Имя Ференца Листа было присвоено музыкальной школе в Москве в 2012 г.




Дом-музей Ференца Листа в Веймаре. Экспозиция музея размещается в бывшем доме садовника герцога Карла Августа, в котором композитор Ференц Лист жил в 1869—1886 годах. Среди мемориальных предметов в музее находится рояль «Бехштайн» и фортепиано «Ибах», которыми пользовались Лист и его ученики. Обстановка жилых помещений дома сохранена в первоначальном виде, в котором создавалась при личном участии Листа. В экспозиции музея отражена также деятельность Листа как природного капельмейстера Веймарского театра, на сцене которого он поставил более 40 опер.

- опишите форму, содержание и характер основных тем рапсодии №2 до-диез минор:

Ференц Лист «Венгерские рапсодии». Венгрия – это страна, имеющая яркий культурный колорит. Национальная музыка наполнена контрастами и сильно отличается от европейской классики. В венгерских рапсодиях Ференцу Листу удалось воплотить всю красочность культуры страны.

История создания. Считается, что именно Лист стал основоположником жанра рапсодии. Тем не менее, до него некоторые собственные произведения так называл знаменитый чешский композитор Томашек. Создание жанра приписывается Листу, потому что он сумел создать не только определенную структуру рапсодии, но и классифицировал конкретные характерные черты сочинений, у Томашека же это были простые произведения, не имеющие логического основания и схожести между собой. Необходимо отметить, что Ференц Лист не проживал в Венгрии, его судьба была прочно связана с другими европейскими странами. Но на протяжении всей жизни он сохранил в себе уважение к Родине. Он постоянно вспоминал детские годы, когда часами мог слушать цыганские народные песни. На создание рапсодий Листа подтолкнуло историческое событие, связанное с Венгрией. В родных краях для композитора произошла революция против феодально-помещичьего строя Австрийских властей. К сожалению, восстание не одержало победы и было жестоко подавлено. Венгрия вновь стала частью Австрии.Патриотичная душа композитора была глубоко поражена этим фактом. Тогда появились первые задумки о создании рапсодий на венгерские народные мелодии. Всего композитор сочинил 19 произведений. Первая рапсодия была написана в 1851, ранее было исполнено второе по опусу произведение. До 1853 года были созданы еще 13 сочинений. В 1882 была продемонстрирована 16 рапсодия, через три года написаны еще три. В дальнейшем композитор совместно с Допплером создаст для некоторых номеров оркестровые версии.

Характерные черты рапсодий Листа. Рапсодия в творчестве Ференца Листа представляет собой фортепианное произведение, основанное на национальных мотивах и мелодиях Венгрии. Сочинение концертное, что определяется виртуозностью.

  • Мелодия гомофонно-гармонического склада;
  • Обилие разнообразных мелизмов: подъемных форшлагов, трелей и других музыкальных украшений.
  • Каденции «со шпорами»;
  • Пунктирный аккомпанемент;
  • Характерные ладовые обороты;
  • Композиция свободна;
  • Общие синкопы;
  • Тоническое опевание;
  • Тональный план в пределе родственных или энгармонически равных тональностей.
  • Использование народных музыкальных ладов, в том числе цыганской (венгерской) гаммы – это дважды гармонический лад.
  • Строение музыкальной формы рапсодий – сюитное.

В оркестровых версиях рапсодий Ференц Лист использовал такие музыкальные инструменты, как цимбалы, гитары, струнно-смычковые и струнно-щипковые. Именно этот музыкальный состав позволяет выразить весь колорит и красочность музыки. Стоит отметить, что в основе каждого произведения в данном жанре лежит выверенная арифметическая схема. Принципиально количество частей, оно должно быть четным. Части контрастны между собой, обычно чередуются медленная и танцевальная.Некоторые музыковеды называют венгерские рапсодии фортепианными симфониями.

«Венгерские рапсодии» в творчестве Листа – это не только выражение глубокого уважения к национальным традициям, но и воспевание Родины. Каждое произведение наполнено необыкновенным колоритом, которым может похвастаться только Венгрия.

Содержание «Венгерских рапсодий». Каждая из рапсодий заслуживает внимания, но все-таки образцами творчества Ференца Листа являются рапсодии под номерами: 2,6 и 12.

Вторая венгерская рапсодияcis-moll. Наиболее характерное произведение в данном жанре, является самым знаменитым и исполняемым. Структура двухчастная со вступлением, выстроена по сюитному принципу. Медленное вступление воспроизводит речь рапсода. Импровизационность вводит слушателя в мир народной жизни Венгрии. Аккордовое сопровождение изобилует форшлагами и мелизмами характерными прежде всего для венгерской музыки, оно воспроизводит исполнение на струнных народных инструментах этой страны.

В основу Первой части: 1) ложится медленная лирическая народная песня Лашан. Часть имеет ярко выраженный венгерский колорит, благодаря пунктирным окончаниям. Далее тема будет варьироваться. Композитор использует характерные для него приемы мелодического развития, а именно включение большого количества пассажей.

2) Вторая тема излагается в более высоких регистрах и имеет танцевальный характер. Благодаря вступлению материала, напоминающего игру струнно-щипковых инструментов, создается легкий образ. Тема активно развивается и приводит к возвращению первых двух тем, а именно вступления и основной темы. Можно сказать, что I часть имеет трехчастную форму с варьированной репризой.

Вторая часть танцевальная, в основу ложится национальный танец фришка. Фришка – это вторая часть знаменитого танца Чардаш. Был популярен благодаря Вербункош. Основными чертами фришки являются живость и стремительность. Танец позволяет отобразить картину народного праздничного веселья. Постепенно фактура усложняется, а тема разгоняется до предела. Волнообразная динамика то приближает, то отдаляет слушателя от эпицентра событий.Примечательно, что композитор использует наиболее характерную гармонию, а именно чередование тоники и доминанты. Благодаря многочисленным вариациям на тему музыка не становится однообразной. После грандиозной кульминации, движение начинает замедляться. Особой театральности добавляет кодовое построение. Сочинение покоряет слушателя собственным разнообразием музыкальных тем.

Шестая венгерская рапсодия отличается необыкновенной организованностью структуры. Произведение состоит из 4 контрастных частей:

  • I часть. Венгерский марш.
  • II часть. Скерцо.
  • III часть. Сказание рапсода.
  • IV часть. Воплощение картины народного праздника.

Первая часть – это торжественное шествие в ритме марша, которое иногда называют традиционным венгерским танцем «Паллаташ». Главной особенностью танца является двухдольность. Заканчивается часть невероятно красивым пассажем. Вторая часть написана в стремительном темпе Presto. Оживляют композицию синкопы в каждом четвертом такте, которые проявляют веселый нрав народа. Третья часть представляет собой повествование сказителя-рапсода. Импровизация выдержана в определенных цыганско-венгерских орнаментах. Повествовательность подчеркивается свободной ритмикой. Наличие фермат показывает, что время в истории останавливается, когда звучат народные венгерские инструменты и голос рапсода.Радость и ликование народа рисует заключительная часть. Виртуозность в последнем разделе, а именно широкие скачки, использование октавного движения наполняют фактуру колоритностью. Воспроизводиться имитация игры на народном инструменте – цимбалы.

Двенадцатая венгерская рапсодия. Произведение особенно любил Лист за поэтичность и лиричность образов.Сочинение строго делится на два раздела:I часть. Национальные портреты.II часть. Чардаш. Первая часть написана в трехчастной форме с варьированной репризой. Начинается с рассказа, повествования рапсода о героях и легендах, но он прерывается вступлением песенной темы. Песня изобилует увеличенными секундами характерными для венгерского лада. Переплетение тем между собой усложняет музыку и делает ее более насыщенной.В серединном разделе вступают мужские темы - это образ героя, борющегося за справедливость и свободу. Вновь возвращаются темы сказителя. Продолжается повествование, которое приводит к победе и свободе. Вторая часть демонстрирует праздник народа-победителя. В качестве основы композитор берет национальный танец Чардаш. Двенадцатая рапсодия Листа является ярким образцом в творчестве композитора. Музыка «Венгерских рапсодий» в фильмах. Многие режиссеры обращаются к творчеству Ференца Листа, его рапсодии можно услышать во многих современных кинолентах и сериалах:

Произведение Фильм
Венгерская рапсодия №1 «Золотые сережки» (1947)
Венгерская рапсодия №2 «Национальное правосудие» (2017)
«Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)
«Птицы Нептуна» (2015)
«Белый Бог» (2014)
«Страх сцены» (2014)
«Подпольная империя» (2011)
«Республика» (2010)
«Мажестик» (2001)
«Блеск» (1996)
«Кто подставил кролика Роджера» (1988)
«Аутсайдер» (1982)
Венгерская рапсодия №5 «Робинзон Крузо: Великий блицкриг» (2008)
Венгерская рапсодия №6 «Пеликан» (1992)
«Счастливое время» (1952)
«Куда бы она не отправилась» (1951)
Венгерская рапсодия №12 «След Макабра (1963)
Венгерская рапсодия №14 «Доброе сердце» (2009)
«Желание Вакко» (1999)
«Листомания» (1975)

Интересные факты

  • Рапсодия №2 прозвучала в известной компьютерной игре Приключения монстра Маппета, которая появилась в 2000 году.
  • Несмотря на то, что композитор по национальности является венгром, он не знал родного языка и говорил только на немецком.
  • В 15-й рапсодии композитор процитировал венгерскую революционную песню «Ракоци-марш». Это сочинение представляет собой пример стиля вербункош.
  • В Будапеште композитор стал первым президентом национальной музыкальной академии.
  • Особенно любил Ференц Лист сочинения 12 и 14.
  • Вторая рапсодия звучит в знаменитом мультипликационном фильме «Том и Джерри ».
  • Совместно с Францем Допплером, композитор оркестровал шесть собственных рапсодий. К ним относятся вторая, пятая, шестая, девятая, двенадцатая и четырнадцатая.
  • Кроме Венгерских рапсодий Ференц сочинил еще одно произведение на испанскую национальную тему.
  • Композитор написал книгу о Венгерских цыганах, об их национальной культуре и музыке.
  • Примечательно, что первая рапсодия была начата раньше всех, но закончена после написания второй рапсодии. Композитор долго прорабатывал сочинение.
  • Рапсодия относится к эпическому жанру в искусстве.
  • Одним из лучших исполнителей рапсодий является венгерский пианист Дьёрдь Цифра.
  • Культура стиля – это музыка схожая с музыкой ухода в рекрут. Этим и объясняется горделивое, героическое настроение произведений.
  • Название жанра восходит к речи рапсода. Рапсод представляет собой иностранный аналог баяна, сказителя о исторических событий.

 

 

Для общей эрудиции:

HungarianRhapsodiesФеренц ЛистЖанрфортепианныеВенгрия

 

Философскому содержанию сонат Ференца Листа противостоят броские, контрастные и динамичные «Венгерские рапсодии», в основе которых — фольклорные источники. Лист разрабатывал их в течение нескольких десятилетий. (Рапсодии создавались в следующем порядке: № 1 — около 1851 года, № 2 — 1847, №№ 3—15 — около 1853, № 16 — 1882, №№ 17—19 — 1885. Шесть из них (№№ 2, 5, 6, 9, 12, 14) переложены для оркестра Листом и Францем Допплером.)

Первоначальным эскизом послужили «Венгерские мелодии и рапсодии» (двадцать одна пьеса, 1840—1848). Большинство содержащихся здесь напевов вошли в позже написанные девятнадцать рапсодий. «Я черпал богатство там,— писал об этих темах Лист,— где находил: сначала в собственных детских воспоминаниях, которые восходят к Бихари и другим цыганским знаменитостям, а затем в полях, в самой толще цыганских оркестров Эденбурга, Пресбурга, Пешта и т. д., наконец, я запомнил и по-своему воспроизвел много мотивов, характерных черт, которые с редкой щедростью сообщали мне либо на фортепиано, либо в записи...» (Только три рапсодии (№№ 16—18) не используют фольклорных источников.).

В этих мелодиях ярко запечатлелись особенности стиля вербункош. Сам же жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа.

Правда, он не был первым, кто ввел это обозначение в фортепианную музыку; с 1815 года рапсодии писал чешский композитор В. Я. Томашек. Но Лист придал им иное толкование: под рапсодией он разумеет виртуозное произведение в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются народно-песенные и танцевальные мотивы. Своеобразием отмечена и форма листовских рапсодий, основанная на контрастном сопоставлении двух разделов — медленного и быстрого: первый более импровизационного склада, второй — вариационный. (Любопытно, что аналогичное соотношение частей Лист сохраняет в «Испанской рапсодии » (около 1876 года): медленная часть (cis-moll) построена на варьировании темы фолии, близкой сарабанде; быстрая часть (D-dur) также основана на вариационном принципе, но в последовании тем обнаруживаются черты свободно трактованной сонатной формы (главная партия — D-dur, побочная — F-dur, заключительная — E-dur).)

В таком сопоставлении нашла отражение народно-инструментальная практика. Музыка медленных частей — горделивая, рыцарственная, романтически-приподнятая, то в характере медленного, воинственного танца-шествия, напоминающего старинный венгерский танец палоташ (сходный с полонезом, но двухдольный), то в духе импровизационного речитатива или эпического повествования, с обилием украшений — подобно «халгато нота». Быстрые части рисуют картины народного веселья, огневые пляски — чардаши. Лист часто использовал характерные фигурации, передающие звучание цимбал и богатство скрипичной мелизматики, подчеркивал своеобразие ритмических и ладовых оборотов стиля вербункош; среди них выделим: а) «цыганскую гамму», б) повторяющиеся квартовые попевки, в) характерные пунктирные кадансы, синкопы. С народной практикой связаны и приемы орнаментального варьирования тем, и неожиданные смены характера и темпа движения.

Лучшими образцами рапсодий являются Вторая, покоряющая своим тематическим разнообразием; Шестая, быстрая часть которой представляет собой виртуозные вариации на несложный танцевальный напев; Двенадцатая — едва ли не самая импровизационно-«рапсодичная» среди аналогичных произведений Листа, а также наиболее ценимая им Четырнадцатая, героическая по содержанию, свободная по развитию. М. Друскин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: