Методы обслуживания государственного долга РФ




 

Под обслуживанием любого долга принято понимать выплату процентов по долгу и постепенное погашение основной его суммы. Система погашения государственного долга является мощным инструментом для перераспределения доходов бюджета в пользу финансового сектора. Негативным финансовым последствием функционирования рыночной системы государственного долга может выступать общее существенное сужение инвестиционного капитала в экономику.

Основные условия, которые необходимо учитывать при разработке методов обслуживания и погашения государственного долга:

1. Долгосрочные обязательства представляют собой основу кредитного портфеля. Инвестиции, направленные на развитие, зачастую имеют очень большой срок окупаемости либо не достигнуть прибыли в будущем. Финансирование этих проектов должно основываться на долгосрочных заимствованиях. Краткосрочные долговые обязательства, в свою очередь, могут создать угрозу стабильности бюджетной политики.

2. Состав портфеля долговых обязательств способен обеспечить соразмерный порядок выплат по погашению долгосрочных и краткосрочных обязательств. Так называемые "пики" выплат долговых обязательств плохо сказываются на ликвидности и влекут за собой создание крупных резервных фондов, что может привести к снижению эффективности распределения финансовых активов. Равномерный же порядок погашения и выплаты долга повышает финансовую и экономическую стабильность и показывает эффективное использование финансовых активов.

3. Различные источники и рынки заимствований, что гораздо повышает гибкость и позволяет выбирать наиболее благоприятные и подходящие условия, ориентируясь на текущую конъюнктуру рынка.

4. Приоритет в обслуживании одних обязательств по отношению к другим может иметь место в случае, если это предусматривают условия займа. Данное условие оговаривается и устанавливается документами, а информация о приоритетных обязательствах при необходимости может быть доступна всем кредиторам.

. В течение определенного периода времени составляется прогноз по обслуживанию и погашению долга, отражающий структуру долга, необходимость в новых займах, возможные параметры новых заимствований, изменение ставок, тарифов, курсов валют и т.д.

6. Погашение просроченной кредиторской задолженности, предусматривается бюджетом на текущий год или реструктуризация в долговых обязательств. Просроченная задолженность не является государственным долгом, но она близка к нему - она также должна погашаться из средств бюджета. Под реструктуризацией понимается основанное на соглашении прекращение обязательств с заменой их долговыми обязательствами, например кредитными соглашениями.

Таким образом, нормальное состояние экономики страны предусматривает покрытие потребностей доходами (сборы, налоговые платежи, пошлины), непредусмотренные расходы могут быть погашены с помощью государственных заимствований (государственный кредит). В современных условиях государства все чаще обращаются к кредиту с цель расчетов по своим обязательствам, поэтому государственный кредит - явление нередкое, его также можно назвать нормальным явлением в экономике каждого цивилизованного государства.

Управление государственным долгом может осуществляться посредством применения следующих методов:

) рефинансирование, которое предусматривает погашение основной суммы долга и процентов за счет средств, полученных от использования новых кредитов;

2) новации, которые являются соглашением между кредиторами и заемщиком и которые предусматривают замену обязательств одного кредита другими обязательствами с более выгодными условиями;

3) унификации - предусматривают объединение ранее выпущенных и действующих займов, при котором выпущенные ранее облигации и сертификаты замещаются на облигации нового займа;

) консолидации - это решения государства перенести дату расчета по обязательствам на более поздний срок;

5) аннулирование государственного долга - это отказ должника (государства) выполнять свои обязательства по действующим кредитам;

) реструктуризация - погашение активных займов с одновременным осуществлением заимствований в объемах, которые бы превысили погашаемые суммы, и установление иных условий и сроков погашения по ним.

Цель управления государственным долгом сводится к поиску оптимальных и эффективных соотношений между потребностями государства в необходимых финансовых ресурсах и издержками и расходами по их привлечению и дальнейшему обслуживанию. В целом в переходных экономиках долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками и поэтому является наиболее предпочтительнымив переходных экономиках стран, если:

• сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору, и поэтому нецелесообразно использовать монетизацию бюджетного дефицита, чреватую ростом инфляции на фоне мультипликационного расширения денежной массы в кредитной системе;

· внутреннее предложение относительно эластично, и, следовательно, "эффект вытеснения" оказывается незначительным;

· внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

•сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит бюджета не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Нередко, правда, эти возможности в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д.

Внешнее долговое финансирование эффективно в том случае, если внутренние процентные ставки превышают среднемировой уровень и предусмотрена возможность стабилизации валютного курса. Такие условия способствуют увеличению иностранного спроса на ценные бумаги данного государства, это может вызвать большой приток активов и увеличению спроса на национальную денежную единицу, которая необходима для их покупки. В ходе этого стоимость национальной валюты начинает проявляться, а это приводит к увеличению импорта и уменьшению экспорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: