Социально–психологические методы – это способы исследо-
вания, целью которых является изучение социального развития, прежде всего связей людей, отношений между ними и социальными общностями в их социальной деятельности, специфических психологических особенностей человеческого характера, социокультурных условий, своеобразия образа жизни, охраны здоровья населения, окружающей среды и многого другого.
Классификация социально–психологических методов (см.
рис. 4.5.):
Рис. 4.5. Схема классификации социально-психологических
Методов менеджмента
Существует много и других социально–психологических методов менеджмента, например:
1. Анкетирование – это сбор сведений посредством опросных
листов, инструмента получения первичной информации, способа пространственной организации текста, при котором постоянная информация дана в виде перечня вопросов к тому, кто заполняет опросные листы.
2. Беседа – обмен мнениями.
3. Гомеостатические модели – модели человека, имитирующие его способность поддерживать определенные характеристики, например, давление, температуру, содержание сахара в крови в физиологически допустимых пределах, то есть способность приспосабливаться к условиям окружающей среды.
4. Психологические игры – создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них оптимальных психологических решений.
5. Деловые игры – моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений.
6. Ролевые игры – действия в определенной роли с целью решения конкретных задач. Например, Генри Минцберг описывает десять управленческих ролей, объединяя их в три блока: межличностные, информационные и связанные с принятием решений.
|
7. Модульная методика оценки взаимоотношений – мера, даваемая какому–либо важному коэффициенту или величине.
8. Пространственная социометрия – совокупность приемов,
направленных на получение и анализ количественной информации о структуре, территориальном расположении и функционировании небольших формальных и неформальных групп организации.
9. Ретроспективный анализ – комплекс методов обработки многомерной системы данных наблюдений прошлого, характеризующийся многими признаками; помогает в формировании решений о наличии тех или иных закономерностей в изучаемой системе. Анализ наряду с синтезом имеет большое значение в научном познании различных аспектов менеджмента.
10. Социально–психологические эксперименты, например, хо-
торнские социолога Элтона Мэйо на заводе «Вестерн электрик». В результате этих экспериментов пересмотрели роль человеческого фактора в производстве, приоритет стали отдавать психологическим и социально– психологическим аспектам поведения трудящихся.
Наряду с этим было открыто явление неформальной группы в организации, которое объясняло многие стороны сложной социальной жизни персонала организации; эти эксперименты сыграли существенную роль в развитии менеджмента.
11. Опрос – один из способов получения информации в процессе беседы. При опросе сведения о каждом человеке записываются со слов опрашиваемого. Например, на основе опроса заполняются, в частности, бланки переписей и обследований населения.
12. Тест – задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения способностей, волевых качеств и других
|
психологических характеристик человека; вопросник, распространяемый как материал, используемый для конкретных социологических исследований. Например, тест Тейлора, тест Спилберга–Ханина, тест Айзенка, тест Ассингера, тест Леонгарда.
13. Эмпирические методы исследования проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмов психологического заряжения и внушения – посредством анализа исторических документов и статистических данных, например, применяемые французским основоположником социальной психологии Г. Тардом. Он объяснял общественные процессы действием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения и их механизмах, широко используемых в менеджменте.
14. Психоанализ – признание значения в жизни человека бессознательного, т.е. того, что находится за пределами рационального мышле-
ния и воли человека – разработанный австрийским психиатором Зигмундом Фрейдом. В последующих разработках психоаналитической школы идеи Фрейда применяются для характеристики эмоциональных отношений в организации.
Основоположники современного менеджмента, социологии и
психологии, а также специалисты управленческой практики много внимания уделяют социально-психологическим методам менеджмента. Ими разработаны различные схемы, таблицы, характеристики. Рассмотрим некоторые из них (рис. 4.6., табл. 4.1.).
Типы личности характеризуют внутренний потенциал чело-
века и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности. Известно несколько подходов к типизации личности человека: 16–факторная характеристика личности по качеству Кеттела, теория сновидений и влечений 3. Фрейда, на основе классификации ролей поведения и др.
|
В сфере менеджмента типизация личностей играет важную роль в совместном анализе с мотивацией и поведением в социальной группе.
Рассмотрим классификацию типов личности и других элементов:
• организаторский тип с ярко выраженным стремлением к ру-
ководящей работе и лидерству в коллективе;
• аналитический тип, ориентированный на выполнение работ с
большой долей логики и анализа, характерный для ученых;
• инженерный тип, характеризующий наклонности людей к вы-
полнению расчетов, черчению, конструированию, программированию;
• творческий тип, в котором преобладает образно- художественное восприятие мира с минимальными логическими обобщениями, характерный для деятелей литературы, искусства, поэзии, музыки и др.;
• интуитивный тип, для которого внешние обстоятельства (сон,
погода, ситуации, влечения) имеют доминирующее воздействие, более свойственный исполнителям, служащим, выполняющим работу с минимальным объемом сложности и ответственности.
Рис. 4.6. Схема классификации компонентов, регулируемых соци-