Учение о типах нервной деятельности. Общая и частная конституция человека.




 

Типы высшей нервной деятельности(ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и приобретен­ных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих ха­рактер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного — про­дукт взаимодействия генотипа и среды может меняться в за­висимости от условий. Различные комбинации трех основ­ных свойств нервной системы — силы процессов возбужде­ния и торможения, их уравновешенности и подвижности — позволили И. П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устой­чивости к невротизирующим агентам.

Т. ВНД сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточ­ное торможение. В соответствии с учением о темперамен­тах — это холерический тип.

Т. ВНД уравновешенный инертный — с сильными процес­сами возбуждения и торможения и с плохой их подвижно­стью, всегда испытывающий затруднения при переключе­нии с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.

Т. ВНД сильный уравновешенный подвижный характеризу­ется одинаково сильными процессами возбуждения и тор­можения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает вы­сокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.

Т. ВНД слабый — характеризуется слабостью возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это ме­ланхолический тип.

Тип конституции— совокупность врожденных и приобретенных свойств и особенностей организма, отлича­ющих одну группу людей от другой по антропологическим, анатомо-морфологическим, функциональным, клиниче­ским, психофизиологическим и комбинированным показа­телям. Учет комбинированных показателей (корреляция между строением тела, функциями разных органов и высши­ми психическими функциями) наиболее продуктивен, но чрезвычайно сложен. В мировой литературе отсутствует общепринятая теория и единая классификация конституцио­нальных типов. Выделена общая и частная конституции(В..М.Русалов)

Исследованиями Б.М.Теплова показано, что различные анализаторы могут проявлять эффект «парциальности» - в одних анализаторах индивид может демонстрировать признаки «слабости по процессу возбуждения». в других- силы.

Исследования В.Д.Небылицина позволили разработать методики изучение показателей силы по процессу возбуждения. В.С.Мерлин представил концепцию интегральной индивидуальности с разными иерархические организованными уровнями, опосредованные определенными факторами.Уровни -биохимический, соматический, нейродинамический, психодинамический, свойств личности и социальных ролей. Существенный интерес представляют исследования В.Казначеева, выделевшего биохимические показатели типов «спринтер» и «стайер».

К особенностям высшей нервной деятельности детей относится
сравнительно слабая подвижность нервных процессов (способности быстро реагировать на изменение окружающей среды). Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие. Поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой: «Немедленно убирай игрушки и одевайся!» Необходимо дать установку перед началом нового вида деятельности, чтобы ребенок мог подготовиться и постепенно, безболезненно перейти к ней. Например: «Ирочка, скоро будем обедать. Убирай игрушки. Уложи куколку спать. Вот молодец. А теперь собери кубики в коробку».

Еще одна особенность высшей нервной деятельности ребенка в том, что она обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают
от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность. Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.

В поведении детей также преобладают иррадиированные реакции. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой,
а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопаньем в ладоши. При выполнении какого-либо действия дети часто производит много лишних движений. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

Особенность нервной деятельности ребенка состоит также и в том, что поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

Кроме того, у детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: