Проблема управления государственным долгом и пути ее решения




 

Управление государственным долгом регулируются Бюджетным кодексом РФ, ФЗ №458 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства РФ, другими нормативно-правовыми документами - актами Банка России.

В Бюджетном кодексе заложены фундаментальные принципы и методы управления государственным долгом. Законодательные акты о федеральном бюджете утверждают размер дефицита бюджета, внешних и внутренних займов на текущий период и будущий год. Размер дефицитов бюджета субъектов России, объем государственных и муниципальных заимствований также находят свое отражение в законах о бюджетах соответствующих субъектов на плановый период.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Управление долгом должно предусматривать решение следующих основных задач:

· поддержание объема государственных заимствований безопасном уровне с точки зрения экономического развития;

· предотвращение резкого колебания в сторону увеличения суммы и количества заемных обязательств;

· создание условий, способствующих минимизации стоимости долга и его обслуживания;

· контроль за своевременным исполнением и обслуживанием государственных заимствований.

Экономически безопасным признается объем имеющегося долга, при котором Российская Федерация способна обеспечить исполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому главным решением в управлении госдолгом является объективное планирование обязательств, предполагающее погашение долга только из средств доходов федерального бюджета.

Полнота при оплате долговых обязательств должна предусматривать их погашение в полном объеме и своевременно. Помимо этого, одной из острых задач является прозрачность управления текущими заимствованиями, предполагающая использование ясных формализованных процедур и механизмов управления, публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств, а также о долговой политике государства.

Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 - 2014 годах приведена на следующей диаграмме (см. Приложение В).

Современное состояние экономики говорит о ряде имеющихся проблем, которые напрямую связаны с управлением государственными заимствованиями. Прежде всего, это имеющееся законодательная база по управлению государственным долгом. Оно имеет следующие недостатки:

- сложности в разграничении полномочий, компетенций, ответственности во взаимодействии органов государственной власти;

- актуальность вопросов, касающихся разграничения полномочий Банка России и Правительства России при проведении долговой политики;

- исторически сложившаяся завышенная стоимость обслуживания внешних долговых обязательств;

высокий удельный вес внешнего долга в виде задолженности иностранным правительствам и международным финансовым компаниям;

неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие так называемых пиков платежей;

неконтролируемые ненормируемые рискии региональных заимствований;

непосредственное влияние снижения скрытой безработицы на расходную часть бюджета;

существование огромного теневого сектора экономики и наличие теневых бюджетов.

Способность осуществлять внешние займы характеризуется низким кредитным рейтингом России и причинами, не заимствований не зависящим от России (экономическая ситуация в мире, кризисы в странах и т.п.), и слабостью экономики нашей страны, ее значительной зависимостью от мировых цен.

По расчетам Министерства финансов, РФ будет в состоянии привлекать в ближайшие годы на внешних рынках не более 5-6 млрд долл., а на внутреннем рынке - не более 7-8 млрд долл. ежегодно без существенного ухудшения условий заимствований.

В то же время наметилась тенденция к выравниванию условий привлечения займов как по стоимости привлечения, так и по срокам, что создает необходимые перспективы для значительного снижения рисков, которые связаны с рефинансированием государственного долга, и ставит задачу альтернативного использования инструментов внутреннего и внешнего долга. Однако существенным препятствием для развития рынка внутренних заимствований в настоящее время является высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций в портфелях нескольких крупных участников, которые придерживаются консервативной стратегии, т.е. вкладывают средства с целью получения гарантированного дохода за определенный период времени.

Современная экономика требует упрощения механизма выхода розничных инвестиций на рынок государственных заимствований за счет разработки системы прямого инвестирования в государственные ценные бумаги через национальную систему сбережений. Такая система, предусматривающая отсутствие между государством (в качестве заемщика) и кредитором промежуточных звеньев, как свидетельствует международная практика, будет вызывать значительный интерес у населения и создаст предпосылки для здоровой конкурентной среды на рынке вкладов населения.

Одним из главных факторов политики государственных заимствований является государственное регулирование и анализ заимствований субъектов, входящих в состав РФ. Принятый и утвержденный бюджет устанавливает ограничения дефицита бюджета, предельный закрепленный размер долга и расходов по обслуживанию этого долга. Современный анализ показывает, что практически все субъекты РФ соблюдают нормативы, установленные бюджетным законодательством. Наряду с этим значительно увеличивается риск не возврата заимствований, поэтому политика области регулирования заимствований субъектов РФ должна быть построена на основании поддержки государственных властей федерального уровня, а субъекты при этом должны иметь хорошую кредитную историю и выполнять необходимые нормативы.

Снизить риски внешнегофинансирования и создать эффективную систему рефинансирования российских кредитных организаций можно только при наличии развитого внутреннего финансового рынка. Такая система позволит активно использовать краткосрочные инструменты Центрального Банка для воздействия на текущие и долгосрочные параметры экономического роста, нейтрализуя негативное влияние внешних шоков на национальное хозяйство России.

Меры, направленные на изменение состава и структуры государственной задолженности при постоянном совокупном объеме, объединяются под общим термином "debt management" (англ. - управление долгом). К целям debt management можно отнести следующие:

) минимизация издержек по обслуживанию государственного долга;

) нейтральность долговой политики;

) управление долгом как инструментом стабилизационной политики. Вместе с тем, при управлении долгом следует принимать во внимание, что растущая государственная задолженность является непосредственным отражением общеэкономического кризиса, неэффективности финансово-кредитной системы, неспособности правительства проводить адекватную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. В этом случае методы государственного регулирования должны быть направлены в на оздоровлениеэкономики.

Существующая в России система управления долгами может позволить решить актуальные задачи, связанные с реструктуризацией обязательств, но в качестве инструмента макроэкономического управления ее эффективность остается на достаточно низком уровне.В последние годы политика Правительства была направлена на концентрацию всех усилий по части долговой политики на осуществление реструктуризации, а деятельность в области регулирования и улучшения структурны государственного долга была достаточно ограниченной. Активная политика регулирования государственных займов подразумевает работу как с кредиторами так и с категориями долга, тесное взаимодействие ветвей власти и выполнение следующих задач:

- повышение качества долга с помощью снижения стоимости его обслуживания, совершенствование его структуры;

- обеспечение и сохранение условий для стабильного обслуживания внешних и внутренних займов даже в случае кризисной ситуации;

- повышение своего рейтинга в глазах кредиторов и инвесторов;

установление гибкого реагирования на изменение условий финансовых рынков; поиск и использование наиболее благоприятных форм заимствований;

достижение и разработка надежного механизма, способствующего переводу кредитных активов в инвестиции, предотвращение их нецелевого использования;

усиление привлекательности российских долговых бумаг для инвесторов, стремление к предотвращению резких колебаний цен на мировых валютных рынках;

- прогноз и избежание рисков, которые связанны со структурой долга;

тесная взаимосвязь экономической политики государства с политикой внешних заимствований; разработка комплексной системы управления государственными заимствованиями, что будет способствовать адекватной формулировке и реализации национальных интересов в этой сфере;

Министерство финансов РФ в своей бюджетной стратегии предупреждает, что к 2025 году государственный долг России может превысить доходы бюджета на 6,2%, а к 2030 году - на 22,7%. Рост долга связан с сокращением поступлений от приватизации после 2018 года. Таким образом, заимствования станут единственным источником финансирования дефицита, но за их счет можно будет покрыть разницу доходов и расходов размером не более 1,1 - 1,2% ВВП. Министерство оценило нехватку средств для финансирования обязательств бюджета в 10 триллионов рублей.

Резервный фонд к 2022 году составит 7% ВВП. Ранее прогнозировалось, что фонд достигнет этого порога к 2019 году. Размер же Фонда национального благосостояния сократится до 2020 года с 3,4% ВВП до 2,6% ВВП, но к 2030 году он вырастет до 4,1% ВВП.

Глава Министерства Финансов России, Антон Силуанов, решительно настроен на сокращение расходов государства в ближайшее время для достижения сбалансированного бюджета. При этом он отмечает, что оптимизация статей расходов не должна коснуться социального обеспечения населения, а государство даже может оказывать финансовую помощь строительным объектам и созданию свободных экономических зон.

 

 

Приложение А

Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга (на конец года)

  2010 г. отчет 2011 г. оценка 2012 г. оценка 2013 г. проект 2014 г. проект 2014 г. к 2011 г.
  млрд. рублей структура, % Млрд рублей структура, % млрд. рублей структура, % млрд. рублей структура, % млрд. рублей структура, % %
Государственный внутренний долг, всего 2940,4   4555,0   6330,9   7873,2   9221,8   202,5
в том числе:                      
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО, ОВОЗ) 2461,6 83,7 3655,3 80,2 4967,6 78,5 6188,8 78,6 7320,8 79,4 200,3
государственные гарантии 472,2 16,1 892,7 19,6 1356,0 21,4 1684,4 21,4 1901,0 20,6  
прочая задолженность 6,6 0,2 7,0 0,2 7,3 0,1 0,0   0,0    
прочая задолженность 6,6 0,2 7,0 0,2 7,3 0,1 0,0   0,0    

 


Приложение Б

 

Динамика объема и структуры внешнего долга (на конец года)

  2010 г. отчет 2011 г. оценка 2012 г. проект 2013 г. проект 2014 г. Проект
           
  млрд.дол. США Структура, % млрд.дол. США структура,% млрд.дол. США структура, % млрд.дол. США структура, % млрд.дол. США структура, %
                     
Государственный внешний долг, всего 40,0   40,4   48,4   59,4   69,0 100,0
в том числе:                    
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте 6,9 17,1 5,7 14,1 5,2 10,7 4,6 7,9 4,1 5,9
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте 32,2 80,5 29,2 72,3 34,9 72,1 40,7 68,4 46,4 67,3
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 0,9 2,4 5,5 13,6 8,3 17,2 14,1 23,7 18,5 26,8

Приложение В

 

Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 - 2014 годах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: