Тема 2. Метод и методика экономического анализа




 

Метод в широком понимании - это способ подхода к изучению исследуемого объекта. Под методом экономического анализа понимается диалектический подход и способы изучения, измерения и обобщения влияния факторов на результаты деятельности организации. Если предмет экономического анализа характеризует, «что» изучается, то метод - «как» это делается.

Экономический анализ может производиться по различным направлениям деятельности предприятия, отрасли, территории, государства, международных связей. Эффективность экономического анализа во многом зависит от методики его проведения, под которой понимается совокупность правил, приемов и способов проведения аналитических исследований хозяйственной деятельности. Если методологию (учение о научном методе познания) экономического анализа можно представить как стратегию исследования процессов и явлений, то методика - это тактика их изучения и оценки. Методика исследования того или иного явления (процесса) всегда конкретна. Так, есть свои особенности в подходах (методике) изучения текущего состояния объекта, определения влияния факторов на конечные результаты, оценке резервов роста эффективности производства, обоснования бизнес-планов и т.д.

Методика предусматривает следующие этапы исследований:

- определение цели и задач экономического анализа, а также потребителей аналитической информации;

- выбор системы показателей для исследования и моделирования их взаимосвязи;

- выбор способов исследования, технических средств и приемов;

- подготовка источников информации для проведения анализа;

- собственно анализ;

- интерпретация результатов исследования.

Используя различные признаки классификации можно выделить следующие виды экономического анализа:

- по субъектам (пользователям, потребителям) анализа: внешний, внутренний;

- по объектам управления: технико-экономический, финансово-экономический (финансовый), маркетинговый, аудиторский (бухгалтерский), социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический.

- по методам изучения объектов: сравнительный, факторный, маркетинговый, стохастический, функционально-стоимостной, инвестиционный;

- по признаку времени: ретроспективный (итоговый), оперативный (текущий), перспективный (прогнозный), эпизодический, систематический;

- по охвату изучаемых явлений: тематический (выборочный), комплексный (сплошной или локальный).

Каждый из этих видов экономического анализа имеет свои задачи, содержание и особенности осуществления. Наиболее объемным и важным для деятельности предприятий является комплексный экономический анализ. Он охватывает основные показатели изучаемого объекта.

Изменение результативных показателей может происходить под воздействием ряда факторов. По отношению к анализируемому показателю их можно подразделить на:

- первичные, вторичные и т.д. (первого, второго, третьего уровня);

- зависящие и не зависящие от предприятия;

- основные (определяющие) и второстепенные;

- поддающиеся и неподдающиеся количественной оценке;

- постоянные и временные;

- экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные);

- положительного и отрицательного воздействия;

- производственные и внепроизводственные.

Различают пять видов производственных факторов:

1) производственно-экономические (отражают состояние материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

2) технико-экономические (отражают уровень механизации и автоматизации производственных процессов, показатели внедрения достижений науки и техники, передовой технологии, организации труда и производства);

3) социально-экономические (характеризуют параметры, определяющие социальную активность работников);

4) социально-психологические (отражают показатели психологической комфортности в трудовом коллективе);

5) физиологические (связаны с санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими параметрами, влияющими на физическое состояние человека).

Под факторным анализомпонимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа:

- детерминированный (связь факторов с результативным показателем носит функциональный характер) и стохастический (связь вероятностная, корреляционная);

- прямой (дедуктивный - от общего к частному) и обратный (индуктивный - от частных факторов к обобщающим);

- одноступенчатый и многоступенчатый (когда производится детализация/разложение факторов первого и последующих уровней);

- статический (расчет влияния факторов на результативный показатель на определенную дату) и динамический (изучение причинно-следственных связей в динамике).

Основными задачами факторного анализа являются:

- отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели;

- классификация и систематизация факторов с целью обеспечения возможностей системного подхода;

- определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;

- моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями;

- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

- работа с факторной моделью (практическое использование модели).

В экономическом анализе выделяют две группы методов(приемов, способов) обработки экономической информации и измерения влияния факторов: неформализованные - основываются на опыте и интуиции и формализованные - основываются на строгих аналитических зависимостях.

К числу неформализованных относятся экспертный метод, психологический метод, метод сценариев, метод ситуационного анализа и др.

Формализованные методы подразделяются на:

- традиционные методы экономической статистики (средних и относительных величин, группировок, графический, индексный);

- классические методы (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, балансовый, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, дисконтирования);

- математико-статистические (корреляционного, регрессионного, дисперсионного и факторного анализа, метод главных компонент);

- эконометрические методы (матричный и гармонический анализ, метод теории производственных функций);

- методы экономической кибернетики и оптимального программирования (системного анализа, машинного, линейного, нелинейного и динамического программирования);

- методы исследования операций и теории принятия решений (теории графов, игр и массового обслуживания, метод сетевых графиков).

Любой вид анализа предполагает использование метода сравнения. При этом базой для сравнения могут быть соответствующие нормы и нормативы, показатели плана текущего года, прошлых периодов, показатели предприятий-конкурентов, передовых фирм других отраслей (последнее направление носит название бенчмаркинг) и др.

При сравнении определяются абсолютные и относительные отклонения показателей с использованием средних величин их значений (средняя арифметическая - простая и взвешенная, гармоническая, геометрическая и хронологическая, мода, медиана и др.).

К относительным величинам относятся проценты, коэффициенты (отношение двух взаимосвязанных показателей, значение одного из которых принимается за единицу) и индексы (соотношение непосредственно измеряемых величин).

В процессе сравнения показатели зачастую группируют по определенным признакам. При этом различают два вида группировок:

- структурные, которые используются для изучения состава предприятий (по мощности, кадровому составу и др.) и структуры выпускаемой ими продукции;

- аналитические - являются основой изучения взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия различных показателей (факторов), отражающих производственно-хозяйственную деятельность.

При изучении показателей, находящихся в балансовой зависимости (обеспечение предприятия сырьем, трудовыми, финансовыми ресурсами и т.д.) используется балансовый способ. Как вспомогательный он применяется для проверки правильности расчетов влияния факторов на совокупный результативный показатель.

При экономическом анализе находит применение табличное и графическое отражение аналитических данных. При этом каждая таблица должна иметь общий заголовок, систему горизонтальных строк и вертикальных граф. Подлежащее таблиц показывает, о чем идет речь (оно содержит перечень показателей, характеризующих явление), а сказуемое - указывает, какими признаками характеризуется подлежащее.

Таблицы бывают простые, групповые и комбинированные (материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы). Графическое отражение информации осуществляется с помощью диаграмм (столбиковых, круговых, фигурных и др.), кривых распределения, графиков корреляционного поля, статистических картограмм, что позволяет получить обобщающую картину положения дел в статике и динамике.

При индексном методе индекс (I) любого показателя определяется делением его фактического значения на базисное (плановое или фактическое предыдущего периода).

Метод цепных подстановок (ЦП). Он заключается в измерении влияния одного из нескольких факторов на обобщающий показатель при исключении действия остальных (прием устранения воздействия всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного, называется элиминированием). Достигается это путем последовательной замены базисных значений факторов фактическими.

Разновидностью метода цепных подстановок является метод абсолютных разниц, который основан на прямом подсчете влияния каждого из факторов на изменение обобщающего показателя. Метод относительных разниц, как разновидность предыдущего, основывается на использовании отклонений относительных значений факторов. Недостатком методов элиминирования является то, что результаты влияния отдельных факторов на общее отклонение зависят от последовательности (очередности) их подстановки. В связи с этим рекомендуется осуществлять подстановку факторов в порядке убывания их абсолютных значений (сначала количественных/экстенсивных, затем качественных/ интенсивных).

Логарифмический метод основывается на том, что между индексами изменения показателей сохраняется та же зависимость, что и между самими показателями. Логарифмический метод применяется для кратных и мультипликативных моделей. При этом можно использовать как десятичные, так и натуральные логарифмы.

К числу графических относится и графо-математический метод (метод построения дерева решений. Процесс принятия решения в этом случае осуществляется в несколько этапов:

1) определение цели;

2) определение набора возможных действий (организационных, технических, технологических), с помощью которых может быть реализована поставленная задача;

3) оценка возможных исходов и их вероятностей (носят случайный характер) при реализации вариантов действий;

4) оценка математического ожидания возможного исхода (выполняется с помощью дерева решений) и наиболее эффективного варианта решения задачи.

При изучении стохастических связей, когда каждому значению факторного показателя соответствуют несколько значений результативного показателя, применяется корреляционно-регрессионный анализ.

Корреляционный анализ решает задачу измерения тесноты связи между варьирующими переменными и оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на результирующий признак. Различают парную и множественную корреляцию. В первом случае изучается связь между одним фактором и результативным показателем, во втором - между несколькими факторами и результативным показателем. Регрессионный анализ предназначен для выбора форм связи, типа модели при определении расчетных значений зависимой переменной. Теснота связи оценивается с помощью коэффициента корреляции (при линейной зависимости) или корреляционного отношения (при нелинейной зависимости). Значения этих коэффициентов колеблются от 0 до 1. При (r) = 0 связь между показателями отсутствует, если (r) = 1, то связь функциональная. Если (r) имеет отрицательное значение, то связь между показателями отрицательная. При величине показателей 0,1 - 0,3 - связь слабая; 0,3 - 0,5 - умеренная; 0,5 - 0,7 - заметная; 0,7 - 0,9 - высокая; 0,9 - 0,99 - весьма высокая. При расчете парной корреляции вначале производится отбор наиболее важных (существенных) факторов, влияющих на результативный показатель. Эти факторы помещаются в таблицу, в которой факторные признаки ранжируются в порядке возрастания или убывания. Далее данные из таблицы наносятся на плоскость координат - строится корреляционное поле. По форме поля или путем визуального анализа ранжированного ряда производится обоснование формы связи. При нелинейной связи вначале определяется теоретическое значение функции ух, для чего решается уравнение регрессии, описывающее связь между изучаемыми показателями. Затем рассчитывается корреляционное отношение.

Выбор уравнения регрессии осуществляется, как правило, перебором решений с использованием метода наименьших квадратов или на основе ошибки аппроксимации, величина которой не должна превышать 20%. В рамках множественной корреляции находятся уравнения регрессии, которые бывают линейными, степенными и логарифмическими. В линейных моделях коэффициенты при неизвестных называются коэффициентами регрессии, а в степенных и логарифмических - коэффициентами эластичности. Первые показывают, на сколько единиц изменяется функция с изменением соответствующего фактора на одну единицу при неизменных значениях остальных. Вторые отражают, на сколько процентов изменяется функция с изменением каждого аргумента на 1 % при неизменных значениях остальных. Значимость факторов, включаемых в корреляционную модель, оценивается по критерию Стьюдента, а адекватность уравнения регрессии - с помощью критерия Фишера, средней ошибкой аппроксимации, коэффициентов корреляции и детерминации. При разработке корреляционной модели не рекомендуется включать взаимосвязанные факторы (если коэффициент парной корреляции между ними больше 0,85), а также факторы, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Решение задач корреляционно-регрессионного анализа осуществляется, как правило, с помощью ЭВМ на базе пакетов соответствующих прикладных программ.

Метод линейного программирования применяется в случаях, когда зависимости между факторами линейные и характер их не меняется со временем. Этот метод предполагает наличие нескольких альтернативных вариантов решения задачи, из числа которых и определяется лучший (оптимальный). Решение задач линейного программирования осуществляется с помощью симплексного метода (с использованием, как правило, пакета прикладных программ).

С помощью этого метода решаются задачи оптимального раскроя, оптимизации смесей сырья, оптимальной загрузки оборудования, транспортная задача и др. Отметим, что в современных ППП для решения задач линейного программирования предусмотрены так называемые режимы расчета интервалов устойчивости. В пределах этих интервалов любые изменения для ограниченных ресурсов и переменных величин не изменяют структуру оптимального плана, что позволяет предприятиям проводить рациональную политику в части использования ресурсов. Метод динамического программирования применяется, когда целевая функция или система ограничений характеризуются нелинейными зависимостями, а изучаемые процессы развиваются во времени. Метод состоит в том, что вместо поиска оптимального решения для всей задачи расчет ведется пошагово, по отдельным элементам (этапам) исходной задачи. При этом выбор оптимального решения на каждом шаге должен производиться с учетом благоприятного использования этого решения при оптимизации на последующем шаге (рис. 2).

 

Рис. 2. Классификация методов экономического анализа

Контрольные вопросы

1. По каким признакам можно классифицировать виды экономического анализа?

2. Дайте характеристику факторного метода анализа и диагностики деятельности предприятия.

3. Назовите основные принципы анализа и диагностики деятельности предприятия.

4. Приведите основные этапы и направления развития экономического анализа в современных условиях.

5. Дайте определение предмета, объекта и задач анализа хозяйственной деятельности.

6. Какие основные требования предъявляются к организации и информационному обеспечению анализа хозяйственной деятельности на предприятии?

7. По каким признакам обычно классифицируют анализ хозяйственной деятельности?

8. Приведите определение, наиболее полно отражающее содержание анализа хозяйственной деятельности.

9. Что понимается под методикой комплексного анализа хозяйственной деятельности?

10. Назовите основные элементы методики факторного анализа

11. Что положено в основу методики функционально – стоимостного анализа?

12. В чем заключается сущность методики маржинального анализа?

13. Что представляет собой методика выявления и подсчета резервов в анализе хозяйственной деятельности?

14. Как на основе различных признаков можно классифицировать аналитические показатели?

15. Что представляет собой обработка экономической информации в горизонтальном анализе?

Глоссарий по теме

 

Коэффициентный финансовый анализ - анализ и интерпретация финансовой отчетности компании при помощи набора финансовых показателей (коэффициентов).

Метод экономического анализа - диалектический подход и способ изучения, измерения и обобщения влияния факторов на результаты деятельности организации.

Факторный анализ - методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: