Раздел 5. Теория и методика обучения детей дошкольного возраста
Тематика и планы семинарских занятий по разделу 5
Тема 1.Организация процесса обучения в дошкольном учреждении
1. Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОУ. Единство воспитательной и дидактической функций в педагогическом процессе.
2. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста.
3. Цели, задачи обучения дошкольников, их возрастная специфика.
4. Индивидуализация и дифференциация в обучении дошкольников. Индивидуальная программа развития дошкольника.
Задания для самостоятельной работы
1. Обоснуйте место обучения в педагогическом процессе, покажите возможности режима дня для обучения дошкольников в разных формах.
2. Раскройте базовые психолого-педагогические идеи, лежащие в основе организации обучения дошкольников (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова. А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др.). Подготовьте сообщение – обзор этих идей, покажите их роль в дидактике. Для выполнения задания используйте учебники по дошкольной педагогике, Российскую педагогическую энциклопедию, монографии персоналей.
3. Проанализируйте цели и задачи обучения дошкольников, раскройте возрастную специфику задач. Для выполнения задания используйте программы дошкольного образования.
4. Раскройте возможности и пути индивидуализации и дифференциации обучения дошкольников. Подготовьте выступление на педсовете «Пути обеспечения индивидуализации (дифференциации) обучения дошкольников в ДОУ». В выступлении раскройте сущность индивидуализации (дифференциации) обучения детей в ДОУ, покажите формы, методы, средства ее практической реализации в педагогическом процессе. Для выполнения задания используйте Российскую педагогическую энциклопедию, словари, пособие А.Н.Давидчук Индивидуально-ориентированное обучение. – М., 2000.
|
Рекомендуемая литература
1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981.
2. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1994.
3. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001.
4. Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
5. Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А.С. Алексеевой. – М.. 1990.
6. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
7. Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987.
8. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.
Тема 2. Содержание дошкольного образования.
Его отражение в нормативных документах
1. Структура содержания дошкольного образования, его специфика. Современные тенденции изменения содержания дошкольного образования.
2. Госстандарт дошкольного образования. Значимость. Характеристика проекта, действующего в рамках аттестации ДОУ
3. Современные образовательные программы в области дошкольного образования. Способы построения программ. Комплексные и парциальные программы.
4. Обзор современных программ воспитания и обучения дошкольников.
Задания для самостоятельной работы
1. Прочитайте проект стандарта дошкольного образования, выделите его основные разделы, сделайте выводы о требованиях к содержанию и методам дошкольного образования, покажите, что определяет данный проект, какие требования закладывает к организации образовательного процесса.
|
2. Подготовьте индивидуальные или микрогрупповые сообщения о современных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Данные об образовательных программах зафиксируйте в ходе занятия в виде таблицы. Таблицу постройте на основе ниже предложенного плана. При представлении программы пользуйтесь опорным планом:
1) Название программы, авторы-разработчики;
2) Базовые идеи, лежащие в основе программы;
3) Цели, задачи обучения, воспитания и развития детей в рамках данной программы, их специфичность;
4) Основные разделы программы, их содержание и особенности;
5) «Плюсы» и «минусы» программы;
6) Условия реализации программы в практике деятельности специалистов ДОУ;
7) Презентация издания программы в виде краткой аннотации (внешний вид, объем, глубина, адресность, системность, четкость изложения текста, наличие пояснений, содержание приложений, методических и диагностических материалов, рекомендаций).
3. Сделайте обзор парциальных программ в системе современного дошкольного образования. Покажите их значимость, направленность, объясните причины их возникновения. Проанализируйте, по каким направлениям таких программ больше, почему.
4. Ознакомьтесь с рекомендуемой литературой по теме, изучите публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Дошкольная педагогика» (за последние три года) и сделайте выводы о современных тенденциях изменения содержания дошкольного образования. Выстройте свои выводы в виде кратких письменных тезисов.
Рекомендуемая литература
Смотрите список литературы к лекции по данной теме.