Лекция №6. Методы менеджмента.
Экономико-статистические методы.
Организационно-распорядительные методы.
Социально-психологические методы.
Экономико-статистические методы.
Метод – это способ исследования или достижения определенной цели, решения конкретной задачи.
Экономико-статистические методы – это совокупность приемов, правил исследования социально–экономических явлений посредством сбора информации, ее обработки, характеристики обобщающих показателей и их анализа на основе использования экономических законов и категорий.
Важнейшими особенностями экономико-статистических методов менеджмента являются:
• конкретность;
• примат качественного анализа – выяснение прежде всего сущности явления с учетом места и времени его развития;
• выделение однородных совокупностей, прежде всего социальных и экономических типов изучаемого явления;
• динамизм приемов исследования в связи с изменением сущности и форм изучаемых явлений и процессов, происходящих в организации;
• применение системы показателей, позволяющих дать всестороннюю характеристику изучаемых явлений и процессов, закономерностей изменения их размеров и количественных соотношений.
Рассмотрим экономико-статистические методы менеджмента в маркетинге торговых организаций.
Маркетинг – деятельность по изучению рынка, управлению и регулированию производства и сбыта продукции и услуг, направленная на доведение товара от производителя до потребителя, ориентированная на удовлетворение потребностей, осуществляемая на основе информации о конъюнктуре рынка, включающая сведения о положении товара на рынке и внешних факторах:
|
• действиях правительства и законодательных актах;
• средствах массовой информации;
• поведении потребителей;
• конкуренции;
• достижениях в технологических нововведениях;
• уровне инфляции;
• состоянии и прогнозах развития экономики;
• другие.
Маркетинг торговой организации – это менеджмент и регулирование предпринимательской рыночной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребительского спроса посредством купли–продажи продукта и (или) услуги.
Маркетинг торговой организации представляет собой систему менеджмента, направленную на оптимальную куплю–продажу продукта и (или) услуги с целью удовлетворения покупателя и получения прибыли торговой организацией (продавцом).
Инструментами маркетингового менеджмента являются экономико-статистические методы. Любая торговая организация представляется достаточно сложным конгломератом, объединяющим информацию о различной продукции и (или) услуге, о разнообразных социально-экономических процессах и явлениях, о многочисленных связях и отношениях с поставщиками, покупателями, органами власти и т.д.
При позитивном использовании экономико-статистических методов конечный результат деятельности организации проявляется в качественном обслуживании и высокой прибыли. Напротив, при неправильном применении, например, экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов (затоваривание, неплатежи, убытки, забастовки и т.п.).
Рассмотрим классификацию отдельных элементов, регулируемых экономико-статистическими методами менеджмента:
|
1. Формы собственности: государственная (федеральная), муни-
ципальная, частная, общественная, интеллектуальная.
2. Фазы воспроизводства товара: производство, обмен, распределение, потребление.
3. Рыночное ценообразование: себестоимость, цена, стоимость,доход, прибыль.
4. Рабочая сила: рынок труда, спрос (потребность), наличие
(численность), стоимость рабочей силы, уровень жизни.
5. Оплата труда: должностной оклад для служащих, тарифная ставка для рабочих, премии, льготы, другие вознаграждения (например, единовременные поощрения).
Одной из важнейших стадий экономико-статистического исследования считается наблюдение – научно организованный сбор информации путем регистрации данных по заранее разработанной программе за существенными признаками объекта наблюдения.
Наиболее распространенным типом статистического наблюдения является статистическая отчетность (см. рис. 4.1).
Прежде всего статистическая отчетность отражает состояние
рынка, характеризует его структуру и динамику, его колебания, позволяет выявить влияние рыночных факторов и строить прогнозы дальнейшего развития рынка. Маркетинг, предполагающий существование сложных и структурированных, торгово-экономических, организационных связей и взаимодействий, обусловливает широкие возможности применения экономико-статистических методов в менеджменте.
Наряду с использованием данных статистического наблюдения в менеджменте целесообразно применять и другие экономико-статистические, а также математические методы: эконометрические, модели «затраты–выпуск», итерации, экспертные оценки, ориентировочные прогнозы, сценарии развития, показатели вариации, корреляционно–регрессионный анализ, индексный метод факторного анализа. Часто для доказательства пользуются абсолютными, относительными и средними величинами, показателями теории игр (метод, используемый для оценки влияния какого–либо действия на
|
конкурентов).
В региональных исследованиях для некоторых маркетинговых целей используются эконометрические расчеты, например, кластерный анализ.
Экономико-статистические методы помогают отражать результат торгово-сбытовой деятельности организации, оценить его эффективность, выявить вектор и скорость развития товарооборота и прибыли, осуществить прогноз тенденции, их динамики и структуры.
В процессе менеджмента маркетинга необходимо выяснять, как и с какой интенсивностью развивается торговая организация, в каких условиях она существует, и какие причинно–следственные факторы определяют ее деятельность.
Для характеристики оборота розничной торговли использует-
ся система показателей (см. рис. 4.2).
В менеджменте торговых организаций необходимо учитывать
обобщенные характеристики рыночной ситуации, индексы деловой активности, уровень колеблемости (коэффициент вариации) объема продаж и цен, предпринимательские оценки собственного экономического положения, включающие оценки заказов на поставку товаров, динамики физических продаж, индексы предпринимательской уверенности, конкурентоспособность товара (см. рис. 4.3).
Экономико-статистические методы менеджмента позволяют
отслеживать процессы, отражающие развитие продаж товаров, а организациям, занимающимся торговой деятельностью обеспечивают методологические и аналитические потребности служб маркетинга, которые дают специалистам–маркетологам, менеджерам рекомендации для принятия эффективных управленческих решений. Таким образом, экономико-статистические методы менеджмента необходимы для оптимального управления деятельностью торговых организаций.
Не меньшее значение в менеджменте имеют организационно-
распорядительные методы.