Пётр Ильич Чайковский фортепианная пьеса «Баба-Яга»




Урок от 13.01.2022

Домашнее задание:

1. Прочитать текст и рассказать на уроке

2. Послушать и рассказать о музыке Александра Сергеевича Даргомыжского фантазия-скерцо «Баба-Яга, или С Волги nach Riga»

Тема: Фантастические и сказочные персонажи в музыке

Содержание

1. Что такое сказка?

Сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр. Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

2. Какие признаки жанра сказки?

Его можно узнать по таким характерным чертам: Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе). Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный, Жезтырнак, Албасты и пр.)

Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». События наполнены волшебством. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

3. Какие есть виды сказок в литературе?

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы: волшебные сказки; сказки о животных; бытовые сказки.

Что такое волшебная сказка? Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр.

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание. В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки: «Каша из топора»; «Ямщик и купец»; «Шел солдат домой» и пр.

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

 

Самая знаменитая героиня русских народных сказок.

Пётр Ильич Чайковский фортепианная пьеса «Баба-Яга»

Фортепианная пьеса начинается стремительно. Музыка звучит зловеще. Трескучие, быстрые мотивы взлетают вверх, а затем устремляются вниз – будто злобная Баба-Яга пробирается в своей ступе к избушке через лес. Добравшись, она опускается на землю. В середине (вторая часть) мы слышим бормотание Бабы-Яги (повторяется один и тот же мотив), как будто Баба-Яга бормочет себе под нос заклинание. В репризе (третьей части) музыка переносится на октаву выше. Это значит изменился регистр (регистром называют участок звукоряда). В высоком регистре музыка Бабы-Яги звучит резче и ярче. Кажется, Баба-Яга летит все выше и выше, а силы её удесятерились. Лишь в конце музыка стихает: летящая ступа удаляется и исчезает из виду…

Анатолий Лядов «Баба-Яга» первая из сказочных пьес для оркестра. Для своей «картинки» Лядов выбрал лишь один эпизод (из издания «Василиса Прекрасная»): «…Баба-Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает… Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…»

По сюжету произведение представляет собой полет Бабы-Яги, данный в непрерывном ритмическом движении и постепенно набирающим силу. Во вступлении композитор изобразил свист Бабы-Яги (играет флейта). Музыка звучит низко, зловеще, страшно. И вот Баба-Яга понеслась, погоняет свою ступу. Музыка начинает звучать высоко, легко, танцевально, будто Яга взвилась высоко в небо и унеслась. Низкий тембр фагота, сменяет звучание бас-кларнета, а струнные словно подхлестывают этот полет. Быстрый ритм создает ощущение скорости: вот с шумом и свистом пронеслась Баба-Яга — и исчезла.

Инструменты: оркестр, пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский горн, 2 кларнета, бас кларнет, 2 фагота, контрафагот, 2 трубы, 3 тромбона, туба/литавры, перкуссия (тарелки, бас-барабан), струнные.

Первое исполнение «Бабы-Яги» состоялось 18 марта 1904 года в концерте симфонического собрания под управлением Ф. Блуменфельда и прошло с огромным успехом.

Модест Петрович Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»

Стасов Владимир Васильевич известил композитора о том, что намечается проведение выставки художественных работ Виктора Гартмана. Модест Петрович, будучи одним первых посетителей экспозиции, был растроган и восхищён. Все представленные на вернисаже экспонаты привели его в восторг, однако были произведения, которые заслужили особого внимания композитора, как например изящные часы, выполненные в форме избушки Бабы-Яги, то есть они были на курьих ножках. После посещения выставки Мусоргский, находясь под впечатлением от увиденного, в творческом порыве, за двадцать дней сочинил сюиту, состоящую из десяти миниатюр, объединённых связующей интермедией с названием «Прогулка».

В фортепианный цикл вошла яркая пьеса «Избушка на курьих ножках. Баба-Яга ». Композитор в своей одноимённой музыкальной миниатюре, которая в цикл «Картинки с выставки» вошла под номером девять, проиллюстрировал не изящное жилище сказочной волшебницы, как было показано на наброске, а устрашающий образ её хозяйки - злой Бабы-Яги. Будучи искусным мастером изобразительности, Модест Петрович в своей миниатюре, в стиле русских сказок, музыкальными звуками нарисовал фантастическую картинку, в которой над таинственным лесом, размахивая помелом, пролетает страшная Яга. От свиста проносящейся ступы деревья прогибаются до земли, птицы разлетаются в разные стороны, да и звери разбегаются от страха.

Мусоргский заключил композицию в трёхчастную форму и выбрал для неё тональность. До мажор. Темповые указания «Allegro con brio, feroce» и динамические оттенки фортиссимо и сфорцандо придали музыке залихватский и пугающий характер.

Пьесу открывают резкие аккорды. Изначально они звучат редко, но затем учащаются, как будто имитируют разгон ступы, в которой Баба-Яга поднимается в небо. Здесь нет мелодической линии, а только ломаные зигзагообразные мотивы с неравномерно расставленными акцентами, которые придают фантастическому образу особую злобную свирепость. В следующем далее среднем разделе характер композиции резко меняется. Тихая, но в то же время тревожная тремолирующая музыка, наполненная таинственными шорохами, изображает Ягу, которая вернулась в свою избушку и над огромным котлом ворожит над колдовским зельем. Вскоре все умолкает и наступает загадочная тишина. В заключительной части вновь возвращается энергичная первая тема. Она динамично развивается и подводит к каденции, которая представляет собой волну нисходящих, а затем восходящих попеременных октавных звуков.

 

Александр Сергеевич Даргомыжский в 1862 году написал фантазию-скерцо «Баба-Яга, или С Волги nach Riga», где сочетаются черты жанровой картинности и сказочной фантастики. Вступление построено на теме песни «Вниз по матушке по Волге», получающей широкое и свободное развитие в пяти вариациях. Средний эпизод, основанный на мелодии народной песни «Укажи мне, мати, как белый лен стлати», записанной на Смоленщине, рисует фантастическую картину полета Бабы-Яги, отправляющейся с волжских берегов в далекий путь к Балтике. Раздается трубный сигнал, возвещающий конец пути, — Баба-Яга прибывает в Ригу, что ознаменовано в музыке немецкой бытовой песни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: