Понятие и значение государственного долга




 

Причины появления государственного долга в экономике страны могут быть самыми различными. Для обслуживания своих государственных программ государство мобилизует финансовые средства, представленные налогами и другими обязательными платежами. В современных условиях нестабильного финансового состояния экономики наблюдается сокращение выплат в бюджет из перечисленных выше источников. Может иметь место также и другая ситуация - при стабильных и регулярных поступлениях происходит увеличение расходных обязательств государства. В свою очередь увеличение госрасходов может быть следствием роста обыкновенных расходов или же обусловлено появлением чрезвычайных непредвиденных расходов.

Государственный долг может выступать следствием целенаправленной политики государства в области экономики и народного хозяйства. В этой роли его задача сводится к использованию бюджетного дефицита для более эффективного управления экономикой страны. Мировой опыт показывает, что многие государства мира зачастую используют внешние источники финансирования. Если они имеют дефициты государственных бюджетов и испытывают потребность в заемных ресурсах с целью проведения социальных и экономических реформ, осуществление выплат по другим долговым обязательствам и внешним заимствованиям.

Для экономики России первой причиной бюджетного дефицита является превышение государственных расходов над реальными подтвержденными доходами бюджета. Вместе с тем государственный долг может быть вызван кризисными явлениями в экономике - неэффективностью экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политикой. В таких случаях требуется принятие срочных экономических мер по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и соответствующих политических мероприятий. Но дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономического благополучия страны.

Еще Дж.М.Кейнс, исследуя взаимозависимости между бюджетным дефицитом, государственными расходами, частными сбережениями и безработицей, рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. При этом случае бюджетный дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а направление обеспечения прогрессивных сдвигов в общественном производстве.

К основным причинам увеличения государственного долга относятся:

а) расширение расходов государства в военное время, в период других конфликтов, стихийных бедствий. Финансирование бюджета посредством государственного долга может позволить ослабить инфляционное напряжение в краткосрочном периоде и тем самым избежать увеличения количества денежной массы в обращении, и не прибегнув к повышению налогов;

б) уменьшению или сокращению налогов с целью стимулирования экономики;

в) проведение "публичной" макроэкономической политики госрасходов перед очередными выборами;

г) напряженность в бюджетной и налоговой отраслях как следствие увеличения госрасходов на здравоохранение, социальное обеспечение, также создание и увеличение количества рабочих мест.

Если происходит превышение расходов над доходами, у государства появляется потребность в новых способах покрытия, т.к. недостаточность финансовых ресурсов у государства не значит, что некоторые государственные расходы не будут профинансированы. Просто государству необходимо будет заняться поиском дополнительных источников дохода, которые на будущий период обеспечат материально предусмотренные государством и запланированные расходные обязательства. Эти действия будут обусловлены принципом сбалансированности бюджета, отражающего идею того, что объем запланированных расходов должен стремится к соответствию с суммарным объемом доходов.

Государственный долг РФ гарантирован и обеспечен имуществом, представляющим собой федеральную собственность и составляющим государственную казну. Он может представлять собой:

) договоры кредитования, которые заключает Россия с кредитными фирмами, правительствами иностранных государств и международными финансовыми компаниями;

2) государственные обязательства РФ, которые осуществляются при помощи выпуска и размещения ценных бумаг России;

) соглашения и договоры, предусматривающие получение федеральным бюджетом кредитов из других уровней бюджетной системы РФ;

) государственные ценные бумаги, выпускаемые Россией;

) договоры о предоставлении Россией государственных гарантий;

) договоры и соглашения о реструктуризации или пролонгации активных кредитов.

Займы классифицируются по признаку источника, держателя займа (внешний или внутренний кредитор), а государственный долг, который является результатом проводимых заимствований, делится в зависимости от размещения или валюты выпуска. При анализе опыта зарубежных стран, например США, то увидим, что в основе классификации долга, займов и кредитов лежит не сама валюта, а место ведения его бизнеса или место нахождения кредитора, а также то, входит ли кредитор в группу международных инвесторов, сосредоточение ценных бумаг в портфеле резидента или нерезидента.

