Государственная инновационная политика




Под инновационной политикой следует понимать комплекс принципов и экономических, правовых, организационных и социальных методов планирования, стимулирования, регулирования и контроля процессов инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах. Основной задачей государственных органов является определение цели инновационной политики, основных принципов ее осуществления, а также механизма реализации соответствующих заходив.
Целью инновационной политики ведущих стран мира является содействие развитию науки и техники, повышения инновационной активности, обеспечивающей конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке, обороноспособность страны, улучшает экологическую ситуацию, а также способствует развитию венчурного долгосрочного бизнеса. Исходя из этой цели, государство определяет приоритетные направления развития инновационной деятельности и выбирает основные пути поддержки предприятий, которые работают над выполнением государственных инновационных программ.
Приоритетные направления - это тематические сферы науки и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения перспективных и текущих целей социально-экономического развития. Они формируются под влиянием национально-экономических, политических, экологических и других факторов. В зависимости от масштаба выделяются глобальные (общемировые), международные (система стран) и национальные (отдельные страны) приоритеты развития науки и техники.
Инновационная политика является важной частью государственной экономической политики, но вместе с тем имеет самостоятельный характер и является динамичным инструментом государственного хозяйствования и предпринимательства.
Инновационная политика направлена ​​на создание благоприятных условий для развития инновационных процессов, на концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях науки, уменьшения риска частных компаний в процессе разработки новой высокотехнологической продукции, составление комплексных прогнозов национального инновационного развития формирование целевых научно-технических программ, создание рынка для нововведений, сокращение расходов фирм, осуществляющих НИОКР, на распространение научно-технических знаний как важнейшего экономического ресурсу.
К основным принципам государственной инновационной политики относятся:
1) правительственная поддержка фундаментальных исследований;
2) приоритет инноваций над традиционным производством;
3) свобода научной и научно-технического творчества;
4) правовая охрана и патентная защита интеллектуальной собственности;
5) интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;
6) поддержка конкуренции в сфере науки и техники, инновационной деятельности;
7) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях НИОКР;
8) создание общехозяйственного, инновационного климата; поощрения восстановление капитала особыми льготами при внедрении новых, ранее не использовались в производстве, видов оборудования, сырья, материалов, энергии;
9) поощрение развития отсталых районов и сдерживания роста существующих агломераций;
10) подготовка и переподготовки кадров для новых и современных
отраслей производства;
11) содействие развитию международного научного сотрудничества;
12) эффективность (экономичность) инновационных процессов.
Государство стимулирует инновационную активность, способствует развитию науки, малого инновационного предпринимательства и ограничивает деятельность предприятий-монополистов через антимонопольное законодательство. Растет численность инновационных фирм, которые конкурируют между собой, что стимулирует инновационный развитие.
Весь период становления и развития системы государственного регулирования инновационной активности в развитых странах можно условно разделить на три этапы.
1. Начальный этап (с середины 40-х до конца 60-х годов) охватывает два направления государственной политики, которые между собой были недостаточно скоординированы и организационно разделены на научный и промышленный. Первое направление государственной политики был направлен на поддержку НДЦКР в высшей школе, подготовку научных кадров и проведения фундаментальных исследований в государственных лабораториях.
Второе направление был нацелен на регулирование отраслевой структуры производства, поддержку НДЦКР предприятий и совместимых с собственным сектором дослиджень.
Научно-техническая политика этого периода вырисовывалась ограниченным кругом задач, первыми звеньями инновационного процесса, накоплением знаний и ресурсов, и практически не рассматривались пути, направленные на практическое использование полученных результатов.
Начиная с 70-х годов, внимание к проблемам нововведения усилилась в связи с серьезными трудностями, которые возникли во время промышленного освоения результатов научно-технологических разработок в рамках крупномасштабных стратегических программ атомного, авиакосмического и телекоммуникационного профилей. Именно в этот период возникло понятие инновационной политики, встали вопросы поиска и разработки новых средств стимулирования НДЦКР, ускорения внедрения в производство полученных результатов. Увеличилось круг организаций, которые привлекались в сферу государственного вмешательства, возникла необходимость объединения научной и технической политики с другими направлениями государственного регулирования, экономической, промышленной, энергетической и социальной, а также со средствами в сфере подготовки и использования рабочей силы. Поиск новых путей стимулирования инновационного развития начал создание центров нововведений, кооперации учебных заведений и промышленных фирм в осуществлении НИОКР (создание технопарков и других организационных форм взаимосвязи науки и производства).
Третий этап (с 80-х до конца 90-х годов) характеризуется формированием законодательных основ инновационной политики, ее нормативной базы, которая имеет стратегический характер, расширением методов стимулирования инновационной деятельности; созданием новых организационных форм проведения совместных межнациональных научных исследований; повышением мобильности научных кадров; дальнейшим развитием информационной технологии как фактора экономического роста в XXI в. Следует отметить, что западные ученые информацию рассматривают не как простую совокупность данных, а как те возможности, непосредственно у человека, обладающего соответствующими знаниями и умениями, способностью к самосовершенствованию, свободного сотрудничества с другими людьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: