Место государства в совершенствовании российского страхового рынка




 

Современная рыночная экономика существенно повысила роль и место страхования в системе экономических отношений.

Новая роль страховых рынков заключается в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных организаций и инвестиционных институтов, занимая ведущие позиции по величине активов и значению в качестве поставщиков ссудного капитала. Характер аккумулированных ими ресурсов позволяет использовать временно свободные денежные средства для долгосрочных производственных финансовых вложений через рынок ценных бумаг.

Решение проблем развития страхования в России во многом будет определяться ролью государства. Однако по поводу объема присутствия государства на страховом рынке, а также методов и инструментов регулирования государством страхового рынка единого мнения нет.

Государственное регулирование страховой деятельности должно дополнять рыночный механизм страхования, при котором основными экономическими законами функционирования являются закон стоимости и закон спроса и предложения, усиливать его положительные стороны.

Государственное регулирование страхового рынка России должно носить в первую очередь стимулирующий характер и осуществляться в следующих основных направлениях:

· развитие обязательных и добровольных видов страхования;

· регулирование деятельности страховых организаций: ограничение монополизма, методов недобросовестной конкуренции, условий договоров страхования: завышения или занижения страховых тарифов и взносов;

· налоговое стимулирование;

Развитие обязательных видов страхования приводит к резкому увеличению объема страхового рынка страны и в силу прямого увеличения клиентской базы, и в силу роста сопутствующих продаж полисов добровольного страхования.

Предоставление специальных налоговых режимов страхователям пока предусматривает только отнесение взносов по определенным видам страхования на себестоимость (например, при страховании имущества). По другим видам страхования такие льготы либо предоставлены в недостаточном объеме, либо не предусмотрены вообще. Для физических лиц эти льготы вообще не предусмотрены.

Государственное регулирование страхования должно основываться на выработке наиболее эффективных стимулирующих механизмов.

Анализ статистических данных свидетельствует, что возможности роста рынка за счет введения обязательных видов страхования не безграничны, а в последние годы доля обязательного страхования в общем объеме премий имеет тенденцию к снижению. Отдельная проблема - определение максимального предела страхового взноса, который был бы выгоден и страхователю, и страховщику.

Чтобы приобрести полисы обязательного и добровольного страхования, потребитель должен иметь определенный уровень дохода, из которого только фиксированная часть может быть потрачена на страховые услуги.

Нельзя недооценивать возможности использования альтернативных методов регулирования страхового рынка государством, в том числе использование механизма его саморегулирования, через выработку профессиональных стандартов качества оказания страховых услуг и гибкое реагирование на потребности страхователей в более качественных страховых услугах.

Совершенствование нормативно-правовой базы рынка страховых услуг предполагает разработку и осуществление мер по совершенствованию и развитию законодательства государством, регулирующего страхование и в частности:

· создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;

· совершенствование законодательства о налогах и сборах;

· установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов.

В целях повышения емкости рынка страховых услуг государству необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования.

Также большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять страхование крупных рисков, поэтому государственная поддержка и стимулирование становятся при этом необходимыми.

Стимулирование государством развития страхования и перестрахования осуществляется путем создания специализированных страховых объединений, расширения влияния российского страхового рынка на международном уровне, формирования различных фондов, направленных на повышение инвестиционного потенциала национальных инвесторов.

Совершенствование налогообложения операций по долгосрочному страхованию с возможностью включения социальных налоговых вычетов граждан по страхованию, а также расширение перечня расходов организаций, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Для эффективного функционирования рынка страховых услуг необходимо усиление контроля за действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг.

В целях совершенствования государственного страхового надзора за деятельностью страховых организаций необходимо осуществить следующие меры:

· установление единых требований и стандартов предоставления услуг по страхованию, применяемых в международной практике;

· формирование нормативной базы при составлении отчетности в разрезе нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;

· разработка методов финансового оздоровления страховых компаний;

· установление для профессиональных участников страхования требования о наличии соответствующего образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.


Заключение

 

Основной вывод по работе в том, что государственное регулирование страховой деятельности должно дополнять рыночный механизм страхования, при котором основными экономическими законами функционирования являются закон стоимости и закон спроса и предложения, усиливать его положительные стороны.

Административные методы государственного регулирования страхового рынка опираются на действующую систему законодательства РФ, которая включает в себя систему правовых, подзаконных, ведомственных нормативных документов, в сфере страхования, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти.

Обращаясь к функциям государства в страховании, можно отметить установление государством условий договоров страхования. Согласно Гражданскому кодексу в ст.943 "Определение условий договора страхования в правилах страхования" закреплены правила страхования как наиболее распространенный и удобный свод условий страхования по отдельным его видам, которые являются неотъемлемой частью договора страхования. ГК РФ законодательно закрепляет наличие страхового полиса при обязательном страховании.

Государство гарантирует выполнение условий договоров, заключаемых страхователями со страховыми организациями, и защищает права страхователей в части выполнения условий и правил страхования.

Методы косвенного воздействия государства на страховой рынок посредством использования механизмов налогообложения и влияния через другие сферы и звенья финансово-кредитной учетной политики, рынка ценных бумаг и т.п.


Список использованной литературы

 

1. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 352 с.

2. Денисова И.П. Страхование. - Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2006 - 288 с.

. Ивасенко А.Г. Страхование. - М.: КНОРУС, 2009. - 320 с.

. Скамай Л.Г. Страховое дело: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. И перераб. - М.:. ИНФРА-М, 2008. - 324 с.

. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 312с.

. Страхование/ под ред. Т.А. Федоровой. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Магистр, 2008. - 1006 с.

. Страховое дело в вопросах и ответах / под ред.М.И. Басаков. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2007. - 576 с.

. Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 184 с.

. Чернова Г.В. Страхование. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 432 С.

. Шахов В.В. Страхование. - Москва: ЮНИТИ, 2008. - 311 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: