В процессе носки швейные изделия теряют первоначальный внешний вид, морально устаревают, выходят из моды.
Износ одежды является результатом целого комплекса одновременно и последовательного воздействия различных причин (в зависимости от назначения одежды).
Причиной износа является воздействие физических, химических, биологических и комбинированных факторов. Степень влияния тех или иных факторов зависит от назначения и условий эксплуатации одежды. Например, решающее влияние на износ верхней одежды оказывают истирание, действие многократных растяжений и изгибов, инсоляция. Износ же бельевых изделий в большей степени происходит вследствие комплексного воздействия моющих средств и других факторов стирки, глаженья, а также трения белья о другие слои одежды.
Ремонтопригодность одежды зависит от ее конструкции и методов обработки. Одежду с большим количеством отрезных деталей сложной формы труднее перекроить и переделать, чем одежду простых форм с небольшим количеством деталей. Изделия с клеевым и сварным соединением деталей и узлов не могут быть перелицованы и переделаны из-за высокой прочности соединений, невозможности удаления следов клея с изнанки материала.
Износ одежды — сложный процесс, протекающий под влиянием различных воздействий: механических (трения, растяжения, изгиба и т.п.), физико-химических (воздействия факторов внешней среды, продуктов обмена организма — кожного обмена и др.), биологических.
Важнейшим критерием износа для большинства групп одежды является трение (с телом человека, с другими видами одежды, с внешними предметами). Снижения износа за счет трения можно достигнуть за счет использования промежуточных деталей, обработки специальными пропитками, а также за счет оптимального ухода за изделием.
|
Следует различать два вида износа: моральный и физический (эксплуатационный). При этом моральный износ связан с несоответствием изделия направлению моды, и он обычно короче, чем физический износ. Оптимальным является срок функционирования изделия, при котором оба вида износа совпадают по времени.
Эксплуатационный ремонт характеризуется различного рода дефектами, деформациями, возникающими в процессе носки.
Моральным износом считается несоответствие изделия современной моде по силуэтной форме, фасону, рисунку, цвету, структуре материала.
Детали в процессе носки изнашиваются не одновременно. Первыми приходят в негодность те участки, которые подвержены наиболее интенсивному воздействию истирающих усилий (брюки: низ, пояс в области застежки, верхние части шаговых швов, передние половинки в области колена; пиджаки: низ рукавов, сгиб борта, входы в карманы, воротник, локтевая часть рукава, низ пиджака). На характер износа узлов влияет и их конструкция. Для увеличения срока службы одежды указанные участки усиливают вторым слоем материала (ластовицы, наколенники и др.) или специальной тесьмой (низки брюк).
В связи с этим различают общий и местный износ одежды.
· общий износ (ослабление материала по всей поверхности изделия в результате старения, в таком случае ремонт считают нецелесообразным;
· местный износ (образование дыр, потертостей, разрушений материала на отдельных участках при достаточной прочности остальных частей.
|
Для предохранения одежды от преждевременного износа, увеличения срока ее эксплуатации, приведения изделия в соответствие с требованиями моды необходим регулярный профилактический осмотр, ремонт и обновление.
Виды ремонта
В зависимости от степени износа выделяют виды ремонта:
· обновление одежды с полным или частичным перекроем и перелицовкой
· перешив бывшей в употреблении одежды для взрослых на детскую
· мелкий ремонт
· средний ремонт
· крупный ремонт
Мелкий ремонт. К этому виду относятся следующие операции починочного ремонта:
пришивание фурнитуры;
изготовление и пришивание вешалок и поддерживателей;
выметывание петель (ручным способом);
закрепление концов карманов;
подшивание распаровавшихся участков подкладки;
стачивание распоровшихся швов;
замена подкладки низа рукавов;
штопка, штуковка, вставка заплат;
влажно — тепловая обработка готового изделия.
Средний ремонт предполагает починку и изменение фасона:
воротников;
длины изделия;
длины рукава;
формы бортов, лацканов;
карманов, петель;
изменение формы отдельных деталей;
частичное изменение размера или фасона изделия.
Крупный ремонт:
работы по изменению ширины;
формы изделия;
формы рукавов;
баланса изделия, связаного с частичным или полным выпариванием рукавов и воротника;
положения вметанных рукавов;
переделка изделий со смещенной застежкой на центральную;
полная замена подкладки.
|
Обновление одежды — создание из морально устаревшего изделия разнообразного ассортимента изделий соответствующий современным направлениям моды. Обновление одежды выполняют с полным или частичным перекроем, с изменением ассортимента и внесением новых конструкторских линий.
Заплата - кусок ткани, нашитый вручную или настроченный на швейной машине поверх дыры или истончившегося участка изделия с целью его укрепления. Заплаты следует ставить аккуратно, стараясь, чтобы они были как можно менее заметны.
Заплаты вырезают соответственно направлению переплетения, ворса, рисунку по размеру поврежденного участка детали. При значительной площади участка повреждения применяют машинный метод обработки. Для маскировки швов втачивания их с лицевой стороны распошивают ручным методом. В изделиях из натуральной и искусственной кожи, замши спилка вставки настрачивают с подгибкой или без подгибки краев.
По способу обработки различают заплаты настрочные, втачные, втачные в рисунок.
Небольшие участки на видных местах в изделиях из шерстяных неосыпающихся тканей вставки вштуковывают или вплетают.
В изделии может быть выполнена декоративная заплата методом аппликации, нашиваемой по разработанному эскизу вручную или на швейной машине. Неосыпающиеся элементы рисунка могут быть нашиты прямой строчкой, а детали из осыпающихся материалов нашивают вручную петельным швом, а на швейной машине – зигзагообразной строчкой.
При незначительных повреждениях материала применяют штопку, выполняемую ручным или машинным методами.
Ремонт заплатами. Заплаты накладывают чаще всего в тех случаях, когда уже нет возможности сделать штопку, или штуковку, так как изношенное место велико по размеру или появилась дыра. Заплаты могут быть накладными и подкладными. Пришивать их можно на машине или вручную. Заплату лучше делать из той же ткани, из которой сшито изделие, или надо подобрать ткань, подходящую по цвету и фактуре.
При раскрое заплату подбирают по рисунку и следят, чтобы направлениё долевой нити у заплаты и изделия совпадало – иначе после стирки ткань изделия и заплаты даст усадку в разных направлениях и отремонтированная вещь будет выглядеть неаккуратно, ткань будет стянута. Если заплата выкраивается из новой ткани, ее сначала декатируют.
Накладная заплата.
Накладная заплата может быть декоративной, как аппликация. В этом случае цвет и рисунок ткани; а также форма заплаты подбираются по желанию. Декоративные заплаты пришивают чаще всего на коленях брюк, на локтях рукавов.
Во время инструктажа учителя, учащиеся выполняют практическую работу «Накладная заплата». Инструктаж можно проводить в три этапа: подготовка поврежденного места на изделии, подготовка заплаты, наложение заплаты.
– Перед началом работы ткань изделия и заплаты обязательно подвергают влажно-тепловой обработке, чтобы заплата лежала ровно и не стягивала ткань.
– Поврежденное место имеет неровные края, поэтому его надо подрезать в виде прямоугольника или овала.
– Делаем в уголках надсечки на 1 см.
При объяснении этой работы очень важно обратить внимание на аккуратность выполнения надсечек.
– Срезы отгибаем на лицевую сторону.
– Отогнутые срезы заметываем и хорошо приутюживаем, чтобы они не топорщились.
– Выкраиваем заплату в два раза больше, чем отверстие, соблюдаем рисунок ткани.
– Срезы заплаты подгибаем на изнаночную сторону, заметываем. Ширина шва l см. Обращаем внимание на обработку уголков и хорошо приутюживаем.
– Накладываем заплату на лицевую сторону, прикалываем и наметываем ее.
– Пришиваем заплату на швейной машине, прокладывая строчку с лицевой стороны на 0,1–0,2 см от подогнутого края заплаты и с изнаночной стороны на 0,1–0,2 см от подогнутого края отверстия.
– Наложенную заплату приутюживаем.
– Проверяем качество выполненной работы.
Во время инструктажа и выполнения учащимися практической работы учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
Подкладная заплата. Подкладная заплата отличается от накладной тем, что располагается с изнаночной стороны изделия. Принцип подбора ткани для подкладной заплаты аналогичен накладной. При выполнении подкладной заплаты поврежденное место можно подрезать в виде овала и работа выполняется в следующей технологической последовательности:
– Подрезаем поврежденное место. Определяем долевую нить.
– Подгибаем срезы отверстия на изнаночную сторону изделия, заметываем.
– Определяем долевую нить на ткани, которая предназначена для заплаты. Выкраиваем заплату.
– Подгибаем и заметываем срезы заплаты на лицевую сторону.
– Накладываем заплату на изнаночную сторону изделия лицевой стороной, наметываем.
– Пришиваем заплату к изделию с изнаночной стороны мелкими косыми стежками.
– Приметываем подогнутые края отверстия к заплате с лицевой стороны. Пришиваем мелкими косыми стежками.
– Удаляем нитки наметывания и заметывания.
– Хорошо приутюживаем заплату.
Штопка - это ремонт одежды без наложения заплат. Если разрыв ткани небольшой, то используют штопку, если разрыв больше, то выполняют ремонт штопкой при помощи переплетения нитей.
Технологическая последовательность штопки:
Выравниваем разрезы ткани и приутюживаем.
Выводим нить на левую сторону в том месте, где начало разрыва, выполняем закрепление.
Соединяем края разрыва частыми стежками нитью, подобранной в тон ткани.
Приутюживаем заштопанное место.
Штопка при помощи переплетения нитей.
Этот вид штопки выполняем с помощью переплетения нитей, соблюдая следующую технологическую последовательность:
Подрезаем края разрыва в форме прямоугольника.
Выполняем несколько рядов прямых стежков вокруг отверстия.
Прокладываем стежки на всю длину разрыва в долевом направлении. Заполняем ткани стежками весь разрыв.
поворачиваем работу на 90 градусов. Заполняем разрыв поперечными стежками, переплетая нити между собой.
Заштопанное место хорошо приутюживаем.
Штуковку применяют для соединения встык ворсовых несыпучих тканей (драп, сукно, бобрик, нетканый материал и т. д.) в основном при повреждениях по долевым и поперечным линиям.
Если ширина поврежденного участка превышает 0,5 см, применяется дополнительный материал, подходящий по цвету и качеству к основной ткани.
При односторонней штуковке ткани соединяют только с лицевой стороны, при двухсторонней - с обеих сторон. Число стежков в 1 см от 6 до 12, в зависимости от вида штуковки.
При выполнении штуковочного шва нитка должна проходить внутри ткани, чтобы с лицевой стороны она не была заметна. Ворс ткани в месте соединения выравнивают, ткань проутюживают и отпаривают для снятия лас.
Прочность штуковочного шва проверяют сгибанием ткани на месте починки в различных направлениях: стык ткани со вставкой должен перегибаться так же легко и свободно, без какого бы то ни было разъединения шва, как и неповрежденная ткань.
Вплетение вставок с концами применяют при ремонте изделий из высококачественных тканей, а также изделий с малой степенью изношенности, так как в этом случае возможно максимальное сохранение ткани без удаления поврежденных мест. Вставку можно вплетать в осыпающиеся ткани.
Вплетаемую вставку подбирают по цвету, рисунку ткани и по размеру больше поврежденного участка на 1,5 - 2 см со всех сторон.
Вставку изнаночной стороной накладывают на лицевую сторону поврежденного участка изделия. Затем ее приметывают с лицевой стороны частыми стежками со всех сторон на расстоянии 2 - 3 мм от расплетенных концов и по диагонали от угла к углу. После этого начинают постепенно вплетать нити вставки. При продергивании концов следует учитывать переплетение ткани, чтобы нити основы и утка, а также рисунок ткани изделия и вставки строго совпадали.
В готовом виде вставка должна быть малозаметной. Вплетенные нити не должны быть видны с лицевой стороны.
Клеевой метод ремонта применяется при выполнении вставок и ликвидации разрезов и разрывов в изделиях из различных видов материалов при помощи различных видов клеев (п/шерстяные ткани, формоустойчивые трикотажные полотна — БФ-6; натуральная и искусственная кожа — «Марс», ПВХ пленка, дублированные с резиновым покрытием). В изделиях из искусственной кожи с ПВХ покрытием повреждения лицевого слоя ремонтируют свариванием с помощью теплового ролика.
Ремонт и обновление одежды выполняют, соблюдая принцип поузловой обработки:
В результате эксплуатации изделия появляется усталость материала, выражающаяся в ухудшении внешнего вида изделия и нарушения формы деталей. Для придания формоустойчивости прокладочные детали, образующие каркас изделия, изготавливают из новых материалов и выполняют дублирование с клеевой прокладкой.
Край борта: обрабатывают отделочной тесьмой, шнуром, подкройными надставками и бейками из основного и отделочного материала, для маскировки надставок и следов распарывания используют отделочные строчки. Можно использовать отрезной подборт, настрочные планки из основного или отделочного материала или окантовывать край борта специальной тесьмой
Ремонт сгиба стойки верхнего воротника выполняют штопкой или настрачиванием изношенной части воротника, а также вырезанием и втачиванием вставки по форме стойки воротника. Изношенный отлет и концы обновляют отделочной бейкой или окантовывают тесьмой.
Ремонт низа рукава и его удлинение выполняют при помощи обтачки.
Поврежденные конца кармана ремонтируют настрачиванием отрезков основного или отделочного материала, выкроенными по фигурной форме. При значительном износе — вокруг прорези присоединяют вставку
Низ изделия ремонтируют также, как низ рукава.
Ширину изделия изменяют за счет припусков на обработку боковых, рельефных швов, среднего шва спинки, вытачек, складок, а также путем втачивания и притачивания различных надставок.
Важное значение имеет отделка изношенных краев деталей. Она выполняется:
· декоративными деталями;
· тесьмой, шнуром, бейками, сутажом, пуговицами, пряжками;
· конструктивными средствами (складки, защипы, аппликации)
При ремонте одежды для ремонта и замены основных и конструктивно-декоративных деталей используются материалы:
· основная или близкая по цвету и структуре к основной ткань:
· отделочная ткань
· нетканые материалы (натуральные или искусственные кожа, замша, мех)
· ткани, отличающиеся декоративными свойствами: бархат, плюш, велюр, парча, и т.п.
· трикотаж
· мех, кожа, замша
· фурнитура
· декоративно-отделочные материалы (шнур, сутаж, тесьма, кружево)
Частым ремонтом воротника является замена изношенного верхнего воротника и изменение фасона.
В рукавах характерным ремонтом являются: починка низа, изменение длины рукава, смена подкладки, изменение ширины или фасона рукава.
При значительном повреждении материала по сгибу низа рукава ремонт выполняют с помощью обтачек. Более сложным видом ремонта рукава является изменение его фасона, требующее перекроя.
Наиболее распространённым видом ремонта является изменение длины изделия в зависимости от моды. В этом случае широко используют запас по низу и обтачки.
При ремонте прорезных карманов для заполнения изношенных участков увеличивают рамки карманов. Иногда вместо прорезных карманов в рамку можно рекомендовать карман с листочкой.
При ремонте подкладки повреждённые места вырезают и заменяют новыми, а при значительном износе всей подкладки её заменяют полностью.
В брюках наиболее распространёнными видами ремонта являются: замена подкладки, изменение длины и ширины, устранение износа по низу и карманам.
Низ брюк с двойными манжетами обрабатывают притачными манжетами или без манжет. В карманах изношенные детали заменяют новыми.
Во всех случаях ремонт должен выполняться наиболее производительными методами с использованием специальных машин, клеевых методов крепления и клеевых подкладочных деталей.
Ремонтируют и обновляют узлы одежды при частичной или полной их разборке.
Чаще всего приходится выполнять ремонт воротника или замену изношенного верхнего, в том числе мехового, воротника, а также изменять фасон воротника. Изношенную стойку воротника заменяют новой из отделочного материала или близкого к основному. Шов притачивания настрачивают. Изношенный отлет и концы воротника можно обновить, настрочив бейку или окантовав его тесьмой. Почти исчезающим видом работ является ремонт изношенного сгиба стойки воротника, который заключается в штопке или застрачивании изношенной части воротника при частичном или полном отпарывании верхнего воротника. При значительном износе верхний воротник заменяют новым из отделочного материала.
При изменении фасона воротника отпарывают верхний воротник, подрезают нижний и верхний воротники в соответствии с новой формой, после чего их вновь соединяют с изделием. При изготавливании нового воротника полностью отпарывают верхний и нижний воротники и обрабатывают новый воротник.
Характерными видами ремонта рукавов являются починка низа, изменение длины, смена подкладки полностью или в нижней части, изменение ширины или фасона. При значительном повреждении материала по сгибу низа рукавов или при их удлинении ремонт выполняют с помощью обтачек. К подкладке и утепляющей прокладке притачивают надставки. Наиболее сложным видом ремонта является изменение фасона рукавов, требующее их перекроя.
Прорезные карманы в зависимости от степени износа для ремонта рас парывают полностью или частично. При частичномраспарывании ремонтируют и заменяют новыми изношенные обтачки, клапан, листочку, подкладку, закрепляют поврежденные концы прорези кармана.
Рис. 15.3. Ремонт карманов
Поврежденные концы прорези кармана ремонтируют, распарывая старые и ставя новые закрепки. На поврежденные концы карманов могут настрачиваться отрезки отделочного матери ала треугольной или другой формы (рис. 15.3, а). При замене нижней рамки кармана ширину ее можно менять в зависимости от степени износа участка расположения кармана. При ремонте верхней части прорези кармана в случае большого износа участка материала над клапаном этот участок вырезают и втачивают вставку, которая одновременно является верхней обтачкой (рис. 15.3, б).
При значительном износе прорезного кармана его распарывают полностью и обрабатывают заново. Изношенный участок вокруг кармана может быть вырезан и заменен вставкой. Новый карман обрабатывают так, чтобы клапаном или листочкой закрыть вставку. В карманах в рамку для маскировки притачанных сторон вставки может служить отделочная строчка вокруг прорези кармана. При большой изношенности прорезного кармана в рамку или с клапаном его можно заменить карманом с листочкой или накладным.
В накладных карманах часто приходится менять изношенную подкладку, ремонтировать верхний край кармана обтачкой из отделочного материала. Края борта ремонтируют путем обтачивания их после предварительной обрезки изношенного края вдоль всей линии борта и лацкана. При значительном износе края борта обрабатывают различными планками или фасонными вставками из отделочных материалов.
Обтачные петли ремонтируют вновь выкроенными обтачками. Распоротые при ремонте края борта петли обметывают, как правило, вручную. Способы ремонта подборта на участке расположения петель зависят от износа петель, их числа, а также от толщины и плотности материала. Так, в толстых плотных тканях прорези петель сшивают частыми косыми стежками или заштуковывают, в тонких тканях — застрачивают. При большом износе петель и наличии дополнительной ткани подборт на всем участке петель вырезают и втачивают вставку.
Распространенным видом ремонта является изменение длины изделия. При удлинении изделий часто применяют надставки из отделочных материалов, меха. При удлинении изделий только за счет запаса, а также при сильно изношенном материале на сгибе низ изделия обрабатывают обтачкой. Изделия удлиняют и путем втачивания вставки из отделочных материалов на любых уровнях полочек и спинки.
При ремонте изделия иногда требуется обработать вновь или ликвидировать шлицы в боковых швах или в среднем шве спинки. Следует учесть, что шлицу можно проектировать только при наличии припусков в швах не менее 3 см. В противном случае шов притачивания надставки на участке шлицы будет заметен.
Подкладку ремонтируют, заменяя изношенные участки вставками, надставками, которые втачивают, притачивают или настрачивают накладным швом с закрытым срезом. При значительном износе подкладки ее заменяют полностью или частично (только подкладку полочек, рукавов, полочки и спинки).
Ширину изделия изменяют за счет припусков на обработку боковых, рельефных швов, среднего шва спинки или притачивания отделочных вставок.
Очень распространен ремонт, связанный с изменением длины, ширины брюк, заменой подкладки, устранением износа по низу, карманам, верхнему краю брюк.
При незначительном износе основного материала по сгибу низа брюк припуск на подгибку и тесьму отпарывают, поврежденные участки штопают вручную или на машине и намечают новую линию подгибки низа на 1...1,5 см выше старой, с тем чтобы заштопанные участки оказались на изнаночной стороне. При износе материала по всему сгибу низа брюк припуск отрезают по сгибу и этой полоской или вновь выкроенной обтачкой низ брюк обтачивают. На припуск или обтачку настрачивают тесьму. Низ брюк подшивают на машине подшивочной строчкой или с использованием клеевой нити. Брюки без манжет удлиняют за счет припуска на подгибку низа или с помощью обтачки. Брюки с манжетами удлиняют, ликвидируя манжеты.
Расширяют брюки внизу за счет припусков по шаговым швам, сужают — по боковым и шаговым швам. Ширину брюк вверху изменяют за счет припуска среднего шва, притачивания клиньев в верхней части среднего шва, а также за счет вытачек или складок передних половинок. Ремонт пояса или верхнего края брюк в основном заключается в замене подкладки и прокладки пояса или специальной тесьмы. Изношенные верхние участки шаговых швов заменяют клиньями, вырезанными из основного или близкого к нему материала.
Распошив
На махровых тканях, поверхность которых покрыта мелкими петлями, образующими так называемый петельный ворс, художественную штопку лучше не производить. Их ремонтируют на швейной машине, путем втачивания вставки на изъяне. Мерсеризация некоторых видов тканей, т.е. обработка дорогих тонких сортов хлопчатобумажных тканей (сатин) 25 %-ным раствором едкого натра при температуре 15—18 °С, затрудняет художественную штопку на них. В результате такой обработки волокна набухают, распрямляются, поверхность их делается гладкой и блестящей, прочность на растяжение повышается, а поэтому качество художественной штопки понижается. На таких тканях использовать можно только способ распошива.
Мерсериза́ция — кратковременная обработка ткани концентрированным раствором едкого натра с последующей промывкой её горячей и холодной водой. Предотвращает выцветание тканей, сохраняет первоначальный тон, повышает гигроскопичность и прочность, придаёт материалу шелковистый блеск[1].
Процесс был разработан в 1844 году Джоном Мерсером (John Mercer) из Грейт-Харвуд (Ланкашир, Великобритания), который обогащал хлопковые волокна гидроксидом натрия. Волокна набухали, так что разновидность процесса, использовавшаяся Мерсером, сокращала общий размер ткани и делала ткань прочнее и более легкоокрашиваемой. Процесс не был популярен, пока в 1890 году не был доработан до современного вида: хлопок растягивался во избежание уменьшения размеров[2], и автор идеи, Хорас Лоу, обнаружил, что волокна приобрели блеск[3][4].
Мерсеризация изменяет химическую структуру хлопкового волокна. Структура волокон переходит из состояния альфа-целлюлозы в термодинамически более благоприятную бета-целлюлозу. Мерсеризация приводит к набуханию клеточной стенки хлопкового волокна. Это приводит к увеличению площади поверхности и придаёт волокну блестящий вид[5].
Распошив применяется также на всех дешевых сортах тканей, выработанных саржевым и комбинированным переплетением. Большие поперечные разрывы на пальто, брюках, пиджаках ремонтируют способом распошива, причем линию разрыва доводят до шва. Распошив дает возможность взять на шов минимальное количество нитей ткани (3-4 мм), что в таких случаях очень важно. Распошив применяется также при ремонте повреждений на локтях, под подмышками. В тех случаях, когда нельзя сделать вставку из-за недостатка материала, для ремонта берут материал изделия: в брюках -шлевки, гульфик, подзоры у карманов, запас в заднем шве, в крайнем случае пояс и ниже пояса (места, закрытые пиджаком). В пальто женском и мужском — борт под пуговицами, материал в складках, в шве спинки; в юбке — материал в месте застежки, в боковых швах и складках; низ юбки (подгиб); в платье — материал в швах, складках, подманжетниках, в подворотнике; в жакете и пиджаке — подворотник, подбортник.
Этот вид художественной штопки применяется при ремонте тканей, которые легко осыпаются (расплетаются): грубые чистошерстяные, полушерстяные и шерстяные ткани (например, трико и др.), хлопчатобумажные ткани (вельвет).
При распошиве прежде всего необходимо обрезать поврежденное место по утку и основе так, чтобы получился квадрат или прямоугольник. Обрезая сторону поврежденного участка вдоль полоски ткани, нужно оставить 0,5 см неповрежденной ткани до полоски. Поперечные линии обрезаются по поперечной нитке ткани, т.е. под прямым углом к полоске. Если полосы расположены очень часто, то следует выбрать более резкую полоску по цвету или выделке и обработать края повреждения на расстоянии 0,5 см от выбранной полоски(рис.27). Далее нужно подобрать однородный лоскут ткани, величина которого должна быть на 1-1,5 см больше зачищенного поврежденного участка по длине и ширине. Расположение рисунка, цвет и кипер на вставке и ткани ремонтируемой одежды должны совпадать абсолютно точно.
Изделие, подлежащее ремонту, следует уложить на рабочий стол или, в случае работы с затрудненным участком (рукав, верх спинки и др.), на картонку так, чтобы поврежденный участок ткани оказался на плоскости. Можно подложить пластмассовую дощечку. В рабочем положении обрабатываемое изделие должно быть обращено лицевой стороной к работающему. Приготовленный для вставки лоскут ткани накладывают на поврежденное место, проверяют совпадение рисунка и направление диагоналей (кипера ткани) на обрабатываемом изделии и вставке. Далее вставку перекладывают так, чтобы ее лицевая сторона была обращена к лицевой стороне изделия, нити утка вставки и изделия были параллельны и сторона вставки на 1-2 см не доходила бы до зачищенной стороны поврежденного участка. Затем вставку приметывают по утку, переворачивают по наметанной линии так, чтобы закрыть зачищенное отверстие, и в том же направлении по лицевой стороне вставки производят вторичную приметку (рис.28). Необходимо предварительно проверить абсолютное совпадение рисунка вставки и всей ткани на противоположной стороне повреждения. Если рисунок несколько перекошен, это следует исправить при вторичном приметывании.
Если первичное приметывание одной стороны привело к сильному перекосу рисунка на противоположной стороне, который не может быть исправлен вторым приметыванием первоначальной стороны, то следует выровнять вставку до полного совпадения рисунка на противоположной стороне. Придерживая левой рукой эту сторону, правой удалить первичную приметку, выровнять рисунок с обеих сторон, расправить вставку и вновь заметать начальную сторону. Для получения правильной ровной линии приметки по второй стороне вставки нужно проверить совпадение рисунка на подгибе вставки со вставкой, чтобы не допустить перекоса линии. Перекос получается в случае неточной зачистки повреждения и несовпадения уточных нитей вставки и ткани.
Распрямив пальцами приметанную сторону и всю вставку, большими и указательными пальцами обеих рук следует подогнуть край противоположной стороны вставки на 0,5 см, держа вставку в выровненном и натянутом виде. Не отпуская подогнутого края, постепенно заменить пальцы правой руки большими указательным пальцами левой руки, освободив правую для дальнейшей работы. Затем приметать вторую сторону вставки по утку, причем вставка должна быть натянута (рис.29). Лучше натянуть вставку на 2—3 мм, чем ослабить ее, так как натяжение вставки может быть постепенно уничтожено при утюжке, а ослабление нельзя сутюжить из-за небольших размеров вставки, что приведет к браку. Приметывание всегда производится белой ниткой.
Для дальнейшей работы нужно взять шелковую нитку в цвет ткани и такой же толщины или чуть тоньше, чем нить, из которой выполнена ткань. Пользоваться следует только шелковой ниткой, так как она легко входит в шерстяную ткань, при каком-либо допущенном браке в процессе наметки и в конце работы от нее легко освободиться, в то время как от хлопчатобумажной нитки освободиться очень трудно, и при этом она может деформировать ткань.
Выбор шелковой нитки по цвету имеет большое значение для качественного выполнения работы. Если шелк излишне перекручен, его нужно распрямить, пропустив несколько раз через кусок зажатой в руке шерстяной ткани. Это предохранит от появления захлестывающих петель при работе.
При выполнении распошивочного шва нельзя применять нитки из капрона, так как они обладают способностью расплавляться и имеют низкую термостойкость. На внешний вид их иногда трудно отличить от шелка.
При выполнении распошивочного шва игла с ниткой вводится в ткань с изнанки на лицевую сторону, узелок остается на изнанке; прокол нужно выполнять на вставке на расстоянии одной-двух нитей от продольной полосы, выбранной как ориентир.
Ткань перегибается так, чтобы линия соединения вставки и ткани изделия была на сгибе, и зажимается большим и указательным пальцами левой руки у самого края обрабатываемой стороны, возле иглы (рис.30). Вставка пришивается к ткани распошивочным швом, повторяющим собой штуковочный шов, но в ином положении вставки по отношению к ткани, т.е. проколы иглой делают от себя влево наискосок, по диагонали, через края сгиба ткани и вставки(рис.31) и возвращаются обратно стежком, перпендикулярным линии сгиба, вводя иглу в те же места, откуда вышла нитка.
В начале и в конце шва производят два-три прямых стежка на одном месте для прочности. На иглу надо захватывать при первом стежке столько нитей, из скольких переплетается сама ткань, а при обратном, втором стежке количество набираемых нитей должно быть несколько уменьшено, чтобы не создать утолщения на шве. Такие стежки обладают прочностью машинного шва, так как нитка в каждом стежке затянута мертвым узлом.
Выполняя распошивочный шов, следует придерживаться одной выбранной глазом текстильной линии на ремонтируемом изделии и на вставке (латке), находящихся на сгибе; если такой линии нет, необходимо точно придерживаться одной текстильной нити. Вслед за первой поперечной линией делается распошивочный шов по второй поперечной линии вставки. Поперечные линии вставки обрабатывают распошивочным швом вторично, если первый шов не дал абсолютно гладкой поверхности на стыке вставки и ткани. При этом следует захватывать в стежки как можно меньше нитей, добиваясь выравнивания шва, а не его прочности. Выполняя распошивочный шов поперечной линии, приближаясь к полоске или рисунку, нужно захватывать на иглу одновременно соответствующие друг другу части рисунка, закрепляя их лишним стежком. Этим будет достигнуто точное совпадение рисунка на ткани и вставке. Доведя шов до конца поперечной линии вставки на расстоянии одной-двух нитей до выбранной в виде ориентира продольной полосы, как и в начале линии шва, следует проколоть иглу наизнанку и оставить нитку, освободив ее от иглы.
После того как произведены швы по обеим поперечным линиям вставки, нужно удалить приметку на этих сторонах и, захватив шов большими пальцами сверху и продвинув указательные между вставкой и основной тканью, разгладить шов руками, держа его в натянутом состоянии. Такое первоначальное разглаживание выполняется для того, чтобы обнаружить все допущенные в шве дефекты (не досоединение ткани, редкое соединение, большой стежок), заметные для глаз. Их необходимо устранить до утюжки, так как при тщательной замедленной утюжке ткань декатируется, спрессовывается, не пропускает иглу и дефекты уже устранить невозможно. При окончательной обработке утюгом шов должен быть отутюжен до такого состояния, чтобы он не выделялся на ткани и был эластичным.
Таким образом обрабатываются две стороны вставки по утку (поперечные линии). Далее изделие переворачивают наизнанку и все четыре угла вставки рассекают по направлению к вершине ножницами так, чтобы не затронуть две-три нити в вершине угла (рис. 32). Затем концы вставки вытаскивают наизнанку и, когда уголки тщательно распрямлены, приметывают оставшиеся две противоположные стороны вставки по основе так, чтобы полоска на ткани изделия оставалась свободной, а полоска на вставке была точно заметана в шов.
Если полоску на вставке оставить на лицевой поверхности ткани (изделия), то произойдет утолщение в этой части рисунка, которое разбить при влажно-тепловой обработке утюгом будет невозможно, а поэтому необходимо строго следить за тем, чтобы полоска рисунка была на изнаночной поверхности изделия, иначе будет дефект при выполнении распошивочного шва
Уголки оставляют непроколотыми на 3—4 мм от вершины, наметку закрепляют перекидными проколами в концах стороны так, чтобы последние стежки были перекинуты через уголок до краев вставки, а уголок закреплен, но не задет иглой. После этого изделие снова переворачивают на лицевую сторону и продольные лйнии вставки, так же как и поперечные, обрабатывают распошивочным швом, но с учетом того, что полоска на изделии остается неприкосновенной, т.е. игла в каждом стежке прокалывается п