Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагога |
Подготовительный | ||
Выявление проблемы | Диагностика игровых навыков, игровой среды | Диагностическая методика Сафоновой |
Обрисовка сюжетной канвы | Ребенку нужно пройти медицинский осмотр. Мама ведет его к врачам-специалистам (педиатр, лор, окулист) | Изучение литературы: Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» В.Мишенко «Нужно ли учить детей играть». Д.В.Менджерицкая «Воспитателю о детской игре». В.Л.Воронова «Творческие игры старших дошкольников». |
Организационная работа | Чтение произведений Ю.Яковлева «Больной», Ю.Синицина «С человеком беда», И.Туричина «Человек заболел», К.Чуковского «Доктор А Продуктивные виды деятельности. Изготовление атрибутов для игры. «Айболит». Беседы с детьми: о работе врача, медсестры. Рассматривание: медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Лепка «Подарок для больной куклы». Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача Занятие на тему: «Предметы для врача». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наоборот», «Кто больше запомнил», «Кому, что нужно для работы», «Чего нет?». | Оборудовать кабинет врача (лор, окулист, педиатр), регистратуру, аптечный пункт; Лекарства (мази, порошки, таблетки, капли, микстура, горчичники и т.д.) Инструменты (фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, таблица для проверки зрения, весы, ростомер, градусники и т.д.) |
Работа с родителями | Посещение родителей с детьми поликлиники, аптеки. | Консультации для родителей: «На приёме у врача», «Как гулять с пользой для здоровья». |
Основной | ||
Систематизация информации | Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства «поликлиника» (кабинет врача, лекарства, инструменты, таблица для проверки зрения) | Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства. |
Игровая деятельность | Поиск решения с помощью воспитателя. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Изменение ролевого действия в ходе игры. Взаимосвязь партнеров. | Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. |
Заключительный | ||
Итог | Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе. Принимают активное участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают результаты речевого общения во время игры | Подведение итогов игры, предложение гипотезы дальнейшего развития сюжета. Диагностика игровых умений. |
План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры
«Детская поликлиника».
Цель: формирование умения распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.
Задачи:
побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о специалистах, работающих в поликлинике;
продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители;
обеспечить развитие игры;
учить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру;
формировать навык речевого этикета;
развивать диалогическую речь, интонационную выразительность;
воспитывать уважение к людям разных профессий.
Структуры | Общие методические приемы | Методиче6ские приемы, используемые в игре |
Задачи | Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников. умение словесно обозначать игровую роль, формировать умение творчески развивать сюжет игры. | Формировать умение обозначать свои роли – врач, медсестра, пациент, аптекарь, шофер, регистратор. Учить выполнять роли: Доктор – лечит, Пациент – принимает лекарство, Аптекарь – продает лекарства, Кассир – берет деньги, Шофер – развозит медикаменты, доставляет больных в стационар. |
Общая стратегия игровых взаимодействий с детьми | Создать условия для возникновения игры. Предварительно обсудить содержание игры. Включать детей в ролевое взаимодействие. Подготовить атрибуты, игровое пространство. Закрепить полученные знания о труде взрослых. Обсудить ролевые действия в конце игры. | Создать заинтересовывающий момент. Распределение ролей. Организация игрового пространства и подбор атрибутов. Помочь затрудняющимся детям вводить новую сюжетную линию и т.п. Обсудить ролевые действия в конце игры. |
Способы руководства игрой | Провести вступительную беседу, введя заинтересовавший момент. Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий, согласно выбранным ролям. Взять на себя второстепенную роль. | Задать детям вопрос о том, что делают в поликлинике, какие специалисты работают в поликлинике (ЛОР, окулист, педиатр). С помощью вопросов распределить роли, распланировать действия и составить план игры. Взять на себя роль второстепенную роль. Следить за соблюдением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей. |
Структура сюжета игры | Многоперсонажный сюжет. Последовательность сюжетных событий, развертывание последовательных взаимодействий. | Из дома идут в больницу, из больницы – в аптеку за лекарством, а затем снова домой. Поощрять самостоятельность детей. |
Словарный минимум
Часть словаря | |
Профессии | Врач (окулист, ЛОР, детский педиатр), медсестра, аптекарь, регистратор, шофер, больной, пациент, кассир, покупатель. |
Инструменты | Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, молоточек, пипетка, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, весы, ростомер. |
Трудовые действия | Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает (рецепт), назначает, обследует, госпитализация. |
Качество труда | Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно. |