Государственные долговые обязательства можно классифицировать на капитальный, основной и текущий долги.

Капитальным долгом называется сумма активных выпущенных государством долговых обязательств, а также гарантированных им обязательств третьих лиц, в том числе начисленные проценты, необходимые для оплаты по этим обязательствам.

Основной долг представляет собой номинальную стоимость всех обязательств и кредитов конкретного государства.

Текущий долг определяется предстоящими расходами по выплате доходов по кредитам, которые взяло на себя государство, и расходами по погашению займов, по которым наступил срок платежа.

Согласно существующим уровням государственной власти различают государственный долг РФ, долг субъектов РФ и долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг.

Важно отметить, что государственный долг Российской Федерации включает в себя обязательства прошлых лет и вновь появляющиеся долговые обязательства. Россия взяла на себя государственный долг бывшегоСССР, и онвключаются в долг России только в части, принятой на себя Россией. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги. Он считается непосредственным итогом дефицитов бюджета (сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом положительных сальдо бюджета).

 

Внутренний долг РФ

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и углубления конвертируемости рубля в основе деления заимствований на внутренние и внешние может быть положен только признак держателя облигаций (резидент или нерезидент), т.е. источник заимствований (национальный или внешний финансовый рынок).

По своей сущности государственный внутренний долг представляет из себя комплекскредитно-финансовых отношений, которые возникают в связи с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования. С помощью государственного долга преодолевается ограниченность налоговых поступлений в госбюджет, ограничивается рост наличной денежной массы, государственные займы играют существенную роль в обеспечении бюджетного равновесия.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ приводится определение государственного или муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

Объем государственного внутреннего долга России состоит из:

номинальной суммы долга по ценным бумагам, которые были выпущены Российской Федерацией;

долга по кредитам, обязательства по которым взяла на себя РФ;

объема основного долга по кредитам и займам, полученных Федеральным бюджетом Российской Федерации от бюджетов других уровней;

обязательств по государственным гарантиям, которые предоставила Российская Федерация.

Долговые обязательства Российской Федерации можно классифицировать, как краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства РФ должны быть выполнены в сроки, определенными конкретными условиями и которые не могут превысить 30 лет.

Изменение условий ранее выпущенного государственного займа не допустимо, этот относится и к корректировке срока выплаты, срока обращения, размера платежей и проч. Статьей 119 Бюджетного кодекса РФ рассматривается и описывается порядок обслуживания государственных внутренних заимствований России, субъекта РФ и долга муниципального образования.

За выплату государственного долга России несет ответственность Центральный Банк Российской Федерации и его обособленные учреждения, если обратное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, в целях выполнения операций по размещению обязательств России.

Банк России выполняет функции важнейшего агента Правительства РФ по размещению, погашению, выплате долговых обязательств России этот процесс осуществляется на основании соглашений, которые заключаются с федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями Правительством РФ. Банк России по своей сути является генеральным агентом в обслуживании государственного внутреннего долга безвозмездно.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" № 216-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 6 600,6 млрд рублей (на 1января 2013года верхний предел составлял 6 330,9 млрд. рублей), что на 1775,9млрд. рублей, или на 39%, выше, чем по состоянию на 1 января 2012года (оценка - 4 555,0 млрд. рублей). За 2012-2014 годы внутренний государственный долг увеличится в 2 раза. В настоящее время долг Российской Федерации составляет 5 722 239,3 млн. рублей.

 

Таблица 1 - Структура государственного внутреннего долга по видам государственных ценных бумаг на 01.12.2013 года, %

24, 0 Облигации федерального займа с амортизацией долга
60,0 Облигации федерального займа с постоянным доходом
10,9 Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой дохода
3, 0 Государственные сберегательные облигации с процентной ставкой дохода
2,1 Облигации внутренних облигационных займов

 

Правительство РФ ответственно за объем выпуска, формы и методы выпуска долговых государственных ценных бумаг, которые признаются долговыми обязательствами РФ, и выпускать их в объеме, который бы не привел к превышению верхнего предела государственного долга нашего государства. Структура и динамика объема государственного внутреннего долга (на конец года) представлена в Приложение А.

Итак, государственным внутренним долгом называют общую сумму выпущенных не погашенных займов, а также процентов по ним, которые являются следствием дефицита федерального бюджета (результат превышения расходов над его доходами). Главные способы покрытия дефицита бюджета - эмиссия (выпуск) денег и государственные займы финансовых средств у населения. Осуществляется этот процесс через выпуск, сосредоточение и размещения среди населения и финансовых компаний всевозможных государственных ценных бумаг (например, облигации, казначейские векселя), которые выступают в качестве долговых обязательств Правительства в отношении купивших их физическим лицам и организаций.

В узком смысле, под внутренним долгом следует понимать способ возмещения доходов федерального бюджета с помощью обращения за средствами к гражданам или юридическим лицам, которые зарегистрированных на территории данного государства и которые регулярно осуществляют выплаты налоговых платежей этому государству через выпуск государственных ценных бумаг. Проценты, предусмотренные по государственному долгу, зависимы и тесно связаны с темпами инфляции, ориентированы на общий уровень процентных ставок данной страны, объем дефицита госбюджета и др. Поднимая вопрос государственного долга, обычно не учитывают финансы муниципальных образований, так как они могут иметь и положительное сальдо своего бюджета при росте дефицита бюджета на федеральном уровне.

Отрицательные последствия государственного долга чаще всего связывают с увеличением неравенства в доходах и чаще всего приводят к повышению налогов для выплаты процентов по займу, что негативно влияет на экономические стимулы развития производства.

 

Внешний долг РФ

 

Внешний долг - это задолженность правительства государства в пользу иностранных кредиторов.

Государственный внешний долг в России- это задолженность РФ и ее субъектов физическим лицами, коммерческими и международными организациями, иностранным государствами, которая выражается в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования РФ направлены на покрытие дефицита федерального бюджета, погашение государственного долга РФ.

Программа внешних заимствований РФ включает перечень внешних обязательств РФ на очередной финансовый год с разделением их на финансовы е и целевые иностранные заимствования.

Одним из основных определений внешнего долга, данных в методической разработке, является: "Статистика внешнего долга: Руководящие принципы для составителей и пользователей", опубликованной в 2001 г., является следующее: "Валовой внешний долг (gross external debt) представляет собой величину общей суммы по состоянию на каждый данный момент времени предоставленных и еще не погашенных, договорно оформленных обязательств резидентов данной страны по отношению к ее нерезидентам выплатить основной долг, с процентом или без, или выплатить процент с выплатой основного долга или без него".

Наличие небольшого внешнего долга у каждого государства - очень распространенное явление в экономике любой странны, характерное для современного развития, потому что активное стимулирование правительством страны процесса производства и распределения говорит о потребности в привлечении заемных средств с целью финансового обеспечения своих расходов.Получение займа у другого государства создает возможности по расширению правительством необходимых условий для стимулирования спроса и предложения в экономике страны.

Однако не всегда государственный займ оказывает стимулирующее воздействие на экономику страны, он также может создать немало проблем и конкретному государству и странам-кредиторам. Эти проблемы появляются в случае увеличения сумм, которые необходимо использовать из бюджета с целью обслуживания имеющегося долга, когда суммы значительно увеличиваются, а собственных средств для их погашения не хватает и нет возможности рефинансировать долг на внутреннем и внешнем рынках. Тогда правительство вынуждено будет оповестить кредиторов о приостановлении выплат по своим внешним обязательствам, то есть объявление дефолта внешнего долга.

Внешний дефолт способен создать государству множество проблем: начиная от обесценивания национальной валюты, падения фондовых индексов и заканчивая снижением уровня заработной платы, потерей работы и стремительными темпами инфляции.

Современной истории знакомы случаи, когда наступление дефолта внешнего дефолта в одной стране повышает вероятность той же участи и соседних стран со схожей структурой хозяйства и кредитов.

Это значит, что если у инвестора возникли проблемы с выполнением обязательств по погашению долга, например, у Грузии, то скорее всего он, начнет избавляться от ценных бумаг стран всего региона Западной Азии: в итоге это может означать, что возможность для рефинансирования долга пропадет и у ближайших ее соседей, это может привести их к внешнему дефолту.

Негативные последствия, связанные с ростом внешнего долга страны:

. Повышение дефицита бюджета может привести страну к необходимости и потребности в заимствованиях на внутреннем и внешнем рынке. Систематическое решение проблемы таким способом потом, зачастую неизбежно приводит кризису. Очень остро эта проблема наблюдалась после Второй мировой войн, когда развитым странам приходилось выдавать большое количество кредитов странам с развивающимся экономиками на покрытие дефицитов бюджета.

. Высокие процентные ставки по обслуживанию долга. Увеличение внешнего долга до опасных размеров в глазах иностранных инвесторов, которые вложили финансовые средства в экономику данной страны, ставка процента идет на повышение. Это означает то, что правительство будет вынуждено выплачивать большие средства на погашение долга, или прибегнет к рефинансированию долга, взяв на себя взаймы большей суммы.

3. Значительный рост курса валют способствует росту суммы долга при пересчете валюты в национальную единицу, а в связи с тем, что погашение долга происходит из уплаченных населением налогов, имеет место говорить о увеличении налогового бремени внутри страны.

. Проблема заимствований на внутреннем рынке заимствований. При увеличении ставки процента на внутреннем рынке, правительству государства предстоит сокращение объема внутреннего долга - так оно может использовать дополнительные заимствования со стороны внешнего рынка, превращая, таким образом, внутренний долг во внешний.

Внешний дефолт представляет большую опасность для внешних кредиторов, которые из-за него могут обанкротиться. Так, для уменьшения рисков, появились организации кредиторов: Парижский клуб, Лондонский клуб, который объединил банки для разрешения вопросов внешних займов.

Программа внешних заимствований, разработанная Минфином РФ, устанавливает предельный размер внешних заимствований нашей страны, а также максимальный объем использования кредитов на будущий год, что находит свое подтверждение и отражение в виде федерального закона.

Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по выплате основной суммы внешнего долга государства.

Государственный внешний долг РФ состоит:

долг по ценным бумагам России, выраженным через иностранную валюту;

долг по кредитам, полученным Россией, обязательства по которым выражены через иностранную валюту, (в том числе по иностранным кредитам, которые были привлечены под государственные гарантии Российской Федерации);

обязательства по государственным гарантиям, выпущенные Российской Федерацией и выраженные в иностранной валюте.

 

Таблица 2 - Структура государственного внутреннего долга по видам государственных ценных бумаг на 01.12.2013 года, %:

72,8 Еврооблигационные займы
2,8 Задолженность перед международными финансовыми организациями
0,04 Коммерческая задолженность
1,7 Задолженность бывшим странам СЭВ
1,9 Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб
0,3 Задолженность странам-участницам Парижского клуба
20,4 Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте
0,01 Облигации внутреннего государственного валютного займа

 

Совокупный внешний долг России, по оценке Банка России, по состоянию на 1 июля 2011года составил 538,6 млрд. долларов США (28,3 % ВВП).В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внешнего долга РФ (далее - внешний долг) по состоянию на 1 января 2013 года предусмотрен в сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро, что на 8,0 млрд. долларов США, или на 19,8 %, больше, чем по состоянию на 1января 2012 года (оценка - 40,4 млрд. долларов США).

Динамика объема и структуры внешнего долга России представлена в Приложении Б.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: