Кружок "Знатоки родного края"
Цели программы:
– изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, города Валуйки и всей Белгородской обл., культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
– формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
1. Обучающие
– реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.
– разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
– способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
2. Развивающие:
– развивать мыслительные процессы;
– развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
– воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительность занятий: 1 класс - 30 минут, 2-4 класс - 45 минут. Она является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей Белгородской области в последующие годы обучения.
Класс | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 класс | 33 часа | 9 часов | 24 часа |
2 класс | 34 часа | 9 часов | 25 часов |
3 класс | 34 часа | 9 часов | 25 часов |
4 класс | 34 часа | 9 часов | 25 часов |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка "Знатоки родного края"
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для "планируемых результатов" к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №1. Содержание программы внеурочной деятельности кружка "Знатоки родного края", формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
– самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
– ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Белгородской обл., России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
– эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
– предвосхищать результат.
– адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
– концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
– ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
– предлагать помощь и сотрудничество;
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
– формулировать собственное мнение и позицию;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
– ставить и формулировать проблемы;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
– запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
– установление причинно-следственных связей;
В программе кружка "Знатоки родного края" описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
– Когда была построена школа, в каком году возник город Валуйки
– Причины, побудившие к образованию данных объектов
– Исторические особенности возникновения данных объектов и особенности их становления и развития
К концу обучения школьники должны знать:
– Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, города, Белгородской обл.
– Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края
– Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
К концу обучения школьники должны уметь:
– Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
– Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов
– Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Первый уровень результатов освоения программы кружка "Знатоки родного края" будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации проектов на микроучастке школы
Программа кружка "Знатоки родного края" способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
– патриотизм;
– терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
– ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
– трудолюбие;
– настойчивость;
– дисциплинированность;
– любовь к малой родине;