Управление государственным долгом регулируются Бюджетным кодексом РФ, ФЗ №458 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства РФ, другими нормативно-правовыми документами - актами Банка России.
В Бюджетном кодексе заложены фундаментальные принципы и методы управления государственным долгом. Законодательные акты о федеральном бюджете утверждают размер дефицита бюджета, внешних и внутренних займов на текущий период и будущий год. Размер дефицитов бюджета субъектов России, объем государственных и муниципальных заимствований также находят свое отражение в законах о бюджетах соответствующих субъектов на плановый период.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Управление долгом должно предусматривать решение следующих основных задач:
· поддержание объема государственных заимствований безопасном уровне с точки зрения экономического развития;
· предотвращение резкого колебания в сторону увеличения суммы и количества заемных обязательств;
· создание условий, способствующих минимизации стоимости долга и его обслуживания;
· контроль за своевременным исполнением и обслуживанием государственных заимствований.
Экономически безопасным признается объем имеющегося долга, при котором Российская Федерация способна обеспечить исполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому главным решением в управлении госдолгом является объективное планирование обязательств, предполагающее погашение долга только из средств доходов федерального бюджета.
Полнота при оплате долговых обязательств должна предусматривать их погашение в полном объеме и своевременно. Помимо этого, одной из острых задач является прозрачность управления текущими заимствованиями, предполагающая использование ясных формализованных процедур и механизмов управления, публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств, а также о долговой политике государства.
Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 - 2014 годах приведена на следующей диаграмме (см. Приложение В).
Современное состояние экономики говорит о ряде имеющихся проблем, которые напрямую связаны с управлением государственными заимствованиями. Прежде всего, это имеющееся законодательная база по управлению государственным долгом. Оно имеет следующие недостатки:
- сложности в разграничении полномочий, компетенций, ответственности во взаимодействии органов государственной власти;
- актуальность вопросов, касающихся разграничения полномочий Банка России и Правительства России при проведении долговой политики;
- исторически сложившаяся завышенная стоимость обслуживания внешних долговых обязательств;
высокий удельный вес внешнего долга в виде задолженности иностранным правительствам и международным финансовым компаниям;
неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие так называемых пиков платежей;
неконтролируемые ненормируемые рискии региональных заимствований;
непосредственное влияние снижения скрытой безработицы на расходную часть бюджета;
существование огромного теневого сектора экономики и наличие теневых бюджетов.
Способность осуществлять внешние займы характеризуется низким кредитным рейтингом России и причинами, не заимствований не зависящим от России (экономическая ситуация в мире, кризисы в странах и т.п.), и слабостью экономики нашей страны, ее значительной зависимостью от мировых цен.
По расчетам Министерства финансов, РФ будет в состоянии привлекать в ближайшие годы на внешних рынках не более 5-6 млрд долл., а на внутреннем рынке - не более 7-8 млрд долл. ежегодно без существенного ухудшения условий заимствований.
В то же время наметилась тенденция к выравниванию условий привлечения займов как по стоимости привлечения, так и по срокам, что создает необходимые перспективы для значительного снижения рисков, которые связаны с рефинансированием государственного долга, и ставит задачу альтернативного использования инструментов внутреннего и внешнего долга. Однако существенным препятствием для развития рынка внутренних заимствований в настоящее время является высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций в портфелях нескольких крупных участников, которые придерживаются консервативной стратегии, т.е. вкладывают средства с целью получения гарантированного дохода за определенный период времени.
Современная экономика требует упрощения механизма выхода розничных инвестиций на рынок государственных заимствований за счет разработки системы прямого инвестирования в государственные ценные бумаги через национальную систему сбережений. Такая система, предусматривающая отсутствие между государством (в качестве заемщика) и кредитором промежуточных звеньев, как свидетельствует международная практика, будет вызывать значительный интерес у населения и создаст предпосылки для здоровой конкурентной среды на рынке вкладов населения.
Одним из главных факторов политики государственных заимствований является государственное регулирование и анализ заимствований субъектов, входящих в состав РФ. Принятый и утвержденный бюджет устанавливает ограничения дефицита бюджета, предельный закрепленный размер долга и расходов по обслуживанию этого долга. Современный анализ показывает, что практически все субъекты РФ соблюдают нормативы, установленные бюджетным законодательством. Наряду с этим значительно увеличивается риск не возврата заимствований, поэтому политика области регулирования заимствований субъектов РФ должна быть построена на основании поддержки государственных властей федерального уровня, а субъекты при этом должны иметь хорошую кредитную историю и выполнять необходимые нормативы.
Снизить риски внешнегофинансирования и создать эффективную систему рефинансирования российских кредитных организаций можно только при наличии развитого внутреннего финансового рынка. Такая система позволит активно использовать краткосрочные инструменты Центрального Банка для воздействия на текущие и долгосрочные параметры экономического роста, нейтрализуя негативное влияние внешних шоков на национальное хозяйство России.
Меры, направленные на изменение состава и структуры государственной задолженности при постоянном совокупном объеме, объединяются под общим термином "debt management" (англ. - управление долгом). К целям debt management можно отнести следующие:
) минимизация издержек по обслуживанию государственного долга;
) нейтральность долговой политики;
) управление долгом как инструментом стабилизационной политики. Вместе с тем, при управлении долгом следует принимать во внимание, что растущая государственная задолженность является непосредственным отражением общеэкономического кризиса, неэффективности финансово-кредитной системы, неспособности правительства проводить адекватную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. В этом случае методы государственного регулирования должны быть направлены в на оздоровлениеэкономики.
Существующая в России система управления долгами может позволить решить актуальные задачи, связанные с реструктуризацией обязательств, но в качестве инструмента макроэкономического управления ее эффективность остается на достаточно низком уровне.В последние годы политика Правительства была направлена на концентрацию всех усилий по части долговой политики на осуществление реструктуризации, а деятельность в области регулирования и улучшения структурны государственного долга была достаточно ограниченной. Активная политика регулирования государственных займов подразумевает работу как с кредиторами так и с категориями долга, тесное взаимодействие ветвей власти и выполнение следующих задач:
- повышение качества долга с помощью снижения стоимости его обслуживания, совершенствование его структуры;
- обеспечение и сохранение условий для стабильного обслуживания внешних и внутренних займов даже в случае кризисной ситуации;
- повышение своего рейтинга в глазах кредиторов и инвесторов;
установление гибкого реагирования на изменение условий финансовых рынков; поиск и использование наиболее благоприятных форм заимствований;
достижение и разработка надежного механизма, способствующего переводу кредитных активов в инвестиции, предотвращение их нецелевого использования;
усиление привлекательности российских долговых бумаг для инвесторов, стремление к предотвращению резких колебаний цен на мировых валютных рынках;
- прогноз и избежание рисков, которые связанны со структурой долга;
тесная взаимосвязь экономической политики государства с политикой внешних заимствований; разработка комплексной системы управления государственными заимствованиями, что будет способствовать адекватной формулировке и реализации национальных интересов в этой сфере;
Министерство финансов РФ в своей бюджетной стратегии предупреждает, что к 2025 году государственный долг России может превысить доходы бюджета на 6,2%, а к 2030 году - на 22,7%. Рост долга связан с сокращением поступлений от приватизации после 2018 года. Таким образом, заимствования станут единственным источником финансирования дефицита, но за их счет можно будет покрыть разницу доходов и расходов размером не более 1,1 - 1,2% ВВП. Министерство оценило нехватку средств для финансирования обязательств бюджета в 10 триллионов рублей.
Резервный фонд к 2022 году составит 7% ВВП. Ранее прогнозировалось, что фонд достигнет этого порога к 2019 году. Размер же Фонда национального благосостояния сократится до 2020 года с 3,4% ВВП до 2,6% ВВП, но к 2030 году он вырастет до 4,1% ВВП.
Глава Министерства Финансов России, Антон Силуанов, решительно настроен на сокращение расходов государства в ближайшее время для достижения сбалансированного бюджета. При этом он отмечает, что оптимизация статей расходов не должна коснуться социального обеспечения населения, а государство даже может оказывать финансовую помощь строительным объектам и созданию свободных экономических зон.
Приложение А
Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга (на конец года)
2010 г. отчет | 2011 г. оценка | 2012 г. оценка | 2013 г. проект | 2014 г. проект | 2014 г. к 2011 г. | ||||||
млрд. рублей | структура, % | Млрд рублей | структура, % | млрд. рублей | структура, % | млрд. рублей | структура, % | млрд. рублей | структура, % | % | |
Государственный внутренний долг, всего | 2940,4 | 4555,0 | 6330,9 | 7873,2 | 9221,8 | 202,5 | |||||
в том числе: | |||||||||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО, ОВОЗ) | 2461,6 | 83,7 | 3655,3 | 80,2 | 4967,6 | 78,5 | 6188,8 | 78,6 | 7320,8 | 79,4 | 200,3 |
государственные гарантии | 472,2 | 16,1 | 892,7 | 19,6 | 1356,0 | 21,4 | 1684,4 | 21,4 | 1901,0 | 20,6 | |
прочая задолженность | 6,6 | 0,2 | 7,0 | 0,2 | 7,3 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | |||
прочая задолженность | 6,6 | 0,2 | 7,0 | 0,2 | 7,3 | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
Приложение Б
Динамика объема и структуры внешнего долга (на конец года)
2010 г. отчет | 2011 г. оценка | 2012 г. проект | 2013 г. проект | 2014 г. Проект | ||||||
млрд.дол. США | Структура, % | млрд.дол. США | структура,% | млрд.дол. США | структура, % | млрд.дол. США | структура, % | млрд.дол. США | структура, % | |
Государственный внешний долг, всего | 40,0 | 40,4 | 48,4 | 59,4 | 69,0 | 100,0 | ||||
в том числе: | ||||||||||
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте | 6,9 | 17,1 | 5,7 | 14,1 | 5,2 | 10,7 | 4,6 | 7,9 | 4,1 | 5,9 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте | 32,2 | 80,5 | 29,2 | 72,3 | 34,9 | 72,1 | 40,7 | 68,4 | 46,4 | 67,3 |
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 0,9 | 2,4 | 5,5 | 13,6 | 8,3 | 17,2 | 14,1 | 23,7 | 18,5 | 26,8 |
Приложение В
Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 - 2014 годах.