Глава 11 Общее представление о чувствах




Житейское понимание слова “чувство” настолько широко, что теряет конкретное содержание.Это и обозначение ощущений (“чувство боли”), и возвращение сознания после обморока (“прийти в чувство”), и самооценка (чувство собственного достоинства,чувство собственной неполноценности) ит.п. Многофункциональное использование слова “чувство” выражается и в словах “чувствовать”,“предчувствовать”, “чувствительность”. Так, говорят “я почувствовал”, вместо того чтобы сказать “я ощутил”, или “я чувствую” вместо того чтобы сказать “ядумаю (полагаю, предвижу)”. Говорят также об органах чувств, хотя очевидно, что речь идет об органах ощущений, об анализаторах. С другой стороны, говорят об “острыхощущениях”, хотя ясно, что речь идет об эмоции страха.

Однако понятие “чувство” смешивается не только с ощущениями, но и с интеллектуальнымипроцессами и состояниями человека. Например, у К.Д.Ушинского (1974) в его труде “Человек как предмет воспитания” подробно рассматриваются такие“умственные чувства”, как чувство сходства и различия, чувство умственного напряжения, чувство ожидания, чувство неожиданности, чувство обмана, чувствосомнения (нерешительности), чувство уверенности, чувство непримиримого контраста, чувство успеха. К сожалению, это имеет место не только в прошлом, нои сейчас.

11.1.Соотношение понятий “чувство” и “эмоция”

То, что чувства и эмоции тесно взаимосвязаны, не требует обсуждения. Вопрос не в этом,а в том, что вкладывается в эти понятия и каково соотношение между ними.

Попытки развести понятия “чувство” и “эмоция” делались давно. Еще У. Мак-Дугалл(MacDougall, 1928) писал, что “термины “эмоция” и “чувство”… употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности иразнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся” (с. 103). Правда, и ему самомупреодолеть эту путаницу не удалось.

После многолетней систематической работы над тем, чтобы сделать свои представления поэтим вопросам более ясными, У. Мак-Дугалл пришел к выводу, что развести эти термины можно “на основе их функционального отношения к целенаправленнойактивности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно различаются” (с. 104).

Он пишет, что существуют две первичные и фундаментальные формы чувства—удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени всеустремления организма. По мере своего развития организм становится способным испытывать целый ряд чувств, являющихся сочетанием, смесью удовольствия истрадания; в результате появляются такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. Такие сложные чувства вобыденной речи называют эмоциями. Мак-Дугалл полагает, что эти сложные “производные эмоции” целесообразно называть чувствами. Они возникают послетого, как успешно или неуспешно осуществлены стремления человека. Подлинные же эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не зависят. Они не оказываютпрямого влияния на изменение силы устремлений. Они лишь открывают самосознающему организму природу действующих побуждений, т.е. имеющиесяпотребности.

Сложные чувства, по Мак-Дугаллу, зависят от развития познавательных функций и поотношению к этому процессу вторичны. Они присущи только человеку, хотя простейшие их формы доступны, вероятно, и высшим животным.

Подлинные же эмоции появляются на значительно более ранних этапах эволюционного развития.

Попытку У. Мак-Дугалла развести эмоции и чувства нельзя признать удачной. Даваемые имкритерии для такого разведения слишком неопределенны (что означает, например, “специфическое побуждение”, к которому он относит только эмоции?), а отнесениетого или иного эмоционального явления к чувствам или эмоциям мало обоснованы и понятны. Чем, например, “смешанная эмоция” стыда, позора отличается от таких явлений,отнесенных им к чувствам, как раскаяние, отчаяние? И те, и другие могут появляться после осуществления или неосуществления стремления.

Разведение эмоций и чувств по признаку “до и после деятельности” тоже не соответствуетистине, так как эмоции могут сопровождать деятельность и поведение и до, и во время, и после них. Остается не ясным и то, чем же в конце концов являются “двепервичные и фундаментальные формы чувства”: чувствами или эмоциями?

С точки зрения функционального подхода к психическим явлениям развести эмоции и чувствапытался и Э.Клапаред. Он задался вопросом— для чего нужны те и другие— и отвечает: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоциицелесообразными не являются. С позиции того, что мы сейчас знаем об эмоциях и их функции, эту попытку отделить их от чувств тоже не назовешь удачной.

Современных ученых, рассматривающих соотношение чувств и эмоций, можно разделить на четырегруппы. Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям; вторая считает чувства однимиз видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживаниячувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая— разделяет чувства и эмоции.

Все это приводит к тому, что возникает не только терминологическая путаница, но иполная неразбериха в описании того и другого явления. Так, в “Словаре по этике” (1983) о чувствах написано, что “по своей психологической природечувства— это устойчивые условнорефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различныхситуациях (эмоций и побуждений)” (с. 400). Но почему психологическая природа чувства состоит в условнорефлекторных (т.е. физиологических) образованияхи почему эмоции являются аффективно-волевыми реакциями!?

Спорным является представление ряда психологов, что чувства присущи только человеку.Хотя у него они и являются личностным отношением к окружающей его действительности, но ряд фактов заставляет признать наличие чувств и уживотных.

Чувства как эмоции. В.Вундт, разделяя объективные и субъективные элементы ощущения, первые обозначил как просто ощущения, а вторые— как простыечувства. Однако даваемая им характеристика последних свидетельствует о том, что речь идет об эмоциональных переживаниях, эмоциях, а не чувствах. Несмотря наэто, эмоциональные переживания стали обозначать как чувства, подразделяя их на простые (низшие) и сложные (высшие). Для многих психологов (например: Шварц,1948; Иванов, 1967) понятия “эмоции” и “чувства” являются синонимичными.

В.С.Дерябин (1974), отделяя понятия “ощущение” и “чувство”, сводит последнее кэмоциональному (чувственному) тону ощущений: “Если ощущение сопровождается одним чувством, далее не разлагающимся, например чувством удовольствия от вкусасахара, то такое чувство называется простым…”— пишет он (с. 58).

В “Философском словаре” (1980) одна из статей озаглавлена “Чувства (эмоции)” иэто не случайно, так как чувства там определяются как эмоции, т.е. как переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к людям,их поступкам, к каким-либо явлениям) и к самому себе. Различие между эмоциями и чувствами автор данной статьи видит лишь в длительности переживания: усобственно эмоций они кратковременные, а у чувств— длительные, устойчивые. Тогда и настроение можно отнести к чувствам. Автор цитируемойстатьи практическое отождествляет эмоции и чувства, о чем свидетельствует приписывание чувствам характеристик эмоций следующая цитата: “Являясь сигналамиуспешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувстватем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей”. Такая позиция дает ему основание говорить о генетической детерминации чувств, которыев то же время формируются обществом.

В словаре “Психология” (1990) написано, что “чувства— одна из основных формпереживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью”. Но переживание своего отношения кчему-либо— это эмоция. Следовательно, и здесь чувство понимается как устойчивая эмоция.

Иногда говорят о ситуативных эмоциях, пытаясь таким образом отделить их от высшихэмоций, называемых чувствами. Я полагаю, что это излишне, так как эмоции, в отличие от чувств, всегда ситуативны, т.е. возникают “здесь и сейчас”.

Нередко эмоции называют чувствами, и наоборот, чувства обозначают как эмоции даже теученые, которые в принципе разводят их. Не строгое использование понятий “эмоция” и “чувство” часто, например, имеет место в книге Л.В.Куликова(1997), хотя автор и пишет, что “в чувствах отражено отношение к стабильно значимым для личности вещам и явлениям в отличие от эмоций, выражающихотношение к конкретным, актуальным условиям, отдельным предметам или поступкам людей” (с. 63). В учебнике В.Н.Куницыной,Н.В.Казариновой и В.М.Погольша (2001) говорится о “чувстве ложного стыда” (с. 353), хотя на предыдущей странице сами авторыпишут, что стыд— это эмоция. Давая разные определения эмоциям и чувствам, авторы в то же время обозначают одну и ту же эмоциональную реакцию то однимтермином, то другим. Так, например, они пишут: “Эмоция как знак несет информацию о том, что этот объект обладает определенным значением для субъекта,а модальность чувства раскрывает, как именно он значим: приятен, необходим, опасен, безразличен, неприятен” (с. 231; выделено мною. Е. И.). В “Курсе общей,возрастной и педагогической психологии” (1982) написано, что в широком смысле понятия “чувство” и “эмоция”— синонимы, а в узком— они различны. Вкниге А.И.Захарова (1995) любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание называются автором то чувствами, то эмоциями. Все этопримерыинерции бытового отождествления понятий “эмоция” и “чувства”.

Такая же тенденция прослеживается и в западной психологии. Так, в американском учебникеВ. Квин (2000) написано следующее: “Эмоции— это субъективное отношение человека к миру, переживаемое как удовлетворение или неудовлетворениепотребностей. Эти чувства могут быть приятными, неприятными и смешанными. Люди очень редко испытывают эмоции в чистом виде” и т.д. (с. 246). Немецкийпсихоаналитик П.Куттер (1998) употребляет слово “чувство” в самом широком значении, в том числе и для обозначения эмоций.

Чувства как вид эмоций. А.Н.Леонтьев (1971) считает чувства особым подклассом эмоциональных явлений. Он отличает чувства от эмоций их предметнымхарактером, возникающим в результате специфического обобщения эмоций, связанных с конкретным объектом. Возникновение предметных чувств выражает формированиеустойчивых эмоциональных отношений, своеобразных “эмоциональных констант” между человеком и объектом. В.М.Смирнов и А.И.Трохачев (1974)полагают, что вряд ли следует отождествлять или противопоставлять психологические понятия “эмоция” и “чувство”, их скорее нужно рассматривать какотношение частного к общему. Этой же позиции придерживаются, по существу, Л.В.Благонадежина (1956) и П.В.Симонов (1981), которыесчитают, что чувства— это эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, т.е. потребностей, возникших в ходе историческогоразвития человечества. В словаре социально-психологических понятий “Коллектив, личность, общение” (1987) чувства отождествляются с переживаниями.А.А.Зарудная (1970) полагает, что “эмоции и чувства— это разнообразные переживания человека, вызванные удовлетворением илинеудовлетворением потребностей…” (с. 285), а различие между эмоциями и чувствами состоит лишь в том, что первые— это простые переживания, авторые— сложные. Замечу, что сложные переживания обычно связывают со смешанными (бимодальными) эмоциями, а не с чувствами.

У П.А.Рудика (1976) в состав эмоций входят настроения, аффекты и низшие и высшие чувства. Низшие чувства отражают удовлетворение илинеудовлетворение естественных потребностей, а также ощущения (чувства), связанные с самочувствием (усталость, вялость идр.). Высшие чувствавозникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением общественных потребностей человека. Р.С.Немов (1994) к основным эмоциональнымсостояниям относит собственно эмоции, аффекты и чувства. Он пишет, что чувство— это “высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связаннаяс некоторым социальным объектом” (с. 572).

Разведение эмоций и чувств. Наиболее четкое разделение эмоций и чувств даноА.Н.Леонтьевым (1971). Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т.е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной вбудущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный “предметный” (объектный) характер. Чувство— этоустойчивое эмоциональное отношение. Существенно и замечание А.Н.Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать и дажепротиворечить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева).

Г.А.Фортунатов (1976) тоже считает, что не следует отождествлять понятия “чувство”” и“эмоция”. Например, нельзя чувство патриотизма, ответственность за порученное дело или чувство любви матери к детям называть эмоцией, хотя эти чувствапроявляются через эмоциональные переживания.

В.А.Крутецкий (1980), хотя и пишет вначале, что “чувствами или эмоциями называют переживаниечеловеком своего отношения к тому, что он познает и делает, к другим людям и к самому себе” (с. 186), все же отмечает, что, в сущности, эти два понятияотличаются друг от друга. Чувство— это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоция же— более простое,непосредственное переживание в данный момент.

Разводят чувства и эмоции по их свойствам В.В.Никандров и Э.К.Сонина (1996).

К.К.Платонов (1972) полагает, что чувство— это форма отражения, возникшая из сочетанияпонятийной формы психического отражения с эмоциями. Так, чтобы y чeлoвeкa вoзниклo чyвcтвo любви к Poдинe, oн дoлжeн oвлaдeть пoнятиeм “Poдинa”,т.е. знать и пoнимaть, чтo это тaкое и кaкиe пepeживaния мoгyт быть y чeлoвeкa в cвязи с этим пoнятиeм. Проявление этой концепции видно в выделениитак называемых высших чувств, которые отражают духовный мир человека и которые связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего. Человек сознает почемуон ненавидит, гордится, дружит. Но является ли это истинной сущностью чувств? Достаточно ли критерия осознанности причины проявления эмоции для того, чтобыэмоция стала чувством?

В ряде учебников (Психология, 1948; Общая психология, 1986; Психология, 1998)наблюдается обратная картина. В них имеется только глава “Чувства”, в которой говорится о различных формах переживания чувств— настроении, эмоциях,аффектах, страсти и даже о собственно чувствах. Следовательно, авторы этих глав (А.М.Шварц, А.В.Петровский идр.) идут вслед заВ.Вундтом, который говорил о чувствах как классе эмоциональных явлений. Такова же позиция и Г.А.Фортунатова, относящего к эмоциямчувственный тон, эмоциональные процессы и состояния (собственно эмоции), аффекты, настроение, которые служат для выражения чувств человека. Еслиследовать этому определению, то придется признать, что эмоций без чувств не бывает. Таким образом, чувства, с точки зрения вышеуказанных авторов, выступают какродовое понятие для эмоций.

Следует отметить, что у ряда авторов попытки развести эмоции и чувства выглядят неочень убедительными. Так, Л.В.Благонадежина пишет, что отдельные эмоции и чувства могут обозначаться одним и тем же словом, но их происхождениеи роль в жизни человека различны. Автор утверждает, что страх в условиях опасности для жизни — это эмоция. Но страх оказаться в смешном положении,потерять уважение людей— это чувство. Очевидно, что при этом разделении автор руководствовалась положением, что все эмоции, связанные с социальнымипотребностями человека, следует считать чувствами.

Р.С.Немов полагает, что эмоции не всегда осознаются, чувства же, напротив, внешне весьмазаметны. Я бы сказал, что все обстоит как раз наоборот. Часто человек не хочет признаться себе в том, что у него возникло то или иное чувство, в то время какэмоция как переживание не может не осознаваться. Немов считает чувства и эмоции личностными образованиями, которые характеризуют человекасоциально-психологически, отрицая тем самым биологическую природу эмоций.

А.Г.Маклаков (2000), рассматривая чувства как один из видов эмоциональных состояний, вкачестве дифференцирующих эмоции и чувства признаков декларирует следующие.

1. Эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как “смутное чувство” (например, “смутное терзание”), говорит о неопределенности чувств и рассматривается автором как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам.

2. Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства— с социальной сферой.

3. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании.

4. Эмоции чаще всего не имеют определенного внешнего проявления, а чувства имеют.

5. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Нельзя не отметить эклектичность этих дифференцирующих признаков. Первый и четвертыйпризнаки скорее относятся к различиям между эмоциональным тоном ощущений и эмоцией, а второй и пятый— к различиям между эмоциями и чувствами. Крометого, вряд ли можно согласиться с тем, что эмоции относятся к области бессознательного. Но самое главное— для дифференцирования двух явлений не пригодныкритерии, которые проявляются “в большей или меньшей степени”. Это значит, что в такой же степени этой критерий приложим и к дифференцируемому явлению, тольков одном случае он проявляется в меньшем числе случаев, а в другом— в большем.

Часто чувства понимаются как специфическое обобщение эмоций, испытанных человеком.Это действительно может иметь место, но только как частный случай. Вряд ли этот механизм имеет место при пробуждении у родителей чувства любви к новорожденномуребенку. Скорее здесь проявляется инстинкт. Да и любовь с первого взгляда трудно считать обобщением ранее испытывавшихся по отношению к предмету любвиэмоций, поскольку до этого этот объект просто отсутствовал.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуацииоказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессииразные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит обуспешно сданном экзамене— радость, а при провале его— разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывает, чтоэмоции и чувства— это не одно и то же.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та жеэмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек скрывает от других и своичувства.

Доказательством их нетождественности является и более позднее появление в онтогенезе чувств посравнению с эмоциями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: