БЛОК1. Манипуляции в межличностных коммуникациях (микроуровень).




Манипуляции сознанием как социальный феномен

 

Определение

В3: Существует множество определений манипуляции. Обобщив их, можно сказать, что манипуляция - программирование людей на выгодное для манипулятора поведение за счет воздействие на его чувства и психическое состояние.

В 1: Манипуляция обладает определенными признаками:

 

1) манипуляция - это скрытое воздействие на человека, который, в свою очередь, ни о чем не подозревает.

 

2) При этом люди здесь рассматриваются не как личности, а как объекты, как к "пешки" в хитроумной игре.

 

3) Однако для того, чтобы провести манипуляцию необходим значительный уровень знаний и мастерства.

 

4) При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, невинен, ни в кем случае не ущемляет интересы другого человека. А вот внутренний смысл кроет в себе некий посыл, который аккуратно подводит этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции. Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, при этом считая, что сам осознанно пришел к этому выбору.

 

Запомните, что манипуляция - это не насилие, а соблазн!

Вредны ли манипуляции? Чем отличается манипуляция от управления? Пожалуй, стоит подчеркнуть опасность, которая кроется в манипуляции. Ведь скорее всего все вы – будущие менеджеры и очень часто вы будете испытывать соблазн использовать манипуляции. Однако старайтесь не смешивать понятия «управление» и «манипуляция».

 

Управление направлено на достижение общих целей, оно объединяет людей, тогда как манипуляция – есть, по сути, обман одного человека других для достижения цели манипулятора. В менеджменте манипуляции неприемлемы - рано или поздно ваши сотрудники почувствуют, что ими манипулируют и как следствие Вы потеряете их доверие. Также самый большой вред манипуляция оказывает в близких отношениях между людьми, особенно когда их нужно сохранить и уберечь.

Однако, умение манипулировать может быть и весьма полезно, учитывая, что весь социум на них построен и вовсю их поощряет. Учитесь манипулировать — чем лучше это будет получаться у вас, тем сложнее будет манипулировать вами.

Уровни манипулирования

С. Кара-Мурза выделяет следующие основные объекты манипулятивного воздействия:

· мышление (логическое, ассоциативное и стереотипное),

· чувства,

· воображение,

· внимание,

· память.

 

Подходя к вопросу манипулирования психикой, мы должны по возможности более-менее четко разделять психику отдельного индивида и психику масс. Причем нельзя сказать, что психика масс более подвержена манипулированию, чем психика отдельного индивида. Скорей всего первая складывается из последней.

Манипулирование есть стремление одного индивида — подчинить другого. Причем уже второстепенный вопрос, рассматриваем мы психику отдельного индивида или группы (массы, толпы).

Итак,манипуляции можно (очень условно) разделить на 2 группы: манипулирование личностью в межличностных коммуникациях - например, когда продавец заставляет вас купить товар, который вам не нужен.

Второй тип - манипулирование массовым сознанием, социальными группами, формирование общественного сознания. Это макроуровень, задел СМИ и политиков.

 

Рассмотренные далее приемы и методы защиты мы разделели по описанным уровням,однако, данное деление весьма условно: приемы микроуровня работают на макроуровне, так же и приемы макроуровня применимы на уровне межличностного общения. Как уже отмечалось, психика масс складывается из психических свойств индивидов, поэтому и приемы нельзя четко разграничить по уровням.

 

БЛОК1. Манипуляции в межличностных коммуникациях (микроуровень).

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся манипуляции, которыми пользуются недобросовестные продавцы, менеджеры, да и вы, я уверен, нередко прибегали к подобным уловкам. Мы покажем на примерах, способы манипуляции и методы защиты.

Манипулятор – тонкий психолог, ведь манипуляция – это игра на эмоциях. В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

  • положительные формы:
    • успокаивание, поддакивание, поглаживание
    • комплимент, игра на чувстве собственной важности собеседника
    • общие интересы
    • ссылается на авторитеты, либо выдает себя за авторитет

В: теперь рассмотрим отрицательные формы:

    • Игра на азарте, жадности, любви к дармовщине
    • игра на дружеских либо родственных связях
    • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков)
    • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)

Защита

Способов ответа на манипулирование (психологической самообороны) несколько

· Внешнее согласие.

· Оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).

· Изменение темы разговора. Уход от ответа.

· Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё — значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).

· Нужно ли ЭТО МНЕ СЕЙЧАС ПО ТАКОЙ ЦЕНЕ

 

Не стоит вступать в дискуссию с манипулятором и объяснять причины отказа– это первая уступка ему.

 

БЛОК 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: