Сущность процесса управления заключается в выработке управляющего воздействия на объект, которое формируется на основе заданных целей и критериев, информации о тенденциях и закономерностях развития объекта. Представление о детализированной в той или иной степени информационной модели менеджмента предприятия целесообразно формировать путем функциональной декомпозиции понятия «менеджмент предприятия» (таблица 1).
Для каждого объекта менеджмента в зависимости от размера предприятия и уровня его организационной зрелости необходимо решение следующей совокупности задач.
1. Прогнозирование условий развития объекта менеджмента.
2. Планирование.
3. Диагностика.
4. Диспетчеризация.
5. Мониторинг.
Создание и внедрение ИС на предприятии приводит к тому, что обеспечением информационных процессов, их организацией, проектированием, и выполнением менеджмента предприятия должно заниматься специализированное подразделение — служба обеспечения функционирования ИС (ИС-служба (ИСС) или ИТ-подразделение), во главе которой стоит ИС-менеджер (ИСМ).
Основной задачей ИСМ является проведение на предприятии политики информатизации, суть которой заключается в выборе и реализации наиболее эффективной ИС для производственных и бизнес-процессов при рациональном расходовании средств на ее развитие. Обеспечение всех этих процессов, управление ими в соответствии с перечисленными выше функциями, управление непосредственно сотрудниками ИС-службы и определяет основные функции ИСМ.
Назначение ИТ в информационной деятельности аналогична назначению производственных технологий в производственной деятельности. С системной точки зрения она может быть охарактеризована следующим образом.
|
Таблица 2 — Основные характеристики информационной деятельности
Информационная деятельность: | |
обусловлена | информационными потребностями персонала |
организуется в форме | информационных систем |
регламентируется | информационными технологиями |
реализуется в форме | информационных процессов |
механизируется | средствами размножения бумажных документов |
автоматизируется | средствами компьютерной обработки электронных документов |
Таблица 1 — Аспекты менеджмента предприятия
Аспекты менеджмента предприятия | Объект менеджмента | Цель | Задачи | Функции |
Менеджмент предприятия в целом | Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики | Максимизация собственности и/ или прибыли хозяев предприятия | Достижение цели деятельности при условии сохранения стабильности и устойчивости в его развитии | Системный подход к плановому развитию предприятия по всем сферам и аспектам деятельности и обеспечение их выполнения оптимальным способом |
Менеджмент бухгалтерии | Система бухгалтерского учета предприятия | Соблюдение установленных государством правил формирования массивов статистических данных о деятельности предприятия | Своевременная бухгалтерская отчетность | Основанное на документах непрерывное, взаимосвязанное отражение динамики средств и хозяйственных операций в денежной форме в соответствии с приятой учетной политикой |
Менеджмент производства снабжения и логистики. | Бизнес-процессы предприятия | Целесообразное и рациональное использование материальных ресурсов | Расширение ассортимента, повышение качества и минимизации затрат на выпуск продукции | Обеспечение производства продукции предприятия в соответствии с утвержденными планами |
Менеджмент маркетинга | Сбыт производимых продуктов | Расширение сбыта производимых продуктов(товаров, услуг) | Активное воздействие на потребительский спрос | Изучение рынка потребителей, разработка системы стимулирования сбыта, реклама |
Менеджмент финансов | Финансы предприятия | Целесообразное и рациональное использование финансовых ресурсов предприятия | Максимизация прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска или обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли | Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде и их эффективного использования в разрезе основных направлений деятельности предприятия |
Менеджмент персонала | Персонал и организация предприятия | Целесообразное и рациональное использование человеческих ресурсов предприятия | Разработка системы перманентного роста производительности и качества труда при разумных рыночных фондах оплаты труда | Управление и руководство подчиненными сотрудниками |
Менеджмент информационной системы (ИМ) | Информационные процессы, ИТ,ИР, ИС и телекоммуникаций предприятия | Целесообразное и рациональное использование ИР, обеспечение конкурентоспособности ресурсов предприятия | Оптимизация информационной системы, оптимизация функционирования предприятия. | Обеспечение наличия требуемого объема информации в определенном месте и в нужное время; обеспечение качества принимаемых решений в соответствии с целями. |
|
|
Одна из основных характеристик любых ресурсов — их потенциальная эффективность. Особенность информационных ресурсов, в отличие от материальных и финансовых ресурсов, заключается в том, что потенциальная эффективность информационных ресурсов не исчезает и не уменьшается даже после многократного использования одних и тех же сведений (данных, информации). Уменьшение потенциальной эффективности может быть связано только с устареванием сведений. При этом, потенциальная эффективность информационных ресурсов может быть реализована спустя определенное, иногда весьма продолжительное время и, что принципиально важно, только при наличии потребителя информации, способного к ее восприятию (интерпретации) и использованию для решения своих конкретных задач.
Выделение информационного менеджмента предприятия в специфический вид деятельности обусловлено следующими основными факторами:
– значительным объемом функций и задач, связанных с организацией сбора, обработки и передачи информации, не зависящих от специфики конкретного предприятия;
– относительной независимостью базовых информационных технологий и информационной логистики относительно содержания рабочих процессов обработки данных;
– относительной независимостью жизненного цикла информационных систем предприятия и технологических циклов обслуживания информационной техники от основных рабочих процессов предприятия;
– перманентным характером изменений в технологической среде информационных систем и организационной структуре информационного процесса предприятия.