Способы знакомства с лагерем




Экскурсия. Проводится внутри отряда. Если в отряде есть "старички", пусть они проводят экскурсию. Чередуем рассказ с играми на знакомство, легендами про лагерь. После возвращения с экскурсии ребята могут нарисовать, каким они увидели лагерь или самое понравившееся место.

Игра следопытов. Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...".

"Разведшкола". Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют "Центр". Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть самыми разными, например: какого цвета занавес в концертном зале, сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря, сколько фонтанчиков на территории лагеря, как зовут маму худрука лагеря, сколько дежурных постов в лагере и где они расположены, при какой температуре воды можно будет купаться, сколько окон в здании столовой, какого цвета скамейка у административного корпуса, сколько домиков «на кружках», сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком, каковы размеры футбольного поля, какой почтовый адрес у лагеря, любимая спортивная команда физрука, какого цвета глаза у вожатого 1 отряда?

Детей младшего возраста можно познакомить с лагерем с помощью сказочных персонажей

СО СТАРИЧКОМ – ЛЕСОВИЧКОМ (он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу; поинтересуется, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы…);

С ГАНТЕЛЬКИНЫМ (он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке, о спортивной работе в лагере);

С ДОКТОРОМ ГРАДУСНИКОМ (в медпункте дети ещё раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной убор);

С ЗАБАВОЙ – ЗАТЕЙНИЦЕЙ (на игровой площадке она разучит с ребятами новую игру);

С ПОВАРОМ СЛАДКОЕЖКИНЫМ (он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней);

С ДОМОВЁНКОМ КУЗЕЙ (он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать пред сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке).

Игры-знакомства. Цель: в игровой форме научить подростков быть гармоничными и свободными в социальном пространстве, уметь видеть свои особенности, плюсы и минусы, осознавать себя личностью, стремящейся к развитию, способной самостоятельно мыслить и действовать и грамотно выстраивать отношения с окружающими людьми (например, игра "Снежный ком": первый играющий называет свое имя. Второй - повторяет имя предыдущего игрока и добавляет свое. Третий - два предыдущих и свое. Последний игрок должен перечислить всех сидящих в кругу).

Быстрому запоминанию имен детей помогают "визитки" и схемы у детских палат, где на месте каждой кровати напишите имя ребенка.

· график дежурства

В оргпериод необходимо выявить потенциальных лидеров в отряде (группе), для чего используются игры на лидерство. Также важно объединить и сблизить ребят в рамках временного детского коллектива, в чем помогут игры на сплочение.

3.3 Основной период лагерной смены: особенности, содержание деятельности вожатого

Основной период лагерной смены идет после организационного и по продолжительности составляет примерно 16 дней.

Цель данного периода: реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком в процессе совместной деятельности.

Характерные особенности основного периода смены:

· общественно полезная направленность воспитательной работы и связь с жизнью;

· разносторонность, творческий характер, насыщенность и усложнение форм;

· эмоциональность и романтическая приподнятость.

Технология воспитательной работы основного периода смены включает мероприятия, игры, дела, обеспечивающие осознание и выполнение системы социальных ролей, способствующих формированию гражданственности – интегрального качества личности, характеризующего ее взаимоотношения с временными или постоянными микроколлективами, инициативными творческими группами, вожатыми, советами, администрацией лагеря и представителями других общественных организаций.

Выделим ряд периодов в основном этапе лагерной смены

ПЕРИОД ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Это период укрепления организационной структуры отряда как заданной среды обитания каждой личности. Наступает этот период, после того как сформирована организационная структура, избраны органы самоуправления, каждый выбрал себе поручение, утверждены в отряде законы жизни и отношений.

Доминирующая потребность: реализовать себя в официальной структуре, влияющей на развитие сотрудничества детей в отряде. Структура «малых групп» влияет на дифференциацию интересов в отряде.

Содержание деятельности: конкурсы, соревнования, интеллектуальные игры «поискового характера», то есть нахождение тех сфер деятельности, которые бы максимально воздействовали на гармонизацию внутриотрядной жизни.

Показатели успешной деятельности: выделился и утвердился костяк ребят-организаторов, определились общие цели и интересы.

ПЕРИОД СКРЫТЫХ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ В ОТРЯДЕ

Уже в оргпериоде, на этапе адаптации, по мере формирования межличностных отношений, определения лидеров, рождаются внутренние скрытые конфликты перспектив, связанные со своей ролью в межличностном общении.

Особенности внутреннего состояния участников:

· равнодушие, связанное с крушением ожиданий;

· напряжение, связанное с чувством одиночества и незащищенности;

· активность, связанная с укреплением лидерских позиций;

· неудовлетворенность разобщенностью отряда у тех, кто принял для себя и усвоил законы отношений внутри отряда, не осуществимые перспективы в деятельности отряда.

Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни, и не стоит их бояться. Их нужно использовать в педагогических целях, что бы научить детей жить в обществе.

Содержание межличностных отношений: неофициальное обсуждение существующих порядков (сплетни). Организационная структура существует нормально, в структуре «малых групп» идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с перспективами деятельности. Есть ребята, выпадающие из социальных связей отряда.

Задачи:

· анализ состояния, причин сложившихся проблем и прогноз развития отношений. Необходимо способствовать сплоченности отряда, для этого:

· вывести частные мнения и оценки внутренней атмосферы на арену широкого демократического обсуждения;

· добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде;

· определить ближайшую коллективную деятельность, актуальную для всех и каждого;

· способствовать успеху и укреплению этой коллективной деятельности.

В этот период вожатому необходимо постоянно разговаривать с ребятами. Кроме коллективного обсуждения деятельности и жизни отряда необходимо найти время для общения с каждым ребенком. Лучшее мероприятие в этот период – это отрядный костер и игры вокруг него. Можно вовлечь всех детей: мальчики собирают дрова, девочки готовят еду, музыкант отряда настраивает гитару, а вожатые во всем помогают.

Условиями для выхода из кризиса являются:

· умение вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию;

· владеть приемами проведения групповой дискуссии.

ПЕРИОД МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЙ С ОБЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Деловое сотрудничество является основой организационно-коллективной деятельности после конфликтного периода. Все члены отряда сознательно проявляют свою волю, добиваясь успеха в первой осознанной коллективной деятельности.

Доминирующая потребность: преодолеть разобщенность. Состояние: морально-волевое напряжение. Начинает активно действовать организационная структура. Структура «малых групп» открывается для «постороннего общения».

Деятельность: коллективная, творческая, направленная на внутреннее единство отряда. Можно провести походы, завтраки у моря, творческий вечер, и т.д.

Итоги и показатели успешной деятельности в периоде:

· формирование стремления к дальнейшим творческим делам;

· изменение уровня общения в отряде: нет кличек, насмешки переведены в мягкий юмор;

· появление новых творческих лидеров, исчезновение отверженных.

ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА

Успешная деятельность по объединению отряда побуждает ребят к дальнейшему творческому общению. Доминирующая потребность: добиться успеха в творчестве, найти свое место в общем творческом процессе. Деятельность отряда в этот период переходит от хаотичной и неорганизованной, к собранной, спланированной и желанной. С детьми уже можно проводить интеллектуальные беседы, игры. В этот период хорошо проводить клубы по интересам или вечерние встречи-дискуссии, беседы о дружбе, взаимовыручке. Пробовать реализовывать эти понятия на примере литературных гостиных, спектаклей или акций.

Показатель успешной деятельности: ребята готовы оценивать отряд, присваивая ему общую творческую характеристику – самый музыкальный, самый спортивный, самый театральный, самый дружный, самый заботливый.

ПЕРИОД МЕЖКОЛЛЕКТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

В этот период происходит информационный поиск места отряда во всей дружине лагеря. Доминирующая потребность: интерес к более широкому полю общения. Состояние: радостно-напряженное в связи с информационным поиском.

Задачи:

· способствовать межколлективному общению;

· обучать детей анализу и самоанализу;

· организовывать общедружинную, коллективную, клубную, коллективно-индивидуальную деятельность.

Содержание деятельности: в этот период удаются клубы по интересам, которые может вести каждый педагог в соответствии со своим хобби. Условие проведения любых мероприятий в данный период – обеспечить ребят наибольшим выбором занятий по интересам.

ПЕРИОД ИДЕЙНОГО ЕДИНСТВА

Подходим к общечеловеческим образцам отношений, к пониманию значения приставки «СО» (СОстрадание, СОзидание, СОвесть, Соучастие и др.).

В межличностном общении идет поиск единомышленников, при этом организационная структура действует достаточно редко. В структуре «малых групп» – интенсивное общение дружеского характера. Укрепляются дружеские пары.

Деятельность: разговорная, индивидуально-колективная. Беседы, спектакли, выставки, акции – вот то, что необходимо проводить.

3.4 Итоговый период лагерной смены: специфика, содержание и формы работы в отряде

Итоговый (заключительный) период лагерной смены приходится на последние 2-3 дня.

Характерные особенности обусловлены возникновением третьей стрессовой ситуации, которая связана с предстоящей разлукой крепко сдружившихся ребят, с другой – с неизбежным отъездом и потребностью к нарушениям. Все «нельзя» мотивировались опасениями огорчить и рассердить любимых вожатых, нежеланием быть наказанными и прервать «досрочно» свое пребывание в лагере за серьезные нарушения. Теперь же подросток осознает, что скоро все равно покинет лагерь и им принимается внутренняя установка: будь что будет.

В результате:

1. Изменяется поведение детей: они стали более возбужденными, более болтливыми, более раскованными и более неуправляемыми, то есть изменился эмоциональный тонус.

2. Изменяются ценности, главной из которых становится неформальное общение. Предчувствуя расставание, новые друзья и подружки словно хотят наговориться на всю оставшуюся жизнь и уходят в лес в поисках ((«необыкновенных» шишек, на речку собирать уникальные камушки и ракушки; залезают в самые немыслимые места и зачастую делают это без спросу (!), «забыв» поставить воспитателя в известность.

3. На последние дни приходится пик криминальной активности: дети, словно почувствовав, что времени осуществить вызревавший всю смену план уже не остается, решаются на него в последние дни и ночи:

· отправляются ночью «мазать» девочек (или, наоборот, мальчиков);

· залезают среди бела дня на столбы-громоотводы;

· облачаются в костюмы привидений; совершают противоправные действия (алкоголь и т.д.)

Позиция вожатого:

1. Усилить внимание и ответственность.

2. Быть внутренне мобилизованным и собранным, внешне – спокойным и уверенным.

3. Иметь четкий план действий, чтобы решить все организационные и воспитательные задачи итогового периода.

При выполнении золотого правила дидактики скаутинга – «соблюдения шума», «выпускание пара» в нужном направлении при контроле взрослых, мы опережаем и планируем удовлетворение тайных потребностей детей к нарушениям («День наоборот», «День потерянных вожатых», «День бантика», «День нечистой силы», игры «Стражники-мятежники», «Синие-красные», «Комический футбол», «День рождения Бабы-Яги», «Ужастик парк», «Нептун» и др.)

Цели итогового периода: подвести итоги смены и успешно, благополучно ее завершить.

Организационные задачи:

1. Ввести «президентское правление» или, наоборот, дать возможность детскому самоуправлению проявить себя, проверить свой авторитет и организаторские способности

2. Лично подойти к библиотекарю (за 2 дня), кастелянше, завхозу, физруку и договориться о времени сдачи книг, постельного белья, игр, спортинвентаря.

3. Проследить за сбором ребятами личных вещей (открываем «Салон потерянных вещей», проводим операции «Розыск», «Чемоданчик»).

4. Организовать последнее утро по плану:

а) утренний туалет; укладывание в чемоданы гигиенических принадлежностей. Собранные чемоданы выносим «погреться на солнышке» или в отрядное место, холл;

б) далее ребята собирают, пересчитывают и сдают постельное белье;

в) делают генеральную уборку чистят шкафы, тумбочки, подметают и моют пол, выносят мусор;

г) в ожидании автобуса обмениваются адресами, кто еще не успел; вожатый раздает фотографии, оставшиеся деньги ребят. Прощание, отъезд;

д) студентам проверить и дооформить документы.

Воспитательные задачи:

1. Подвести итоги работы кружка, секции, клуба (выставка, демонстрация).

2. Дооформить отрядный альбом (бортжурнал), дописать в нем последние страницы.

3. Провести дела-прощания с лесом, спортплощадкой, речкой.

4. Сделать итоговый анализ дел, выделить лучших по направлениям деятельности, чтобы поощрить в отряде или на общедружинном мероприятии.

5. Обязательно провести в отряде запоминающееся красивое прощальное мероприятие, в подготовку которого будут включены все ребята, где они получат сладкие подарки, личные призы («именные медали»).

6. В дружине проводится последнее яркое, красочное мероприятие, линейка, на которой присутствуют все отряды. Здесь подводят итоги всех дел, работы кружков, дежурства, награждают лучших, активных, победителей. В свою очередь ребята говорят слова благодарности администрации, всем службам, вожатым, воспитателям. Ребят приглашают на следующее лето.

Формы воспитательной работы в заключительный период лагерной смены отличаются особой событийностью, эмоциональной напряженностью, атмосферой сопереживания конца лагерной смены, предстоящей разлуки (конкурс рисованных фильмов «Жили в лагере мы так, так, так...», КВН «Было, братцы, было», прощальный огонек «Расскажи мне обо мне», «Карнавал» и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: