Превращения
В руках искусного артиста самый обыкновенный предмет может преобразиться и стать совсем не тем, чем он показался бы на первый взгляд. Для этого даже не нужно слов, ведь дать понять, что это за предмет, можно и пантомимой, жестами и движениями, имитируя действия с ним. Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги -зеркалом, носовой платок - листом бумаги, подушкой или салфеткой И все это - без единого слова. Итак, искусство пантомимы. Ведущий берет в руки некоторый предмет. В его руках он превращается в нечто совсем другое. После манипуляций ведущего, когда всем становится ясно, во что же превратился этот предмет, ведущий передает его по кругу следующему участнику. Получив предмет, этот новый участник превращает его в нечто совсем совсем другое и производит при этом соответствующие манипуляции, чтобы зрители могли догадаться, что это за предмет. Таким образом, предмет путешествует от одного участника к другому и постоянно меняет свою сущность. И все это - без единого слова. Итак, ведущий выбирает предмет и начинает его превращать. Он передает его по кругу, так чтобы волшебниками стали все. Заботимся о том, чтобы ваша пантомима была понятна и интересна
Эльфы, волшебники и великаны.
Игра построена на тех же основах, что и игра в кости или вытягивание жребия: здесь действуют три силы, борьба которых определяет исход игры. Эльф очаровывает волшебника, волшебник заколдовывает великана, великан, наконец, ловит эльфа.
Выполнение: Участники, разделяются на две равночисленные группы и становятся" друг против друга на расстоянии около одного метра. Все хором считают: "Раз, два, три!" и каждая группа сразу входит в свою роль, о которой заранее договорились. Это значит, что эльфы приседают (делаются маленькими) и хихикают тонкими голосами, волшебники взмахивают руками, мечут воображаемые молнии и произносят заклинания, вроде ''абракадабpa!", а великаны расправляют плечи и грозно рычат. Если теперь оказалось, что эльфы стоят прямо против великанов, то эльфы быстро поворачиваются кругом и убегают от великанов. Достигнув заранее условленного места или линии, они считаются спасшимися. Если волшебники сталкиваются с великанами, то волшебники должны не только постараться заколдовать великанов, ударяя в них молниями, но и поймать их, прежде чем великаны убегут за спасительную линию. Наконец, если эльфы сталкиваются с волшебниками, у последних почти нет шансов и они будут очарованы эльфами. Они убегают, но скорей всего, будут пойманы ловкими эльфами. Пойманные не выходят из игры, а образуют свою группу, и потому в конце игры может оказаться, что все стали членами одной большой семьи, например, великанов.
|
Автопортрет в интерьере
Цель: презентация участников группы.
Техника способствует созданию позитивной атмосферы в группе.
Необходимые материалы: бумага формата А4, фломастеры, карандаши, скотч.
Количество участников: до 25 человек
Выполнение: участникам предлагается изобразить на листе бумаги себя в окружении значимых вещей, отразить в рисунке свои интересы.
Предварительно ведущий акцентирует внимание на том, что эстетическое оформление и художественные способности автора не играют роли. После того, как задание выполнено, устраивается мини вернисаж, в ходе которого участники комментируют свои работы и знакомятся с другими.
Комментарий: задача ведущего заключается в побуждении каждого участника к наиболее полному раскрытию. По завершении ведущий подводит итог работы группы и озвучивает объединяющие моменты в рисунках членов группы (данную роль также может взять на себя любой участник группы)
|
Часть тела говорит
Цель: презентация участников группы
Необходимые материалы: бумага формата А4, фломастеры, цветные карандаши, мелки.
Выполнение: участники изображают на листе бумаги любую часть собственного тела. После этого им предлагается составить рассказ о хозяине данной части тела (используя при этом третье лицо единственного числа). Презентация может выглядеть следующим образом: «Я рука (Имя)…Мой хозяин (-ка) (озвучивание качеств)…Его (её) основными привычками являются…» и т.д.
Рассказ о себе в третьем лице создает чувство безопасности и значительно поможет тем участникам, кому не хватает уверенности.
Примечание: данное упражнение не несет психодиагностической нагрузки и преподавателям необходимо избегать произвольногоистолковывания рисунков
Пять предложений
Упражнение помогает участникам по-новому взглянуть друг на друга и служит основой лучшего взаимопонимания.
Инструкция: Сначала все участники должны написать на карточках пять предложений, которые каким-то образом описывали бы профессиональную сторону их жизни. Каждое предложение пишется на отдельной карточке. При этом участники сами решают, какую информацию о себе они хотели бы сообщить, исходя из соображений собственной психологической безопасности. Карточки не подписываются, и для обеспечения полной анонимности все они должны быть оформлены одинаково, например, их может переписать кто-либо, не имеющий отношения к данной группе.
Карточки перемешиваются, и все члены команды вытягивают по пять штук. Потом каждый по очереди читает вслух предложение, написанное на одной из карточек: кто-то начинает, за ним читает его сосед, и далее по кругу по часовой стрелке. Прочитав первую карточку, участник отдает ее тому члену группы, который, как ему кажется, является ее автором, и ждет, когда очередь по кругу дойдет до него во второй раз. Тот, кто получил карточку, без комментариев оставляет ее у себя. При этом никто из остальных участников не высказывает своих предположений об авторстве и не делает никаких замечаний.
Если при первоначальном распределении карточек кому-нибудь достанется его собственное предложение, он должен в первую очередь прочитать именно его и затем передать карточку любому участнику, несмотря на то, что автором является он сам.
Таким образом, проходит определенное количество кругов, в ходе которых каждый читает чужую карточку и передает ее предполагаемому автору. Когда кто-то из участников получает свою карточку от другого члена группы, он оставляет ее у себя и уже не имеет права никому отдавать. В том же случае, когда он получает от кого-то не свою, а чужую карточку, он должен зачитать ее в следующем круге и передать тому члену группы, которого он считает автором высказывания. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут правильно распределены.
В заключение организуется последний круг, в ходе которого каждый участник команды зачитывает записи на своих карточках. После этого члены команды обмениваются своими мнениями и впечатлениями.
|
Символика
Необходимые материалы: листы бумаги, цветные карандаши, мелки.
Количество участников: без ограничений.
Проведение: преподаватель дает следующую инструкцию «Каждый из вас на время сегодняшней нашей встречи должен обзавестись своей собственной личной символикой. Вам предстоит сейчас придумать, изобрести себе три символических атрибута: во-первых, псевдоним, во-вторых, именной отличительный знак и, в-третьих, девиз. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символичен. Девиз должен быть кратким и образным.
Например, псевдоним - "Дядя Вася "отличительный знак - лопата, девиз - «Рою глубоко!» Если задание понятно, можно приступать к работе».
Теперь обменяйтесь своими рисунками, обсудите их и попытайтесь дать каждому собравшихся его личностную характеристику. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько удачны были выбраны символические атрибуты каждым из участников группы».
Раскрась любовью
Цель: создание атмосферы принятия на основе телесного контакта. Создание в группе обстановки доверия, психологического комфорта, что, в свою очередь, позволит группе продуктивно работать при выполнении учебных задач.
Необходимые материалы: магнитофон, аудиокассета с записью спокойной музыки.
Выполнение: участники произвольно разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Ведущий дает следующую инструкцию: «Пожалуйста, определите в паре того, кто будет начинать упражнение. Медленно вытяните руки вперед и представьте, что они покрыты краской, цвет которой особенно подходит вашему партнеру. Начинайте раскрашивать его в выбранный цвет. Вместе с цветом передайте доброту, тепло и нежностьь ваших рук». После выполнения партнеры меняются ролями (активный-воспринимающий) и упражнение повторяется.
Комментарии: методику лучше использовать в группе, которая прошла этап знакомства и адаптации. Данная методика может служить диагностическим критерием ригидности либо пластичности границ телесного пространства.
После выполнения упражнения в обе стороны, партнеры делятся впечатлениями, эмоциями, возникавшими в ходе упражнения. Каждый определяет в какой роли ему было более комфортно. После обсуждения участникам можно предложить нарисовать друг друга в том цвете, который был выбран. Рисунки партнеры дарят друг другу
Киллер
Все становятся в круг, закрывают глаза, ведущий выбирает киллера(ведущий задевает за плечо киллера), как только он его выбрал, все открывают глаза и просто ходят и пожимают друг другу руки, тот, кого выбрали киллером, при пожимании руки чешет ее незаметно пальчиком, тот, кому почесали руку, не подавая вида, жмет еще 3 руки и выходит из игры, задача игры: не попадаясь киллеру выяснить кто киллер
Гусеница
Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
Автомойка
Сначала отряд строится в две шеренги лицом друг к другу, затем дети опускаются на коленки, образуя своеобразный коридор "мойщиков". Далее участникам говорят, чтобы они представили свои руки щетками, которыми нужно помыть "автомобиль". Крайний справа ребенок первым "заезжает" в коридор на четвереньках, и проходит его до конца, за ним справа по одному заезжают все участники, соблюдая безопасную дистанцию. Задача "мойщиков" - усиленно тереть "автомобиль" "щетками". После прохождения всего коридора первые "автомобили" становятся "мойщиками". И так пока не пройдут все участники. Одна из самых действенных игр для поднятия эмоционального настроя.
Шедевр
Понадобятся карандаши, мелки, липкая лента и большой лист бумаги. Каждой команде (не более пяти человек) дайте набор карандашей. В разных концах комнаты прикрепите к столам или на стену по листу бумаги так, чтобы не видели соперники. Каждый игрок получает только одну часть задания (описания рисунка). Каждый выбирает себе место на листе бумаги, и все начинают рисовать одновременно.
Например:
1. Мужчина в голубых штанах....
2....сильно плачет...
3....полосатую игрушку в руке...
4....плачет сильно...
5....на улице под кленом...
1.Ребенок в коляске...
2....держит бутылку с соком...
3....пьет кока-колу...
4....читает книгу...
5....в будующем море...
"Нравятся ли тебе твои соседи"
Все сидят в кругу, водящий-в центре. Он спрашивает всех по очереди: "Нравятся ли тебе твои соседи?". Если кому-то не нравятся, следует вопрос: "Какие соседи тебе нужны?". Игрок должен назвать либо имена, либо какой-то признак, который должен присутствовать у новых его соседей. Например: "Мне нужны соседи в джинсах"-тогда все, кто в джинсах, меняются местами, двое из них садятся на места бывших соседей. Водящий также может занимать освободившееся место. Кому стула не хватило, тот становится водящим, и все начинается с начала.
«Сантики – фантики – лимпопо»
Играющие стоят в кругу. Один- водящий- выходит за круг и отворачивается. В кругу выбирается тот, кто будет задавать определенные движения. После выборов все начинают хлопать в ладоши и говорить: «Сантики- фантики- лимпопо». Водящий встает в центр круга и старается понять, кто задает движения. Тот, кто задает движения, периодически начинает новое движение, скажем, крутить пальцем у виска или притоптывать ногой. Все быстро повторяют за ним. Если водящий находит лидера, то последний становится водящим, старый водящий встает в общий круг и игра начинается с начала.
Ковчег.
Игра развивает чувство сплоченности и ближе знакомит участников. Используется в разминочных целях. Нужен большой лист бумаги, например газета, который расстилают на полу. Команда участников должна простоять на бумаге 5 секунд, не касаясь земли за ее пределами и не произнося ни слова. Перед началом участникам можно пообсуждать стратегию размещения людей. Потом площадь бумаги уменьшают вдвое и все повторяется. Потом предлагают уменьшить площадь так, чтобы задача казалась невыполнимой. И снова пытаются устоять. На моей памяти на формате А3 помещалось 25 человек.
Переправа.
Одна из разновидностей предыдущей игры. На земле (полу) отмечаются мелом или веревкой берега «реки». Ширина «реки» метра три. По «реке» плавают «льдины». Это куски бумаги неправильной формы. Задача играющих переправиться с одного на другой берег, причем, на первый игрок может ступить на другой берег только когда на исходном берегу никого не останется. То есть когда все будут находится на льдинах. Во время переправы запрещается произносить слова и наступать в «воду». В противном случае все начинается сначала. В усложненном варианте участников связывают одной ногой попарно, или в цепь. Но в этом случае удачная переправа может затянуться. По слухам, один тренер как то водил топ менеджмент крупной корпорации со связанными ногами 8 часов. Но они не сдавались, хотя и очень сильно устали. В конце концов все таки переправились!