Методика проведения занятия




ТЕМА: АНАЛИЗАТОРЫ.

Продолжительность занятия - 4 часа.

План организации занятия.

1. Подготовительный этап занятия:

а) организационное мероприятие - 5мин.

б) проверка и коррекция исходного уровня знаний посредством разбора материала в устной форме при наличии вопросов, возникающих после домашней подготовки или с использованием электронного учебника - 40 мин.

в) компьютерный контроль исходного уровня знаний - 30 мин.

2. Основной этап занятия:

а) выполнение практической работы - 60 мин.

б) запись протоколов исследования 15 мин.

в) анализ протоколов исследования 15мин.

3. Конечный этап занятия:

а) контроль конечного уровня усвоения учебного материала тестовым контролем или решением ситуационных задач - 30 мин.

б) проверка, коррекция, подписание протоколов, задание на следующее занятие - 15мин.

3. Учебные цели занятия.

ЗНАТЬ:

1. Учение И.П. Павлова об анализаторах.

2. Современные представления о сенсорных системах.

3. Виды и свойства рецепторов, их адаптация.

4. Зрительный анализатор, строение и свойства

5. Слуховой анализатор, строение и свойства

6. Обонятельный и вкусовой анализаторы

7. Болевая сенсорная система ее рецепторы и биологическое значение

8. Соматосенсорный анализатор. Тактильные, холодовые и тепловые рецепторы. Проприоцептивная чувствительность.

9. Вестибулярный анализатор, строение и свойства

10. Особенности функционирования анализаторов у детей

УМЕТЬ:

1. Определять остроту зрения.

2. Определять поля зрения.

3. Определять размеры слепого пятна.

4. Проводить аудиометрию.

5. Определять костную и воздушную проводимость звука.

6. Определять чувствительные точки кожи.

4. Базисные знания студентов, необходимые для реализации целей занятия:

ЗНАТЬ:

1. Методы изучения органов чувств.

2. Орган зрения и характеристику его оптической системы.

3. Фоторецепторы, их строение.

4. Строение наружного, среднего и внутреннего уха.

5. Проводящие пути зрительного и слухового анализаторов.

6. Рецепторный аппарат и проводящие пути вкусового и обонятельного анализаторов.

7. Биологическое значение боли. Антиноциоцептивная система.

Организация изложения содержания учебного материала.

Логико-дидактический анализ учебного материала отражен в таблицах №№1 - 10.

Методика проведения занятия

1. Подготовительный этап занятия.

В начале занятия необходимо сформулировать его цели и задачи, что студенты должны знать и уметь по окончании занятия.

Написать на доске тему и цель занятия. Объяснить студентам, что знание материала этой темы представляет интерес для клинической практики, так как часто встречаются нарушения в сенсорных системах. Кроме того полученные практические навыки будут необходимы при последующем обучении на теоретических и практических кафедрах.

В ходе устного разбора материала следует разобрать соответствующие вопросы темы занятия. Особо отметить вклад отечественных ученых И.П. Павлова, П.П. Лазарева, В.Н. Черниговского в развитии представлений о механизмах функционирования сенсорных систем.

-Разобрать понятие анализаторы, его составные части, их функции (рецепторы, проводниковый отдел, центральная или корковая часть анализатора). Рецепторами называют специализированную клетку, эволюционно приспособленную к восприятию из внешней или внутренней среды определённого раздражителя и к преобразованию его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения.

Классификация рецепторов (предложенная В.Н. Черниговским в 1960г). Различают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные рецепторы, терморецепторы, проприо- и вестибулорецепторы, ноцицепторы (ощущение боли). Рецепторы разделяют, кроме того, на внешние, или экстерорецепторы, и внутренние, или интерорецепторы. По характеру контакта с внешней средой рецепторы делятся на дистантные (зрительные, слуховые и обонятельные) и контактные (вкусовые и тактильные).

-Рассмотреть такие свойства сенсорных систем как абсолютная идифференциальная чувствительность, порог реакции. Абсолютнаячувствительность это способность обнаруживать слабые, короткие или маленькие по размеру раздражители. Абсолютную чувствительность измеряют порогом реакции на сенсорное воздействие. Обычно за порог принимают ту силу стимула, вероятность восприятия которого равна 0,5 - 0,75. Реакции на подпороговые раздражения возникают на неосознаваемом уровне. Дифференциальнаясенсорная чувствительность это способность к различению одновременно или последовательно действующих сигналов. Различение начинается в рецепторах, но в нём участвуют нейроны всех отделов сенсорной системы. Порог различения интенсивности раздражителя всегда выше ранее действовавшего раздражения на определённую долю (закон Вебера). Эта зависимость выражается формулой dI/I = const, где I - сила раздражения, dI - её едва ощущаемый прирост (порог различения).

-Рассмотреть процессы кодирования и детектирования.

Под кодированием понимают, совершаемое по определённому правилу преобразование информации в условную форму - код. В сенсорной системе информация кодируется двоичным кодом - либо сигнал есть либо его нет (Сомьен 1975), т.е. подчиняется правилу «всё или ничего». Сенсорная информация кодируется также числом одновременно возбуждённых нейронов и их расположением в нейронном слое коры - это так называемое позиционное кодирование. Детектированием называют избирательное выделение сенсорным нейроном того или иного признака раздражителя, имеющего поведенческое значение. Осуществляют такой анализ, нейроны-детекторы, избирательно реагирующие лишь на определённые свойства стимула.

В ходе устного разбора материала по частной физиологии анализаторов особо следует отметить следующие моменты.

Зрительный анализатор.

-Рассмотреть периферический отдел зрительного анализатора, светопреломляющие среды глаза, аккомодацию, аномалии рефракции глаза, рассмотреть строение сетчатки. Особое внимание необходимо уделить фоторецепторам, их строению и функционированию.

-Необходимо подробно рассмотреть молекулярную физиологию фоторецепции. При поглощении кванта света молекулой зрительного пигмента (родопсина) хромофорная группа 11-цис-ретиналь выпрямляется и превращается в транс-ретиналь. Эта реакция длится 1 пС. Затем белковая часть молекулы обесцвечивается и переходит в состояние метародопсина II. Вследствие этого молекула зрительного пигмента становится способной к взаимодействию с примембранным гуанозинтрифосфат-связывающим белком трансдуцином. При этом трансдуцин переходит в активное состояние и обменивает связанный с ним ГДФ на ГТФ. Трансдуцин, связанный с молекулой ГТФ, активирует примембранный фермент фосфодиэстеразу (ФДЭ). Каждая активированная молекула ФДЭ разрушает циклический гуанозинмонофосфат (цГМФ), приводит, в свою очередь, к закрытию ионных каналов, которые были открыты в темноте, и через которые в клетку поступали ионы натрия и кальция.

Ионные каналы закрываются вследствие падения концентрации свободного цГМФ, которые были связаны с ним в темноте и держали их в открытом состоянии. Уменьшение или прекращение входа внутрь клетки ионов Na+ и Са2+ приводит к гиперполяризации клеточной мембраны и возникновению на ней рецепторного потенциала. Гиперполяризационный рецепторный потенциал, возникший на мембране наружного сегмента, распространяется вдоль клетки до ее пресинаптического окончания и приводит к уменьшению скорости выделения медиатора.

-Рассмотреть виды и роль нейронов сетчатки.

-Рассмотреть теории цветового зрения. Наибольшим признанием пользуется трехкомпонентная теория (Гельмгольц), согласно которой цветовое восприятие обеспечивается тремя типами колбочек с различной цветовой чувствительностью. Помимо теории Гельмгольца существует теория Геринга. Согласно этой теории в колбочках есть вещества чувствительные к бело-черному, красно-зеленому и желто-синему излучению.

Слуховой анализатор.

-Рассмотреть строение трех отделов уха, их значение в восприятии звука.

-Рассмотреть строение улитки, виды рецепторов, электрические потенциалы, возникающие в улитке.

-Рассмотреть проводящие пути и центральное представительство слухового анализатора.

-Рассмотреть типы кодирования информации в органе слуха (теории Резерфорда, Гельмгольца, Бекеши).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: