Раздел 5. Теория и методика обучения детей дошкольного возраста




Раздел 5. Теория и методика обучения детей дошкольного возраста

Тематика и планы семинарских занятий по разделу 5

 

Тема 1.Организация процесса обучения в дошкольном учреждении

1. Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОУ. Единство воспитательной и дидактической функций в педагогическом процессе.

2. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста.

3. Цели, задачи обучения дошкольников, их возрастная специфика.

4. Индивидуализация и дифференциация в обучении дошкольников. Индивидуальная программа развития дошкольника.

Задания для самостоятельной работы

1. Обоснуйте место обучения в педагогическом процессе, покажите возможности режима дня для обучения дошкольников в разных формах.

2. Раскройте базовые психолого-педагогические идеи, лежащие в основе организации обучения дошкольников (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова. А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др.). Подготовьте сообщение – обзор этих идей, покажите их роль в дидактике. Для выполнения задания используйте учебники по дошкольной педагогике, Российскую педагогическую энциклопедию, монографии персоналей.

3. Проанализируйте цели и задачи обучения дошкольников, раскройте возрастную специфику задач. Для выполнения задания используйте программы дошкольного образования.

4. Раскройте возможности и пути индивидуализации и дифференциации обучения дошкольников. Подготовьте выступление на педсовете «Пути обеспечения индивидуализации (дифференциации) обучения дошкольников в ДОУ». В выступлении раскройте сущность индивидуализации (дифференциации) обучения детей в ДОУ, покажите формы, методы, средства ее практической реализации в педагогическом процессе. Для выполнения задания используйте Российскую педагогическую энциклопедию, словари, пособие А.Н.Давидчук Индивидуально-ориентированное обучение. – М., 2000.

Рекомендуемая литература

1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981.

2. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1994.

3. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001.

4. Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

5. Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А.С. Алексеевой. – М.. 1990.

6. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

7. Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987.

8. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

 

Тема 2. Содержание дошкольного образования.
Его отражение в нормативных документах

1. Структура содержания дошкольного образования, его специфика. Современные тенденции изменения содержания дошкольного образования.

2. Госстандарт дошкольного образования. Значимость. Характеристика проекта, действующего в рамках аттестации ДОУ

3. Современные образовательные программы в области дошкольного образования. Способы построения программ. Комплексные и парциальные программы.

4. Обзор современных программ воспитания и обучения дошкольников.

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте проект стандарта дошкольного образования, выделите его основные разделы, сделайте выводы о требованиях к содержанию и методам дошкольного образования, покажите, что определяет данный проект, какие требования закладывает к организации образовательного процесса.

2. Подготовьте индивидуальные или микрогрупповые сообщения о современных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Данные об образовательных программах зафиксируйте в ходе занятия в виде таблицы. Таблицу постройте на основе ниже предложенного плана. При представлении программы пользуйтесь опорным планом:

1) Название программы, авторы-разработчики;

2) Базовые идеи, лежащие в основе программы;

3) Цели, задачи обучения, воспитания и развития детей в рамках данной программы, их специфичность;

4) Основные разделы программы, их содержание и особенности;

5) «Плюсы» и «минусы» программы;

6) Условия реализации программы в практике деятельности специалистов ДОУ;

7) Презентация издания программы в виде краткой аннотации (внешний вид, объем, глубина, адресность, системность, четкость изложения текста, наличие пояснений, содержание приложений, методических и диагностических материалов, рекомендаций).

3. Сделайте обзор парциальных программ в системе современного дошкольного образования. Покажите их значимость, направленность, объясните причины их возникновения. Проанализируйте, по каким направлениям таких программ больше, почему.

4. Ознакомьтесь с рекомендуемой литературой по теме, изучите публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Дошкольная педагогика» (за последние три года) и сделайте выводы о современных тенденциях изменения содержания дошкольного образования. Выстройте свои выводы в виде кратких письменных тезисов.

Рекомендуемая литература

Смотрите список литературы к лекции по данной теме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: