Развитие образовательных и профессиональных стандартов в сфере деятельности платформы.




Главной целью профессионального образования является: «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному личностному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Решение данного вопроса входит в сферу подготовки кадров на уровне среднего профессионального и высшего образования через реализацию образовательных стандартов. В первую очередь для организации подготовки и развития научных и инженерно-технических кадров в сфере деятельности ТП «ТиЛП» необходимо соблюдать требования федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в части профессиональных компетенций и приведение их в соответствие с современными требованиями профессиональных стандартов. При решении данного вопроса необходимо учитывать разработку различных учебных программ краткосрочного обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, долгосрочного обучения, с выстраиванием системы оценки качества обучения с учетом компетентностного подхода в соответствии с требованиями работодателей.

В рамках деятельности в области совершенствования образовательных стандартов предусматривается участие членов «ТП «ТиЛП».

Высшие образовательные учреждениячлены ТП «ТиЛП» вводят оптимальную стратегию своего дальнейшего развития – стратегию реализации в единой организационной методической структуре вуза многопрофильного и многоуровнего образования по международным стандартам. Разрабатываются основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) для уровней бакалавриата и магистратура, реализуемые по различным направлениям подготовки кадров высшей квалификации. Данные программы представляют собой перечень документации, разработанных и утвержденных с учетом требований рынка труда на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по соответствующим направлениям подготовки высшего образования (ФГОС 3++)

ОПОП регламентирует цели, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, ожидаемые результаты, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению, на основе компетентностной модели, и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, программы практик, государственной итоговой аттестации, календарный учебный график, фонды оценочных средств и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

В области обучения общими целями ОПОП являются:

-удовлетворение потребности общества и государства в фундаментально образованных и гармонически развитых специалистах, владеющих современными технологиями в области профессиональной деятельности;

-удовлетворение потребности личности в овладении универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, позволяющими ей быть востребованной на рынке труда и в обществе, способной к социальной и профессиональной мобильности.

Задачами образовательных программ являются:

1. Обеспечить фундаментальность и комплексность подготовки, позволяющей выпускнику успешно работать в производстве, сфере исследований и разработок.

2. Обеспечить создание и внедрение междисциплинарных связей для формирования устойчивых общепрофессиональных и профессиональных компетенций

3. Способствовать развитию креативного мышления, навыков проведения научно-технических исследований с применением технических средств и информационных технологий.

4. Обеспечить профессиональную подготовку, способствующую быстрому и самостоятельному приобретению новых знаний, необходимых для адаптации и успешного профессионального роста и востребованности на рынке труда.

5. Сформировать социально-личностные качества выпускников, направленные на повышение профессиональной и личной ответственности за результаты производственной деятельности, навыков коммуникации и управления коллективной деятельностью при решении профессиональных задач.

Срок получения образования по программе бакалавриата независимо от применяемых образовательных технологий, в том числе обучение по индивидуальному учебному плану, составляет 4 года. Специалист может работать на производственных предприятиях.

Срок получения образования по программе магистратура 2 года. Основная цель магистратуры подготовка высококвалифицированных кадров одинаково востребованных как для промышленности, так и для научной сферы, включая пополнение кадрового резерва учебных заведений среднего и высшего уровней образования.

Совершенствование действующих и разработка новых программ профессионального и дополнительного образования с учетом потребностей бизнеса в сфере деятельности платформы. Обеспечение их реализации на базе ведущих вузов в необходимых объемах.

В интегрированную педагогическую систему входят разные, но однотипные учебные заведения, образуя единое интеллектуальное пространство для культурного и нравственного развития личности. Объединение образовательных и исследовательских процессов, погружение обучаемых в практико-ориентированную среду осуществляется благодаря интеграционным связям вузов с зарубежными учебными заведениями, научно – исследовательскими центрами и предприятиями. Подобные инновации позволят сформировать определенную систему распространения новых знаний и технологий, а интеграция различных источников знаний облегчает достижения конкурентных преимуществ. Отвечая потребностям современного рынка, в вузах должны создаваться новые институции дополнительного образования, подготовки и переподготовки кадров, элективные курсы, дистанционные образовательные технологии (ДОТ), мультимедийные интерактивные обучающие программы.

В основу системы организации образовательного процесса должна быть положена синергетико-акмиологическая модель обучения, так как все элементы образовательной системы составляют целостность, взаимосообразны, а переход от одного состояния к другому в системе преемственны. Структура подготовки специалистов с учетом потребностей бизнеса в сфере деятельности платформы, развитие механизмов непрерывного образования определяет цели, задачи, основные приоритеты развития легкой промышленности на период до 2020 года. Пути ее преобразования в конкурентоспособный и динамично развивающийся учебно – промышленный комплекс, восприимчивый к инновациям. Кооперация бизнеса, вузов становится основной задачей, в рамках работы СПИ ТП «ТиЛП». Одной из главной целей инновационной деятельности СПИ «ТП «ТиЛП» в подготовке кадров является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой с внедрением в образовательную программу дидактических и воспитательных программ. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучаемых за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, – основные цели образовательной инновационной деятельности.

Структура должна быть обеспечена финансово, иметь показатели результативности, учитывать структурные изменения в развитии отрасли в подготовке профессиональных кадров.

Важная составляющая подготовки специалистов для легкой промышленности - создание кафедр вузов на базе ведущих предприятий и компаний отрасли. Базовые кафедры на предприятиях должны быть созданы для осуществления практико-ориентированного образовательного процесса, обеспечения и проведения учебной и производственной практики студентов, практических и лабораторных занятий по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям. Базовые кафедры должны усилить формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций с целью получения целостного научного мировоззрения. Кафедра предназначена для решения практических технических задач, поставленных потенциальным работодателем и востребованных на рынке, в том числе задач связанных с модернизацией и совершенствованием производства. На базовой кафедре должна повышаться активность студентов, путем внедрения методов проблемно-поискового характера, тесно связанных с выбранным направлением и профилем обучения.

Создание актуальных образовательных программ в области текстильной и легкой промышленности с использовании элементов электронного (дистанционного) образования – сетевых модульных образовательных программ, разработанных на базе взаимодействия ведущих университетов, формирующих кадровый потенциал в данных областях, единого образовательного пространства в сочетании с повышением качества образования за счет генерации актуальных для отрасли инновационных знаний и их распространения на базе новейших дистанционных образовательных технологий.

 

Совершенствование профильной и уровневой структуры подготовки специалистов с учетом потребностей бизнеса в сфере деятельности платформы, развитие механизмов непрерывного образования.

Безусловно, система подготовки специалистов должна учитывать требования работодателей, и в новых условиях трансформироваться, видоизменяться в рамках общепринятых стандартов. Новые условия хозяйствования требуют комплексного подхода к формированию компетенций и профессионально важных качеств специалиста в рамках реформирования системы образования с учетом последних разработок, замечаний и пожеланий бизнеса. Компетенции, позволяющие решать требования работодателей, можно обозначить термином транспрофессиональные компетенции. Транспрофессиональные компетенции необходимы для успешного выполнения профессиональных задач специалистами родственных профессий. Транспрофессиональные компетенции подразделяются на технологические, информационные, нормативно-правовые компетенции и межотраслевая коммуникация.

К технологическим транспрофессиональным компетенциям относятся:

-способность работать с техническими устройствами профессиональной отрасли и смежных отраслей;

-участие в ремонте, монтаже оборудования в своей профессиональной отрасли и в смежных отраслях;

-проведение контроля работ по монтажу и ремонту оборудования профессиональной отрасли и в смежных отраслях с использованием КИП.

К информационным транспрофессиональным компетенциям относятся:

-разработка документации по решению типовых задач пакетного характера;

-сбор и обработка информации для решения типовых задач по родственным и смежным профессиям; принятие решений и обмен информацией при решении типовых задач по родственным и смежным профессиям.

К нормативно-правовым транспрофессиональным компетенциям относятся:

-знание и соблюдение законодательных нормативных документов по вопросам выполняемых работ в смежных отраслях;

-знание и соблюдение основных вопросов трудового законодательства;

-знание и соблюдение основ экологического, экономического законодательства.

К межотраслевой коммуникации относятся:

-использование профессионального тезариуса смежных и родственных областей;

-соблюдение правил работы в группах;

-использование правил при коммуникации в смежных и родственных профессиональных областях.

Подготовка таких специалистов предполагает создание системы непрерывного образования, которая позволит не только обеспечить научные и производственные организации и предприятия легкой промышленности необходимыми кадрами, но и осуществлять их постоянный профессиональный рост, добиваясь требуемого уровня. Очевидным вкладом в формирование этой системы может стать дополнительное профессиональное образование, которое сыграет важную роль, прежде всего, в переподготовке выпускников, имеющих образование по сопутствующим направлениям и специальностям и способных успешно работать в различных отраслях промышленности при условии получения дополнительных компетенций. Это предполагает также создание системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего учебный процесс, построенный на активном использовании в процессе обучения современного оборудования.

Данная работа должна будет вестись на стыке образовательного учреждения, науки и предприятия. На основе выявленных кадровых потребностей компаний осуществляется конкурсный отбор образовательных учреждений системы профессионального образования и других организаций, которые готовы разрабатывать и реализовывать при поддержке предприятий, региональных властей, практико-ориентированные программы переподготовки и технологические тренинги для сотрудников этих компаний: инженеров, техников, квалифицированных рабочих. Программы подготовки (уровень не ниже магистратуры) и программы переподготовки (в основном – программы профессиональной переподготовки) разрабатываются в соответствии с прямым заказом, сформулированным работодателем и включающим в себя требуемые практические знания, навыки и умения, необходимые для работы на конкретных предприятиях. Оперативность изменения программ достигается соответствующим мониторингом – как внутренним, так и внешним, причем необходимость создания системы внутреннего мониторинга закладывается еще на уровне технического задания, а также путем построения индивидуальных образовательных траекторий и большим набором интерактивных курсов и курсов по выбору. Программы переподготовки должны иметь модульную структуру, с одной стороны, способную обеспечить академическую мобильность обучающихся, а с другой – возможность дальнейшего использования отдельных модулей в «наборных» программах для подготовки кадров. Данные программы должны учитывать также межуниверситетские образовательные программы, консолидирующие ресурсы не только различных факультетов (институтов) одного университета, но и других образовательных учреждений, что позволит оптимизировать затраты на содержание уникального дорогостоящего оборудования и, тем самым, снизит стоимость обучения. Это даст возможность готовить специалистов, способных быстро воспринимать достижения науки и переводить их в плоскость конкретных технологий. К разработке программ могут быть привлечены ведущие зарубежные специалисты в области фундаментальных и прикладных исследований в сфере легкой промышленности, инновационного менеджмента и коммерциализации технологий. Разработчики программ должны иметь доступ к лучшему отечественному и мировому опыту обучения в области легкой промышленности. Для этого должны быть организованы внутрироссийские и зарубежные стажировки, отобраны и переведены зарубежные учебные пособия. При участии работодателей могут разрабатываться программы, ориентированные на конкретные кадровые потребности реальных производств, то есть обучение одной пилотной группы сотрудников (или будущих сотрудников) предприятия-заказчика. Основным результатом этой деятельности станет создание подсистемы дополнительного профессионального образования ННС, формирующей кадровый потенциал легкой промышленности по ее прямому запросу, и состоящей из сети образовательных учреждений и организаций, научных центров и бизнес-структур, включая проектные компании, получившие поддержку как региональных властей, так и бизнеса.

4. Содействие мобильности научных и инженерно-технических кадров и обмена кадрами между организациями ‒ участниками платформы (стажировки, обмен и другие формы).

Повышение квалификации преподавательского и инженерного состава, который готовит кадры для текстильной и легкой промышленности, должно рассматриваться в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности вуза и деловой карьеры выпускника и осуществляться в течение всей его трудовой деятельности на непрерывной основе. Системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в вузах РФ и зарубежных странах, в ведущих Российских научных и производственных организациях, путем обучения на различных курсах, прохождения стажировки, в том числе зарубежной, участия в работе специализированных конференций, заседаний учебно-методических центров и семинаров, а также через другие формы повышения квалификации.

Внедрение ФГОС ВО поколения Три++ – это важный и ответственный момент для всего Российского высшего профессионального образования. Реализации образовательных программ, согласно новым стандартам предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и оптимизация самостоятельной работы студентов, увеличение академическиой активности и мобильности. Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий обучения, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса. В связи с этим, академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов, в рамках Болонского процесса, придается большое значение. Академической мобильностью является перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно от семестра до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение. Такое определение академической мобильности дано в рекомендациях Комитета министров. Интернационализация определяет развитие систем высшего образования в мире. Под интернационализацией в сфере высшего образования принято понимать объективный процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Интернационализация образования включает следующие формы международного сотрудничества: индивидуальная мобильность - мобильность студентов или профессорско- преподавательского состава в образовательных целях; мобильность образовательных программ и институциональная мобильность, формирование новых международных стандартов образовательных программ; интеграция в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов; институциональное партнерство -создание стратегических образовательных альянсов.

В настоящее время очевидно, что на мировом рынке высшего образованиясочетание методологической грамотности, как одного из главных условий профессиональной исследовательской компетентности педагога, с практико-ориентированными содержательными подходами, повышение академической мобильности в решении практических задач образования и развития личности обучающихся, обеспечит соответствие уровня профессиональной подготовки педагога требованиям Профессионального стандарта и запросам социума. Реализация этих стратегических линий невозможна без использования разных форм сетевого взаимодействия педагогов в инновационной развивающей образовательной среде. Она предполагает не только профессиональную подготовку педагогов, но и систему дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров. На базе университетов должно осуществляться очное, дистанционное и очно-дистанционное обучение педагогов, предлагаться индивидуальные образовательные программы накопительной системы повышения квалификации, исходя из системного анализа результатов ежегодных социальных опросов педагогов, обучающихся и их родителей, а также персонифицированных банков данных, портфолио преподавателей. В режиме дистанционного обучения педагогам разных уровней образования, должны предоставляться электронные курсы, включающие различные тематические модули, а также интерактивное методическое сопровождение по всем актуальным проблемам педагогического образования через систему видеоконференцсвязи, Skype и т.д. К программам дополнительного профессионального образования, претендующим на включение в банк программ повышения квалификации, предъявляются следующие требования:

–продолжительность обучения - не менее 72 аудиторных часов; возможность реализации обучения с использованием дистанционных технологий;

–осуществление не менее 50 процентов времени обучения в формате практической работы на базе образовательного учреждения, исследовательского центра или на базовом предприятии; наличие современной материально-технической базы для реализации предлагаемой практической работы, а также наличие педагогических работников соответствующего квалификационного уровня;

– ориентация на получение актуальных профессиональных компетенций с учетом основных приоритетов модернизации экономики России и согласованного перечня направлений повышения квалификации;

– использование модульного формата;

– учет требований профессиональных стандартов и (или) требований профильных заказчиков;

– завершение освоения программы повышения квалификации аттестационными процедурами в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая выдачу документа о повышении квалификации установленного образца;

– обязательное участие представителей профильных заказчиков, объединений работодателей и федеральных органов исполнительной власти, в аттестационных процедурах;

– обеспечение возможности прохождения стажировок слушателями, прошедшими аттестацию, на базе исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

– обучение по программе повышения квалификации на базе образовательного учреждения исходя из его стоимости, составляющей не более 30000 рублей на 1 слушателя; осуществление стажировки в исследовательских и инжиниринговых центрах на территории России исходя из ее стоимости, составляющей не более 100000 рублей на 1 слушателя; бучение по программе повышения квалификации со стажировкой в исследовательских и инжиниринговых центрах за рубежом исходя из его стоимости, составляющей не более 300000 рублей на 1 слушателя.

Программы повышения квалификации представляются российскими образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующему направлению подготовки (специальности) инженерных кадров.

Обязательным приложением к программе повышения квалификации является проект договора между образовательным учреждением и предприятием или организацией реального сектора экономики о повышении квалификации специалистов по предлагаемому направлению повышения квалификации.

5. Формирование механизмов мониторинга кадрового обеспечения предприятий ‒ участников платформы, а также уровня подготовки их научных и инженерно-технических кадров.

Формирование механизмов мониторинга кадрового обеспечения предприятий ‒ участников платформы, а также уровня подготовки их научных и инженерно-технических кадров предусматривает:

- развитие инфраструктуры и технологий проведения количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации специалистов в различных отраслях промышленности, соответствующих задачам ТП «ТиЛП»;

-разработку стратегии подготовки специалистов с опережением существующих технологий, обновление методических механизмов по подготовке специалистов;

-развитие учебно-методической и материально-технической базы для подготовки кадров;

-развитие системы непрерывного образования педагогических кадров с использованием инструментов государственно–частного партнерства;

-реализацию на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора адресных, коротких, эффективных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан, независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания;

-создание условий для развития выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и личностного роста, в том числе развитие содержания и технологий обучения, стимулирующих обучающихся к получению дополнительных профессий и квалификаций;

-целевое обучение навыкам предпринимательства, в том числе путем поддержки проектов, направленных на вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность;

-подготовку в области эффективного поведения на рынке труда;

-формирование навыков коллективной работы, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной практики;

-обеспечение системности мероприятий по повышению квалификации специалистов в соответствии с заявленными приоритетами;

-реализацию эффективных моделей повышения квалификации специалистов, основанных на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий;

-создание необходимых условий для профессионального развития участников Программы.

Таблица 12 ‒ Дорожная карта «ТП «ТиЛП» в области подготовки и развития научных и инженерно-технических кадров.

Наименование мероприятия Исполнители (основные) Срок Пояснения к содержанию мероприятия
Содействие подготовке и повышению квалификации научных и инженерно- технических кадров
1. Создание общественного совета по профессиональным квалификациям при ТП «ТиЛП» в текстильной и легкой промышленности ФГБОУ ВО «КНИТУ»   Проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профессиональных стандартов
2. Обеспечение профессиональной подготовки, способствующую быстрому и самостоятельному приобретению новых знаний, необходимых для адаптации и успешного профессионального роста и востребованности на рынке труда. Образовательные университеты 2017 ‒ 2020 гг. Углубленное изучение предметов, необходимых для профессиональной подготовки. Должно быть минимальный набор требований к знаниям выпускника и содержанию образовательных программ.  
3. Формирование социально-личностные качества выпускников, направленные на повышение профессиональной и личной ответственности за результаты производственной деятельности, навыков коммуникации и управления коллективной деятельностью при решении профессиональных задач. Образовательные университеты, предприятия 2017 ‒ 2020 гг. Требуется комплексный подхода к формированию компетенций и профессионально важных качеств специалиста.
4. Разработка стратегии подготовки специалистов с опережением существующих технологий, обновление методических механизмов по подготовке специалистов Образовательные университеты 2017 ‒ 2020гг.  
5. Реализовать и обеспечить эффективные модели повышения квалификации специалистов по направлению текстильной и легкой промышленности, основанные на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий. Отраслевые ассоциации, Профильные университеты В течение года Тесная работа с бизнесом и уточнениенаправлений повышения квалификации с учетом запроса рынков.
6.     Разработка образовательных программ и стандартов для подготовки магистров по направлениям в текстильной и легкой промышленности, согласовав их с бизнесом. Профильные образовательные университеты В течение 2018 года ОС НИУ – собственные стандарты ведущих вузов, позволяющие разрабатывать образовательные программы для подготовки магистров по приоритетным направлениям развития текстильной и легкой промышленности.
7. Формирование пакета предложений по разработке новых профессиональных образовательных стандартов по подготовке бакалавров и магистров и профессиональных стандартов в области текстильной и легкой промышленности Образовательные университеты, предприятия. 2018 гг. Профессиональные стандарты – для установления современных требований к специалистам (должностям) в текстильной промышленности Необходимы для формирования требований к образовательным стандартам и программам подготовки и повышения квалификации специалистов
8. Формирование ведущими университетами и техническими вузами с участием предприятий комплекса совместных модульных и сетевых образовательных программ подготовки и повышения квалификации компетентных специалистов на основе технологий электронного (дистанционного) обучения для текстильной и легкой промышленности. Ведущие образовательные университеты, бизнес, отраслевые ассоциации и союзы. В течение 2018 года На 1 этапе - формирование участников и выработка ТЗ на разработку актуальных, сетевых и модульных совместных образовательных программ для подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров в области текстиля и легкой промышленности применений. Сообщение и обсуждение на форуме в г. Чебоксары На 2-ом этапе разработка и апробация образовательных программ
9. Анализ и обмен опытом создания профильных базовых кафедр и малых предприятий между вузами в кооперации с НИИ и компаниями в области текстильной и легкой промышленности Члены ТП «ТиЛП» В течение работы СПИ Через совещания и конференции, проводимые членами ТП.
10.   Разработка элементов системы мониторинга кадрового обеспечения предприятий текстильной и легкой промышленности –участников техплатформы, а также сертификации выпускников вузов и молодых специалистов.   Рабочая группа по кадрам ТП, Комитет по образовании. СОЮЗЛЕГПРОМА     . Обсуждение концептуальных подходов в мониторинге Апробация элементов системы кадрового мониторинга в вузах и на предприятиях текстильной и легкой промышленности – участников техплатформы    
11. Разработка профессиональных стандартов и механизмов общественной аккредитации   Профильные вузы В течение работы СПИ Усиление подготовки специалистов
12. Разработка механизмов внешнего аудита и качества подготовки кадров всех уровней для текстильной и легкой промышленности. Отраслевые ассоциации, Профильные университеты 2017 ‒ 2020 Поднятие уровня профессиональной подготовки
13. Разработка программы направления перспективных университетских управленческих кадров в рамках ТП высшего звена на стажировки и обучение по программам подготовки управленческих кадров в образовании в ведущие зарубежные университеты Профильные университеты ведущие предприятия отраслей промышленности 2018 г. Подготовка управленческих кадров в сфере инновационной подготовки специалистов

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: