Проект сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Поликлиника»
Постановка проблемы
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания навыков общения. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем, взрослые являются в этом случае как бы посредниками. Именно взрослые в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы ребёнок выбирал ролевые игры и активно выступал в различных ипостасях. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети привносят в игру свой жизненный опыт общественных и социальных отношений. Но у некоторых детей отмечаются ограниченные возможности общения между собой и со взрослыми. Затруднено использование не только предметного словаря, но и действий признаков и навыков словообразования.
Актуальность проекта.
Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные значения об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, я предусматривала обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
Вид проекта:
краткосрочный, подгрупповой, игровой, ролевой.
Сроки реализации:
1 месяц. Реализуется в режиме дня.
Руководитель:
воспитатель Евтушенко Елена Владимировна.
Участники проектной деятельности:
дети средней группы, педагог группы, родители.
Виды деятельности:
совместная деятельность.
Направление развития:
· познавательно-речевое,
· социально-личностное,
· эстетическое,
· коммуникативное,
· музыкальное.
Образовательные области:
· коммуникация,
· познание,
· музыка,
· социализация,
· безопасность.
Цель проекта:
Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
· продолжать обогащать игровой опыт детей;
· формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных в ходе познавательных занятий, экскурсий, чтения литературных произведений; закреплять умение детей согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
· стимулировать детей по собственной инициативе использовать элементы ряженья, предметы-заместители в решении проблемных ситуаций;
· способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия, умению строить сюжет из 3 – 4 смысловых эпизодов, дальнейшему развитию коммуникативных навыков, диалогической речи, эмоциональности и творческого воображения;
· воспитывать вежливость и дружелюбие при оценке высказываний и действий партнеров по игре;
· прививать нормы и правила поведения в совместной игре.
· активизация словаря: педиатр, фармацевт, процедуры, рецепт.
Этапы проекта:
Первый этап - подготовительный:
· постанова проблемы;
· составление плана и паспорта проекта;
· составление плана-схемы по обучению детей игровым действиям;
· создание соответствующей развивающей среды;
· подбор методической и художественной литературы;
· информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
· презентация и обсуждение проекта на МПС;
Второй этап:
· постановка проблемы вместе с детьми;
· вовлечение родителей в организацию проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации и атрибутов).
Третий этап:
· тематические беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий;
· продуктивная деятельность (изготовление атрибутов, пошив костюмов, рисование, творческая игра).
Четвёртый этап:
· анализ проекта.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
· отражение в игре впечатлений о посещении поликлиники, деятельности людей, связанных с поликлиникой;
· построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений;
· интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих; выполнение игровых действий;
· проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья;
· формирование эмоционального мира детей («школа чувств»);
· развитие речевого общения играющих (двухстороннее развитие речи и игры: речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи).
Сопутствующие сюжеты: «Аптека», «Автобус», «Регистратура», «Кабинет врача».
Выполнение проекта.
Раздел программы | Формы и методы работы |
Познавательное развитие | рассматривание картинок по ознакомлению с трудом педиатра, фармацевта, медицинской сестры; иллюстраций и фотографий к теме «Поликлиника»; |
Развитие речи | беседы: «Поликлиника», «Запись к врачу в регистратуре поликлиники», «Как выписать рецепт больному пациенту», «лекарственные препараты для лечения детей», «Кукла Катя заболела»; обсуждение впечатлений детей о посещении городской поликлинки; просмотр мультфильма «Добрый доктор Айболит»; |
Ознакомление с художественной литературой | чтение сказки К. Чуковского «Айболит», разучивание стихов по теме; |
Игровая деятельность | игры-занятия: «Кукла Катя заболела», «Мы едем в поликлинику»; |
Изобразительная деятельность | изготовление атрибутов вместе с детьми «таблетки из пластилина»; работа с раскрасками по теме; |
Конструирование | постройка автобуса; |
Музыкальная деятельность | слушание песен, танцевальной музыки; |
Работа с родителями | оформление информационного стенда «Сюжетно-ролевой игры»; памятка «Познаю мир играя»; консультация «Учите детей играть»; фотовыставка «Вот как мы играем»; привлечение родителей к изготовлению атрибутов, элементов ряженья для сюжетно-ролевых игр: «Кабинет врача», «Аптека», «Регистратура», «Катаемся в автобусе по городу». |
Этапы развития сюжетной – ролевой игры «Поликлиника»
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 года | Отдельные игровые действия носят условный характер. | Роль осуществляется фактически, но не навязывается. | Сюжет – цепочка из 2-3-х действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4 – 5 лет | Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий характер. | Роль называется, дети могут по ходу менять роль. | Цепочка из 3-4-х взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. |
5 – 6 лет | Переход к ролевым действиям, с отображением социальных функций людей. | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. | Цепочка игровых действий, объеденена одним сюжетом, соответствует реальной логике действий взрослых. |
6 – 7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми. Техника игровых действий условна. | Не только роли, но и замыслы игры проговариваются детьми до ее начала. | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми. |
Перспективный план подготовки к игре «Поликлиника»
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
Аптека | Фармацевт | Касса, лекарственные препараты (таблетки, инъекции, мази) халатик, рецепт | Выслушивает просьбы посетителей, «читает рецепт», подаёт лекартства, пробивает по кассе, рекомендует сопутствующие лекарственные препараты, приглашает посетить аптеку ещё. | «Здравствуйте». «Где ваш рецепт?», «Этот препарат такого же действия, но более современный», «Возьмите сдачу», «Спасибо за покупку», «Приходите к нам ещё», «До свидания». |
Автобус | Водитель | Руль | Помогает строить автобус, здоровается с пассажирами, имитирует работу мотора, переключает скорость, заправляет автобус бензином. | «Здравствуйте», «Занимайте места», «Не отвлекайте водителя», «Автобус отправляется». |
Контролёр | Сумка, билеты | Здоровается с пассажирами, предлагает купить билеты, берёт деньги, выдаёт билеты, объявляет остановки. | «Здравствуйте», «Пожалуйста, берите билеты», «Остановка «Поликлиника», «Остановка «Аптека», «Не забывайте вещи». | |
Кабинет врача | врач | Элементы ряженья (халат, шапочка), фонендоскоп, термометр, ложечка, зеркальце медицинское | Приглашает больного в кабинет, выслушивает жалобы «больного» или его «родителя», ведёт беседу,, делает записи в медицинской карте больного, дает указание медсестре о выписке рецепта | «Здравствуйте», «Что вас беспокоит?», «Разрешите вас послушать», «Давайте смеряем температуру», «Покажите, пожалуйста, ваше горлышко», «До свидания». |
Кабинет врача | медсестра | Элементы ряженья (халат, шапочка), рецепты, ручка, штамп | Выписывает рецепт, ставит штамп | «Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, ваш рецепт», «Лекарства по рецепту купите в аптеке», «До свидания!» |
Регистратура | медсестра | Элементы ряженья (халат, шапочка), медицинские карты, талоны к врачу | Записывает больного в медицинскую карточку. Выдает талон для посещения врача | «Здравствуйте», «Вам к какому врачу записать?», «Возьмите талон», «До свидания!» |