Информационный менеджмент как составная часть менеджмента предприятия




Сущность процесса управления заключается в выработке управляющего воздействия на объект, которое формируется на основе заданных целей и критериев, информации о тенденциях и закономерностях развития объекта. Представление о детализированной в той или иной степени информационной модели менеджмента предприятия целесообразно формировать путем функциональной декомпозиции понятия «менеджмент предприятия» (таблица 1).

Для каждого объекта менеджмента в зависимости от размера предприятия и уровня его организационной зрелости необходимо решение следующей совокупности задач.

1. Прогнозирование условий развития объекта менеджмента.

2. Планирование.

3. Диагностика.

4. Диспетчеризация.

5. Мониторинг.

Создание и внедрение ИС на предприятии приводит к тому, что обеспечением информационных процессов, их организацией, проектированием, и выполнением менеджмента предприятия должно заниматься специализированное подразделение — служба обеспечения функционирования ИС (ИС-служба (ИСС) или ИТ-подразделение), во главе которой стоит ИС-менеджер (ИСМ).

Основной задачей ИСМ является проведение на предприятии политики информатизации, суть которой заключается в выборе и реализации наиболее эффективной ИС для производственных и бизнес-процессов при рациональном расходовании средств на ее развитие. Обеспечение всех этих процессов, управление ими в соответствии с перечисленными выше функциями, управление непосредственно сотрудниками ИС-службы и определяет основные функции ИСМ.

Назначение ИТ в информационной деятельности аналогична назначению производственных технологий в производственной деятельности. С системной точки зрения она может быть охарактеризована следующим образом.

 

Таблица 2 — Основные характеристики информационной деятельности

Информационная деятельность:
обусловлена информационными потребностями персонала
организуется в форме информационных систем
регламентируется информационными технологиями
реализуется в форме информационных процессов
механизируется средствами размножения бумажных документов
автоматизируется средствами компьютерной обработки электронных документов

 

 


Таблица 1 — Аспекты менеджмента предприятия

Аспекты менеджмента предприятия Объект менеджмента Цель Задачи Функции
Менеджмент предприятия в целом Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики Максимизация собственности и/ или прибыли хозяев предприятия Достижение цели деятельности при условии сохранения стабильности и устойчивости в его развитии Системный подход к плановому развитию предприятия по всем сферам и аспектам деятельности и обеспечение их выполнения оптимальным способом
Менеджмент бухгалтерии Система бухгалтерского учета предприятия Соблюдение установленных государством правил формирования массивов статистических данных о деятельности предприятия Своевременная бухгалтерская отчетность Основанное на документах непрерывное, взаимосвязанное отражение динамики средств и хозяйственных операций в денежной форме в соответствии с приятой учетной политикой
Менеджмент производства снабжения и логистики. Бизнес-процессы предприятия Целесообразное и рациональное исполь­зование материальных ресурсов Расширение ассортимента, повышение качества и минимизации затрат на выпуск продукции Обеспечение производства продукции предприятия в соответствии с утвержденными планами
Менеджмент маркетинга Сбыт производимых продуктов Расширение сбыта производимых продуктов(товаров, услуг) Активное воздействие на потребительский спрос Изучение рынка потребителей, разработка системы стимулирования сбыта, реклама
Менеджмент финансов Финансы предприятия Целесообразное и рациональное исполь­зование финансовых ресурсов предприятия Максимизация прибыли пред­приятия при предусматриваемом уровне финансового риска или обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде и их эффективного использования в разрезе основных направлений деятельности предприятия
Менеджмент персонала Персонал и организация предприятия Целесообразное и рациональное использование человеческих ресурсов предприятия Разработка системы перманентного роста производительности и качества труда при разумных рыночных фондах оплаты труда Управление и руководство подчиненными сотрудниками
Менеджмент информационной системы (ИМ) Информационные процессы, ИТ,ИР, ИС и телекоммуникаций предприятия Целесообразное и рациональное использование ИР, обеспечение конкурентоспособности ресурсов предприятия Оптимизация информационной системы, оптимизация функционирования предприятия. Обеспечение наличия требуемого объема информа­ции в определенном месте и в нужное время; обеспечение качества принимаемых решений в соответствии с целями.

 


Одна из основных характеристик любых ресурсов — их потенциальная эффективность. Особенность информационных ресурсов, в отличие от материальных и финансовых ресурсов, заключается в том, что потенциальная эффективность информационных ресурсов не исчезает и не уменьшается даже после многократного использования одних и тех же сведений (данных, информации). Уменьшение потенциальной эффективности может быть связано только с устареванием сведений. При этом, потенциальная эффективность информационных ресурсов может быть реализована спустя определенное, иногда весьма продолжительное время и, что принципиально важно, только при наличии потребителя информации, способного к ее восприятию (интерпретации) и использованию для решения своих конкретных задач.

Выделение информационного менеджмента предприятия в специфический вид деятельности обусловлено следующими основными факторами:

– значительным объемом функций и задач, связанных с организацией сбора, обработки и передачи информации, не зависящих от специфики конкретного предприятия;

– относительной независимостью базовых информационных технологий и информационной логистики относительно содержания рабочих процессов обработки данных;

– относительной независимостью жизненного цикла информационных систем предприятия и технологических циклов обслуживания информационной техники от основных рабочих процессов предприятия;

– перманентным характером изменений в технологической среде информационных систем и организационной структуре информационного процесса предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: