

3. F-dur (Paysage / Пейзаж)

4. d-moll (Mazeppa / Мазепа)

5. B-dur (Feuxfollets / Блуждающие огни)

6. g-moll (Vision / Видение)

7. Es-dur (Eroica)

8. c-moll (Wilde Jagd / Дикаяохота)

9. As-dur (Ricordanza / Воспоминание)

10. f-moll (Appassionata)

11. Des-dur (Harmonies du soir / Вечерниегармонии)

12. b-moll (Chasse-neige / Метель)

· ЭтюдыпокаприсамПаганини S.141 / BravourstudiennachPaganinisCapricen — (1-яред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини — GrandesEtudesdePaganini, 1851):

1. Tremolo g-moll;

2. OctavesEs-dur;

3. Lacampanellagis-moll;

4. Arpeggio E-dur;

5. LaChasse E-dur;

6. Theme et variations a-moll.

· 3 концертных этюда (около 1848)

· 2 концертных этюда (около 1862)

· «Альбом путешественника» (1835—1836)

· «Годы странствий» (Annéesdepèlerinage)

o 1-й год — Швейцария S.160 (9 пьес, 1835—1854)

I. La chapelle de Guillaume Tell / ЧасовняВильгельмаТелля

II. Au lac de Wallenstadt / НаВалленштадскомозере

III. Pastorale / Пастораль

IV. Au bord d’une source / Уродника

V. Orage / Гроза

VI. Valléed’Obermann / Долина Обермана

VII. Eclogue / Эклога

VIII. Lemaldupays / Тоска по родине

IX. Les cloches de Genève / Женевскиеколокола

o 2-й год — Италия S.161 (7 пьес, 1838—1849)

I. Sposalizio / Обручение

II. Ilpenseroso / Мыслитель

III. CanzonettadelSalvatorRosa / Канцонетта Сальватора Розы

IV. Sonetto 47 del Petrarca / СонетПетрарки №47 (Des-dur)

V. Sonetto 104 del Petrarca / СонетПетрарки № 104 (E-dur)

VI. Sonetto 123 del Petrarca / СонетПетрарки № 123 (As-dur)

VII. Après une lecture du Dante. Fantasiaquasiunasonata / По прочтении Данте (соната-фантазия)

o Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162 (3 пьесы, 1859)

I. Gondoliera / Гондольера

II. Canzone / Канцона

III. Tarantella / Тарантелла

o 3-й год S.163 (7 пьес, 1867—1877)

I. Angelus. Prièreauxangesgardiens / Молитва к ангелу хранителю

II. AuxcyprèsdelaVillad’Este I / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия I

III. AuxcyprèsdelaVillad’Este II / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия II

IV. Lesjeuxd’eau à laVillad’Este / Фонтаны виллы д’Эсте

V. Sunt lacrymae rerum (en mode hongrois) / Ввенгерскомстиле

VI. Marchefunèbre / Похоронный марш

VII. Sursumcorda / Вознесём сердца́

«Поэтические и религиозные гармонии», S. 173 (1845—1852)

1. Invocation

2. AveMaria [B-dur]

3. Благословение Бога в одиночестве (BénédictiondeDieudanslasolitude)

4. Размышление о смерти (Penséedesmorts)

5. Paternoster

6. Гимн ребенка при пробуждении (Hymnedel'enfant а sonréveil)

7. Погребальное шествие (Funérailles)

8. MiserereПалестрины

9. Andantelagrimoso

10. Песнь любви (Cantiqued'amour)

· «Утешения» (1849)

· «Венгерские исторические портреты» (1870—1886)

· 2 легенды S. 175 (1863)

o I. SaintFrançoisd’Assise: Laprédicationauxoiseaux / Святой Франциск Ассизский, Проповедь птицам

o II. SaintFrançoisdePaulemarchantsurlesflots / Святой Франциск из Паолы, идущий по волнам

· 2 баллады (1848—1853)

· Соната (1850—1853)

· «Мефисто — вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)

· Венгерские рапсодии[en] (1-я редакция — 1840—1847, 2-я — 1847—1885), S 244

1. cis-moll

2. cis-moll

3. B-dur

4. Es-dur

5. e-moll («Héroïde-élégiaque»)

6. Des-dur

7. d-moll

8. fis-moll

9. Es-dur («Пештский карнавал»)

10. E-dur («Preludio»)

11. a-moll

12. cis-moll

13. a-moll

14. f-moll

15. a-moll («Ракоци-марш»)

16. a-moll («Празднества Мункачи в Будапеште»)

17. d-moll

18. fis-moll («Венгерская выставка в Будапеште»)

19. d-moll (на тему чардаша К. Абраньи)

· Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: