Вопросы для обсуждения
3.1 Система организации лагерной смены
3.2 Организационный период лагерной смены: цель, задачи и содержание деятельности вожатого
3.3 Основной период лагерной смены: особенности, содержание деятельности вожатого
3.4 Итоговый период лагерной смены: специфика, содержание и формы работы в отряде
_______________________________________________________________
Система организации лагерной смены
Смена в лагере (Ю.А. Таран) – это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.
Лагерная смена (Л.В. Воронкова)– это временной период пребывания детей в оздоровительном учреждении, в рамках которого педагоги, в том числе и отрядный вожатый, организуют их быт, совместную деятельность, направленную на воспитание, оздоровление и отдых детей.
Специфика лагерной смены:
· неповторимость социокультурного пространства лагеря с его природными, архитектурными возможностями, людьми, которые организуют лагерь, его законов, режима, традиций;
· функционирование временных детских объединений – отрядов;
· общение;
· событийность.
Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его цикличность и периодизация. Исходя из этого, смену в лагере подразделяют на три периода:
· организационный
· основной
· заключительный
Каждый из этих периодов отличается своими задачами, способами их решения и особой позицией отрядного вожатого.
3.2 Организационный период лагерной смены: цель, задачи и содержание деятельности вожатого
Оргпериод составляет первые 3-4 дня при смене 21 и более дней или первые 1-2 дня при смене 10-14 дней
|
Цель оргпериода: создать условия для адаптации ребёнка к лагерю, режимным моментам, правилам поведения, формирования и функционирования детского коллектива.
Задачи оргпериода:
1. познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой; предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
2. изучить интересы и запросы детей, особенности характера и физического развития, выявить лидеров в детском коллективе;
3. сформировать органы самоуправления;
4. познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
Содержание деятельности вожатого в первый день оргпериода
РЕГИСТРАЦИЯ
К регистрации вожатому необходимо подготовить:
ü табличку с указанием возраста ребят, которые попадут отряд;
ü три больших конверта (для путевок, медицинских справок, денег);
ü тетрадь для фиксации количества денежных средств ребенка и их расхода (роспись детей при получении).
При регистрации детей вожатый должен поставить родителей в известность о возможности проведения экскурсий, различных поездок и т.д., что потребует от детей определенных финансовых расходов (данные возможности накануне оговариваются и уточняются с администрацией лагеря). С этой целью он предлагает сдать определенную сумму денег, которые оставит у себя на хранение. Любые денежные операции при регистрации и на протяжении смены должны четко фиксироваться и сопровождаться подписями родителей или ребят.
|
ü листы для расписок (ценные вещи), заявлений
ü тетрадь с 2 –мя таблицами (для мальчиков/ для девочек):
Ф.И.О. ребёнка | Число, месяц, год рождения | Дом. адрес, телефоны | Ф.И.О. родителей | Место работы родителей, раб. телефон | Увлечения, интересы ребёнка | Особые отметки |
Целесообразно сделать две таких таблицы: отдельно для девочек и мальчиков, что поможет быстрее и легче сориентироваться в том, сколько вам надо добрать мальчиков, сколько девочек (по количеству койко-мест), и облегчит процедуру расселения.
В графе «особые отметки» помещаются сведения об отклонениях в здоровье детей (тошнота при передвижении в автобусе, энурез, аллергия на продукты или медикаменты, особенности психического состояния ребенка и т.д.). Если родитель не сообщил об этом, а данный факт зафиксирован в медицинской справке либо обнаружился позже, вожатому обязательно следует уточнить эту информацию, связавшись с родителями. Сведения данной графы должны размещаться под грифом «секретно» и быть доступны только вожатым для организации жизнедеятельности детей в лагере с учетом их психофизических особенностей.
Если во время регистрации много людей, можно эту информацию узнать или из медицинских справок, в процессе индивидуальной беседы с ребёнком или родителем, в результате анкетирования.
Пример анкеты, которую можно давать всем родителям на приёмке
1. Фамилия, имя ребёнка
2. Возраст___________
3. С кем я могу связаться, если потребуется: ИО
4. Телефоны для связи
5. Первый раз в этом лагере? (был ли, вообще, в лагере) Да нет
|
6. Чем увлекается ребёнок?
7. Есть ли у ребёнка какие-либо заболевания:
Аллергия (вписать на что)
Астма. Что вызывает приступы?
Эпилепсия Что вызывает приступы?
Гастрит
Энурез
Другие
8. Укачивает ли ребёнка в автобусе? Да нет
9. Есть ли ребёнка какие-либо особенности поведения:
· Обидчивый (ая)
· Страхи (какие)
· Истерики (как проявляется)
· Приступы агрессии (как проявляется)
· Повышенная тревога (как проявляется)
· Другие
В каких ситуациях чаще проявляется? Как Вы обычно помогаете справиться с этой ситуацией?
10. Какие у Вас пожелания к вожатым?
Чтобы не мучаться с «отловом» запрещенных продуктов, имеет смысл распечатать перечень запрещенных продуктов и давать родителям с ним ознакомиться.
Часто в выходные дни родители приезжают в лагерь, чтобы встретиться со своим ребенком, провести с ним время за территорией лагеря. При этом они обязательно пишут заявление или расписку о том, что ответственность за жизнь и здоровье ребенка несут самостоятельно. Следует обязательно уточнить у начальства, разрешает ли оно отдавать детей дальним родственникам или друзьям родителей – иначе в случае вашей ошибки это может стать серьёзной проблемой.
Для более быстрого знакомства ребят друг с другом и с вожатыми целесообразно к регистрации заготовить визитки. Визитка вожатого должна содержать четкую надпись его фамилии, имени, отчества и номера отряда. В визитках для ребят достаточно зафиксировать их имя и отряд. Визитку можно оформить в виде солнышка, кораблика, ромашки и т.д.
В то время как один воспитатель заполняет таблицу, второй оформляет эмблему, дописывая имя иномер отряда, закрепляет ее на груди у ребенка. Он также провожает ребенка в корпус или к месту сбора, на ходу беседуя с ребенком или с родителем.
Помимо того, что ребята по эмблемам узнают имена друг друга, они еще знакомятся целенаправленно, так как сразу определяют, что «этот мальчик или девочка тоже из моего будущего отряда», ведь вы приготовили одинаковые особенные эмблемки для ребят своего отряда. Да и педагог сможет увидеть своих ребят издалека.
Успех проведения регистрации, как и любой другой формы работы, во многом зависит от умелого распределения и согласованности действий воспитателей отряда. Поэтому накануне надо определить, кто из вас и что будет выполнять, чтобы провести все быстро, четко и с максимальным эффектом.
РАССЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО КОМНАТАМ
Один из важнейших этапов оргпериода. Как сделать эту процедуру быстро, четко, интересно, учитывая пожелания и интересы ребят?
По числу комнат разделить ребят на шесть групп: 3- из мальчиков и 3- из девочек. Попросите подойти к вам трех мальчишек и трех девчонок, которые хотят жить вместе. Они будут первыми жильцами шести комнат. А теперь начинайте эстафету. Пусть каждый выберет себе второго, второй-третьего, третий - четвертого и т.д. Через две минуты вы будете иметь шесть групп, сформированных с учетом личных симпатий. Вам останется только отвести эти группы в комнаты и удостовериться, что у всех есть своя тумбочка, своя кровать, своя полка в шкафу.
Правила расселения:
· Не селить мальчиков с девочками в одном крыле;
· Не переселять;
· «Буйных» мальчиков – ближе к вожатской комнате;
· Учитывать симпатии детей.
Будет здорово, если каждый ребенок, подойдя к своей кровати, увидит маленькую открытку с приветствием и пожеланиями, послание Домового или Домовёнка Кузи. Может, это письмо будет выражать радость оттого, что именно этот ребенок будет спать на этой кровати, или пожелания всего доброго, или правила поведения в спальне в стихах, или приглашение к путешествию по лагерю. Необходимо дать ребятам 10—15 минут, чтобы они провели операцию «Уют». После чего предложить им собраться в определенном месте.
ОПЕРАЦИЯ «УЮТ»
Перед этой операцией необходимо провести инструктаж о том, что где и как хранить вещи, что ребята должны положить в тумбочки, какую одежду убрать в шкаф, где поставить запасную обувь, а что лучше оставить на хранение в чемоданах. Особое внимание надо обратить на продукты питания, которые положили детям в дорогу заботливые родители. Важно разъяснить детям правила хранения и сроки реализации этих продуктов. После такой разъяснительной беседы надо дать ребятам некоторое время, чтобы они навели порядок в своих комнатах, после чего можно объявить конкурс на самую уютную (комфортную, «понятливую», красивую) комнату.
В некоторых лагерях есть так называемая «чемоданная комната» или кладовая. После того, как ребята разложили в тумбочки и шкафы необходимые вещи, надо по очереди (по пять-шесть человек) проводить ребят в чемоданную кладовую, попросить их оставить свой багаж и запомнить место (полку, ячейку). Желательно, чтобы свой чемодан (сумку, рюкзак) ребенок всегда ставил на одно и то же место в кладовой.