Политика государства в обеспечении занятости. Проблемы занятости в Республике Беларусь




Под политикой занятости система принципов и мер государства, направленных на обеспечение рациональной, свободно избираемой занятости населения. При этом занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законом страны, направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносит субъекту заработок (доход).

Политика занятости опирается на определенную систему принципов. Они могут различаться в разных странах. Но главными из них следует считать следующие принципы:

- принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных;

- принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

- принцип предоставления социальной защиты безработным.

Для реализации этих и других принципов политики обеспечения занятости государство может использовать два типа регулирующего воздействия:

- пассивный;

- активный.

Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается использованием средств и мер, которые «лечат» уже проявившиеся симптомы вынужденной незанятости.

Формами реализации активного типа регулирования служат:

1) методы повышения спроса на рабочую силу;

2) методы сокращения предложения рабочей силы.

Основой белорусской экономической модели является преобладание государственной собственности (особенно в важнейших экспорто-ориентированных отраслях) и сильное государственное управление, включая государственное планирование (прогнозирование) ряда важнейших социальных параметров. В экономической литературе такого рода национальные модели называют патерналистскими и, считается, что они основаны на принципах кейнсианства.

Модель социально-ориентированной рыночной экономики сочетает в себе регулирующую функцию государства и эффективный рыночный механизм хозяйствования:

- сохранение и поддержка убыточных и нерентабельных субъектов хозяйствования, фактически ликвидирующих институт банкротства;

- максимальное поддержание высокого уровня занятости, выраженное в сохранении экономически малоэффективных рабочих мест;

- разработка и реализация комплексных Государственных программ. Например, Государственная комплексная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, Государственная программы инновационного развития на 2007-2010 годы т.д.;

- государственная поддержка жилищного строительства (например, гибкая система льготного кредитования);

- реализация крупных государственных проектов в социальной сфере (строительство Национальной библиотеки Республики Беларусь, ледовых дворцов, благоустройство городов и территорий). Кроме того, строительство дорог, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов заповедных зон, экологическое оздоровление регионов, благоустройство и озеленение территорий осуществляется при активном участии безработных, которые в то же время, находятся на оплачиваемых «общественных работах».

Исходя из вышесказанного, следует, что государство проводит активную политику на рынке труда, нацеленную на стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемой рабочей силы и повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место.

Мероприятия охватывают следующие направления:

- профессиональное обучение и переобучение работников, содействие их самозанятости и реализации предпринимательских инициатив;

- профилирование работников, находящихся под риском увольнения, для повышения эффективности предоставляемых им услуг и предотвращения их попадания в ряды безработных;

- содействие трудоустройству работников, в том числе относящихся к категории лиц с ограниченной конкурентоспособностью на ранке труда и испытывающих наибольшие трудности в поиске работы и трудоустройстве;

- социальная поддержка работников предпенсионного возраста;

- организация оплачиваемых общественных работ;

- стимулирование приема увольняемых работников на новые рабочие места в другие организации, в том числе с переселением в сельскую местность, организация лизинга персонала;

- оказание профориентационных, консультативных и информационных услуг.

Принципиально значимым этапом развития рынка труда Республики Беларусь на 2011-2015 гг. является реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности кадрового менеджмента на белорусских предприятиях [15, с. 53].

В министерстве отметили, что Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год предусматривается обеспечить первоочередное направление на профобучение безработных матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком, по востребованным на рынке труда специальностям. В настоящее время разрабатывается проект госпрограммы на 2014 год, в котором также будут предусмотрены стимулирующие меры в сфере женской занятости.

Оказано содействие в трудоустройстве на субсидированные временные рабочие места (программа «Молодежная практика») 586 безработным выпускникам учреждений высшего, среднего специального и профессионально—технического образования, а также прошедшим обучение по направлениям службы занятости. Организована адаптация к трудовой деятельности 285 инвалидов. Обеспечена временная трудовая занятость в свободное от учебы время 17,5 тыс. учащихся и студентов.

Рассмотрев особенности безработицы и проблемы занятости в Республике Беларусь можно сделать вывод, что применение государственных мер существенно снизило официальный уровень регистрируемой безработицы по сравнению с 2000 годом (с 2,1% до 0,5%) и позволило Республике Беларусь занять лидирующие позиции относительно стран СНГ. Однако прослеживается следующая закономерность того, что снижение регистрируемой безработицы влечет за собой повышение уровня нерегистрируемой безработицы. Это необходимо учитывать государству для того, чтобы полнее использовать трудовой потенциал.

Таким образом, активная деятельность государства необходима и носит многоплановый характер. Но, осуществляя ее, следует учитывать, что, поскольку деятельность государства ограничивает рыночной механизм, характер ее противоречив. Деятельность государства не должна приходить в конфликт с экономической активностью, а государственное вмешательство в рыночный механизм должно быть необходимым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятость – это любая, не противоречащая законодательным нормам, деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая трудовой доход.

Безработица сегодня является центральной проблемой не только стран с развитой рыночной, но и стран с переходной экономикой. Экономические потери от массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Последствиями безработицы является рост наркомании, преступности, тяжелых заболеваний.

Происходит обесценение, недоиспользование накопленного научно-образовательного потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей. Уменьшается доля экономически активного населения в результате негативных изменений в уровне рождаемости, повышения смертности, снижение средней продолжительности жизни, усиление оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж.

Социальные издержки безработицы связаны, прежде всего, с утратой профессионального и человеческого общения, принадлежности к общему делу. Получаемый доход - это не только вознаграждение за труд, но и свидетельство значимости того, чем люди заняты. Работа обеспечивает общественный статус, престиж и профессиональную пригодность. Кроме того, работа мобилизует человека, создаёт условия для правильного образа жизни.

Это перераспределение обозначило ряд тенденций белорусского рынка труда: увеличение занятых в сфере услуг и снижение в сфере материального производства; превышение доли занятых в торговле в частном секторе над государственным; дискриминация в трудоустройстве относительно молодежи и женщин, несмотря на их высокий образовательный уровень. В 2006-2013 гг. тенденции изменились. Уже в 2013 году, как видно из анализа приложений Б и Д, в стране имеется много вакансий и количество безработных уменьшается. Одновременно много скрытой безработицы – трудоспособное население не регистрируется, работают не легально в стране и за ее пределами для того что бы избежать налогообложения в Беларусь.

Среди других мер государственной политики занятости выделяют: разработка системы государственного стимулирования банков и финансовых организаций, предоставляющих безработным и сокращенным работникам льготные кредиты для начала предпринимательской деятельности; организация общественных работ в регионах с высоким уровнем безработицы, развитие сезонной и временной занятости; защиты внутреннего рынка труда; переход к заявительному принципу регистрации новых предприятий, в том числе создаваемых безработными, с освобождением их деятельности от налогообложения на срок не менее 2 лет; развитие широкой системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров, в том числе на предприятиях и в организациях, с учетом потребностей структурной перестройки экономики.

Применение государством этих мер существенно снизило официальный уровень регистрируемой безработицы по сравнению с 2000 годом (с 2,1% до 0,5%) и позволило Республике Беларусь занять лидирующие позиции относительно стран СНГ.

Таким образом, активная деятельность государства необходима и носит многоплановый характер. Но, осуществляя ее, следует учитывать, что, поскольку деятельность государства ограничивает рыночной механизм, характер ее противоречив. Деятельность государства не должна приходить в конфликт с экономической активностью, а государственное вмешательство в рыночный механизм должно быть необходимым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: