Организационно–распорядительные методы менеджмента, по утверждению американских специалистов [16, С. 220–232] по основам менеджмента, зародились в Англии во время второй мировой войны. Группа ученых получила задание на решение сложных военных проблем, связанных с размещением сооружений гражданской обороны, огневых позиций, конвоя транспортных караванов. В 50–60–е гг. методологию обновили, преобразовав в ряд специфических методов, стали применять для решения проблем в разных ситуациях.
Отмечают следующие отличительные особенности методологии менеджмента:
1. Применение научного метода (см. рис. 4.4);
2. Системная ориентация;
3. Использование моделей.
Как видно на рис. 4.4., научный подход состоит из трех этапов:
1. Наблюдение – сбор и анализ информации по проблеме и си-
туации. Например, изучение зависимости между спросом на изделия и уровнем их запасов.
2. Формулирование гипотезы – выявление существенных аль-
тернатив. Менеджер рассматривает варианты действий, их последствия для ситуации, делает прогноз, основанный на наблюдениях с целью установления взаимосвязи между компонентами проблемы.
Если наблюдение свидетельствует, что запасы будут снижаться при росте спроса за месяц на 10%, то менеджер может ориентироваться на гипотезу, согласно которой прирост запасов на определенную величину предупредит их сокращение в аналогичной ситуации.
3. Верификация – подтверждение достоверности гипотезы, ее
проверка посредством наблюдения за результатом применения организционно-распорядительных методов менеджмента.
Используя научный метод для решения проблем менеджмента, надо помнить, что любая, в том числе торговая организация –открытая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, поэтому второй особенностью научного подхода к управлению является систематизированная направленность, а третья – моделирование – использование моделей.
|
Модель – представление системы, идеи или предмета в форме,
отличной от формы целого. Упрощая реальность, она дает возможность увидеть и понять внутренние отношения, жизненные ситуации, к которым применяется.
Построение модели является процессом. Основные этапы это-
го процесса:
1. Постановка задачи – точное диагностирование проблемы, умение отличать симптомы от причин.
2. Построение модели – определение главной цели модели, не-
обходимой информации, расходы, реакция исполнителей и конечных пользователей.
3. Проверка модели на достоверность – определение степени соответствия модели реальной ситуации, все ли существенные компоненты встроены в модель. Чем полнее модель отражает реальность, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи менеджеру в принятии оптимального решения, если модель не слишком сложна в использовании.
4. Применение модели – научить пользователя ее применять, объяснив, как модель функционирует, каковы ее потенциальные возможности и ограничения.
5. Обновление модели – необходимость соответствующим образом ее модифицировать.
При моделировании нередко возникают общие проблемы: недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, страх пользователей, слабое применение на практике, чрезмерная стоимость.
Однако число разнообразных конкретных моделей почти так же
|
велико, как и число проблем, для решения которых они были разработаны.
Рассмотрим некоторые модели.
Модель Портера в маркетинге имеет вид U–образной кривой. Она доказывает, что вопреки кривой обучения (модель, описывающая обратную зависимость относительного уровня издержек от доли, которую организация занимает на рынке, описывается гиперболической функцией. Является обоснованием маркетинговой стратегии завоевания рынка), малая организация может обеспечить такой же высокий уровень эффективности, что и организация, занимающая большую долю рынка. Происходит это благодаря сконцентрированной маркетинговой стратегии: сосредоточению всех ресурсов в малой рыночной нише, разработке уникального товара или уникального способа реализации товара, высокому уровню сервиса, антизатратному режиму, конкурентоспособным ценам.
Аналоговая модель представляет исследуемое явление или процесс аналогом, который ведет себя как реальный. Например, организационная схема, выстраивая которую менеджер наглядно видит цепи прохождения команд и формальную зависимость между сотрудниками и их деятельностью. Это более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры организации (особенно крупной), чем составление перечня взаимосвязей всех сотрудников.
Имитационное моделирование – конкретное обозначение процесса создания модели и ее экспериментальное применение для определения реальной ситуации. Например, специалист по маркетингу может создать модели для имитации ожидаемого объема сбыта в связи с изменением цен или рекламы продукции (услуги). Имитация используется в ситуациях, слишком сложных для математических методов типа линейного программирования из–за слишком большого числа переменных, трудностей математического анализа определенных зависимостей между переменными, высокого уровня неопределенности, затруднений трансляции с языка программирования на компьютерный язык.
|
Прогнозирование – метод, в котором используются как накопленный опыт в прошлом, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Например, прогнозирование цен, анализ текущей ситуации и определение перспектив развития организации невозможно осуществлять в отрыве от проведения прогнозных расчетов, определяющих общую ценовую динамику. При оценке динамики цен на перспективу необходимо изучать следующие составляющие ожидаемого изменения цен:
• фоновый уровень цен;
• сезонные изменения цен;
• варианты развития политической ситуации;
• курс иностранных валют относительно рубля;
• среднедушевые доходы населения;
• уровень безработицы в России и др.
Существуют разновидности прогнозов, например:
• прогнозы развития технологий позволяют предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько применимы они могут быть экономически;
• прогнозы развития конкуренции позволяют предсказать стратегию и тактику конкурентов;
• прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность
предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знания. Например, будущий рынок автомобильных телевизоров и компьютеров можно оценить только с учетом изменения состояния экономики, общественных ценностей, стандартов по защите окружающей среды от загрязнений, политической ситуации и многого другого;
• социальное прогнозирование используется для прогноза измене-
ний в социальных установках сотрудников. Организация, сумевшая верно предсказать отношение работников к медицинскому обслуживанию, комфорту и т.д., может иметь преимущество перед конкурентами, стремясь удовлетворять те или иные потребности. Прогноз такого рода может быть полезным в менеджменте, особенно применительно к мотивированию персонала.
В России организационно–распорядительные методы иногда называют административными методами, включающими пять основных способов административного воздействия:
1. Организационные действия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретной организации: устав, договор, организационная структура управления, положения о структурных подразделениях, организация рабочих мест, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка. Эти документы (кроме устава) вводятся в
действие приказом руководителя организации, обязательны для всех сотрудников, а их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.
2. Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей менеджмента, соблюдение внутриорганизационных нормативных документов, поддержание системы управления в заданных параметрах посредством прямого административного регулирования: приказы, распоряжения, указания, целевое планирование, организация и координация работ, мотивирование труда, контроль исполнения.
3. Инструктирование – метод руководства, основанный на передаче подчиненному правил выполнения должностных операций. При инструктировании органически сочетается административное предписание и обоснованный совет руководителя по выполнению порученного задания. Формальное инструктирование в схеме отношений «руководитель–подчиненный» часто не достигает цели из–за разрыва между словом и делом.
4. Наставление – метод однократного применения со стороны
руководителя: если он пытается повторно наставлять, то теряет авторитет.
5. Дисциплинарная ответственность и санкции в случае нарушения трудового законодательства.
Однако не очень четкая стратегия развития организаций, несовершенство современного эффективного маркетинга, недостаток корпоративной культуры привели к появлению негативных проявлений административного воздействия на коллектив и уменьшению общего эффекта от применения административных методов. Одновременно повысилась эффективность социально–психологических методов менеджмента.