Содержание
Введение
1. Значение и функции государственного регулирования страхового рынка
2. Экономические функции государства на рынке страхования
3. Место государства в совершенствовании российского страхового рынка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Страхование является самостоятельным элементом в финансовой системе Российской Федерации. Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым и важнейшим элементом системы рыночных отношений.
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, влияет на укрепление и стабильность финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов физических и юридических лиц становится особенно значимым. Все это и определяет важную роль страхования в финансовой системе страны.
Страховой рынок - особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее.
Страховая деятельность в стране должна регулироваться и быть под надзором государства. Надзорная функция государства предопределяется неоспоримым значением проведения страхования, как в экономической, так и социальной жизни общества. Государство напрямую регулирует сферу страхования в РФ. Целью данной работы является рассмотрение места и функций государства в страховом рынке Российской Федерации.
Исходя из цели, задачами работы будут:
. Определить значение и функции государства в отношении страхового рынка;
2. Проанализировать место государства в совершенствовании развития страхового рынка.
Значение и функции государственного регулирования страхового рынка
Регулирование страховой деятельности со стороны государства являет собой создание государством необходимых условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых субъекты страхового рынка наделены определенной степенью свободы в принятии решений. Целями государственного регулирования являются:
) гарантия надежности и стабильности функционирования страхового рынка страны;
) гарантия соблюдения требований законодательства субъектами страхового рынка;
) повышение социальной и экономической стабильности в обществе с помощью страхования;
) обеспечение соблюдения обязательств обеими сторонами договоров страхования;
) фискальная функция, заключающаяся в сборе налогов и сборов от страховой деятельности.
В настоящее время регулирующая функция государства в страховании проявляться в формах:
· законодательных актов, регулирующих страхование;
· применение обязательного страхования к отдельным категориям граждан;
· проведение социальной политики, проявляющейся в установлении различных видов льгот для страховых компаний с целью стимулирования страховой деятельности;
· создание правовых механизмов, которые бы обеспечивали надзор за деятельностью страховых компаний.
Выделяют административные или прямые и экономические или косвенные методы государственного регулирования страховой деятельности в РФ. Административные методы регулирования опираются на действующую систему законодательства РФ, которая включает в себя систему правовых, подзаконных, ведомственных нормативных документов, в сфере страхования, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти. Методы косвенного воздействия государства на страховой рынок посредством использования механизмов налогообложения и влияния через другие сферы и звенья финансово-кредитной учетной политики, рынка ценных бумаг и т.п. Методы государственного регулирования проявляются через следующие функции:
а) законотворческая деятельность в области страхования;
б) ведение контроля государственными органам за соблюдением законов участниками страхового рынка;
в) оценка финансовой устойчивости страховой компании и контроль выполнения обязательств перед потребителями страховых услуг;
г) контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов.
В настоящее время страхование перестало быть сферой государственной монополии. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.
Все это не могло не коснуться и законодательства, нормы которого обязаны регулировать страховую деятельность. Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права - в частности, административным, гражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорные отношения в этой деятельности, административное и финансовое - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Финансово-правовые нормы определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.
Страховое право как один из разделов финансового права регулирует государственное имущественное и личное страхование в Российской Федерации. Нормы страхового права играют ключевую роль в российской финансовой системе.
Страховое право регулирует общественные отношения, которые связаны со страхованием, это отношения не только между страховщиком и страхователем, но также отношения между страховщиком и государством, его системой управления. В нормах страхового права закрепляются общие принципы и формы страховой деятельности.
Регулируя эти отношения, нормы страхового права закрепляют права и обязанности государственных органов осуществлять свой надзор за этой деятельностью. Как составная часть механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов страховая деятельность содержит широкие возможности дальнейшего развития рыночных отношений в нашей стране.
В последнее время органы государственной власти Российской Федерации разрабатывают меры по повышению роли государства в регулировании страховой деятельности. Формирующееся сегодня страховое право отражает новые экономические и политические условия страны.
Государственному регулированию в страховании подлежат:
) деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);
) деятельность страховых посредников;
) деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).
Государственное регулирование страхового рынка РФ складывается посредством разных способов, осуществляемых не только Госстрахнадзором. В рамках трехступенчатой системы правового обеспечения регулирование страховой деятельности может осуществляться с помощью любых юридических актов, экономических инструментов, выработанных государственными органами.