ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ




Методические указания по оформлению и защите выпускной

Квалификационной работы студентами специальностей

Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело

БПОУ ВО «Великоустюгский медицинский колледж имени Н.П.Бычихина»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам специальностей среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (далее - ВКР).

1.2. ВКР - законченное исследование на заданную тему по основной образовательной программе среднего профессионального образования, проведенное лично студентом под руководством руководителя ВКР на завершающей стадии обучения, содержащее элементы научного исследования и свидетельствующее об умении студента работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, демонстрируя владение общими и профессиональными компетенциями, приобретенными при освоении основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Защита ВКР проводится в целях определения соответствия результатов освоения основной профессиональной образовательной программы соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

1.4. Задачи выполнения ВКР:

• расширение, систематизация и закрепление полученных знаний;

• приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретных профессиональных задач;

• развитие навыков ведения самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований с использованием современных научных методов;

• развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

• приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей научной и практической деятельности.

1.5. ВКР должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям (заказам) медицинских или образовательных организаций.

1.6. Процесс выполнения ВКР включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

• выбор темы;

• определение задания на ВКР;

• составление графика консультаций с научным руководителем;

• подготовка и представление научному руководителю отдельных разделов работы, включающих обзор литературы; сбор, анализ и обобщение материалов по избранной теме; формулирование основных положений, практических выводов и рекомендаций;

• внесение исправлений, доработка и оформление разделов ВКР;

• представление законченной работы на отзыв руководителю;

• направление ВКР на рецензирование;

• получение допуска к защите;

• подготовка к защите и защита ВКР.

1.7. ВКР выполняется в форме дипломной работы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. Структура и содержание ВКР включает:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- теоретическую часть;

- практическую часть;

- заключение;

- список используемой литературы;

- приложения.

2.1.1. На титульном листе указывается: учредитель образовательного учреждения (далее – ОУ), полное наименование ОУ, тема ВКР, наименование профессионального модуля (далее – ПМ), междисциплинарного курса (далее – МДК), курс обучения, специальность, фамилия, имя, отчество студента, фамилия, имя, отчество руководителя работы, фамилия, имя, отчество рецензента, указание на допуск к защите ВКР заместителем директора по учебной работе (Приложение 1).

2.1.2. Оглавление отображает структуру работы в виде списка, включающего: введение, названия глав, параграфов каждой главы, заключение, список используемой литературы, приложения (Приложение 2).

2.1.3. Во введении обозначается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.

2.1.3.1. Примерное содержание введения:

• актуальность темы ВКР - это определение важности исследуемой проблемы, аргументация необходимости ее исследования, раскрытие реальной потребности практического здравоохранения в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций. Обязательно должны присутствовать следующие слова: актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем …. или актуальность дипломной работы заключается (или проявляется) в следующем…. или вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными.

• объект и предмет исследования: под объектомпонимается все то, что подлежит изучению; предмет- это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения, это наиболее существенные для исследования свойства и отношения объекта. Примеры:

1. Тема «Социально-психологическая адаптация людей с диагнозом ВИЧ».

Объект исследования: люди с диагнозом ВИЧ.

Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации людей, живущих с ВИЧ.

2. Тема «Анализ роли медицинской сестры в решении проблем пациентов с термической травмой».

Объект исследования: медицинские сестры стационара хирургического профиля БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ», БУЗ ВО «Кичменгско – Городецкая ЦРБ имени В.И.Коржавина».

Предмет исследования: объем знаний медицинских сестер по решению проблем пациента с термической травмой.

3. Тема «Анализ роли медицинской сестры в профилактике осложнений острого аппендицита в послеоперационном периоде».

Объектом исследования являются медицинские сестры и пациенты, хирургического стационара БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ», БУЗ ВО «Кичменгско – Городецкая ЦРБ имени В.И. Коржавина».

Предмет исследования:деятельность медицинской сестры в профилактике осложнений после аппендэктомии.

4. Тема «Соблюдение инфекционной безопасности и техники внутримышечной инъекции как мера профилактики постинъекционного абсцесса».

Объект исследования – комплекс мероприятий по профилактике постинъекционных абсцессов.

Предмет исследования – направления совершенствования профилактических мероприятий постинъекционных осложнений.

В клинических работах всегда объект исследования – группа людей, объединенных какими-то признаками; единица исследования – каждый человек этой группы (или документ, заменяющий человека) или признак изучаемого явления (пульс, артериальное давление и пр.). Важным является вопрос объема исследований – генеральная или выборочная совокупность будет исследоваться. Важно помнить, что по части мы можем судить о целом. Изучение закономерностей некоторых явлений возможно только при исследовании генеральной совокупности (демографические показатели, инфекционная заболеваемость, заболеваемость по данным углубленных медицинских осмотров), большинство клинических исследований проводятся на выборочной совокупности (см. стр.5, методы статистического анализа данных).

• цель ВКР - это конечный прагматический результат работы, то, чего хочет достичь обучающийся своей исследовательской деятельностью: охарактеризовать вид медицинской деятельности, показать роль фельдшера в системе оказания медицинской помощи, проанализировать практический опыт медицинских работников; разработать критерии, требования, рекомендации. Формулировка цели исследования – это декларативная форма представления проблемы исследования в виде утвердительного предложения, начинающегося, например, с фразы «Целью настоящего исследования является…» и продолжающегося существительным, которое будет определять дальнейшие действия студента (например: описание, изучение, выявление, подтверждение, сравнение, демонстрация).

• Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи исследования. Основные задачи,раскрывающие этапы достижения цели, могут вводиться словами:

- рассмотреть;

- проанализировать;

- уточнить, дополнить понимание;

- выявить;

- систематизировать;

- разработать и т.д.

Примеры:

1. Цель исследования – анализ заболеваемости населения в определенном населенном пункте за ряд лет.

Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются (илиДля достижения указанной цели поставлены следующие задачи):

- определить уровень (частоту, распространенность) заболеваемости, т.е. размера явления;

- определить структуру заболеваемости, удельного веса (доли) отдельных заболеваний, т.е. внутреннего содержания изучаемого явления;

- определить средний уровень заболеваемости, сравнить его с другими показателями;

- определить взаимосвязь между заболеваемостью и другими факторами (например, полом, возрастом, профессиональными вредностями, стажем работы и т.д.), т.е. выявить причинно-следственную взаимосвязь между признаками;

- изучить (рассмотреть) изменения явления в динамике и т.п.

2. Целью работы является изучение роли медицинской сестры в решении проблем пациента с термической травмой.

Задачи:

1. Описать современные подходы к организации деятельности среднего медицинского персонала при решении проблем пациента с термической травмой.

2. Проанализировать данные годовых отчетов хирургического и травматологического стационара БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ», БУЗ ВО «Кичменгско-Городецкая ЦРБ имени В. И. Коржавина» за 2014 - 2016 года.

3. Провести хронометраж рабочего дня медицинской сестры травматологического отделения и сделать вывод о ее нагрузке в течение рабочей смены.

4. Провести анализ уровня компетентности медицинских сестер хирургического и травматологического отделения БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ», БУЗ ВО «Кичменгско-Городецкая ЦРБ имени В. И. Коржавина» в решении проблем пациента с термической травмой по результатам анкетирования.

5. Разработать рекомендации для пациентов по оказанию неотложной помощи при термических ожогах и рекомендации по питанию.

Количество задач должно быть 4-6, в последующем они обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях;

• гипотеза - это научная идея, высказанная исследователем в виде предположения, истинное значение которого неопределенно; именно ради проверки рабочей гипотезы проводится исследование любого плана. В ходе теоретической и экспериментальной проверки рабочая гипотеза либо подтверждается и становится новым приобретённым научным знанием, либо отвергается. При этом, если по результатам исследования гипотеза не подтверждается, то она не корректируется, а полученные данные и основанная на них новая гипотеза (теория) могут быть помещены в выводах. Формулировка гипотезы обычно включает в себя слова и обороты: «Предполагается, что применение чего-либо позволит уменьшить (увеличить) что-либо…», «Создание чего-либо позволит обеспечить…», «Что-то будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)…, «Если…, то…», «На основании … мы выдвигаем гипотезу, что…»;

• методы исследования это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата; при выполнении ВКР целесообразно использовать следующие методы:

- изучение нормативных документов (регламентирующая деятельность в сфере медицины отображена в различных документах: официальных (законодательно-нормативные) и личных (индивидуальные). К официальным документам относятся законы, акты, положения, нормативы, программы, учебные планы и др. Личными документами являются медицинские карты амбулаторного пациента, истории болезни, врачебно-физкультурные карты, дневник исследователя и т. д.);

- изучение специальной литературы: аннотирование, конспектирование, реферирование, рецензирование, выборки и заметки;

- анализ документальных материалов;

- описание;

- анализ (он представляет собой процесс разложения явления или предмета на составные части (его свойства, признаки и т.д.);

- аналогия (метод научного исследования, основанный на сходстве объектов по некоторым признакам, с помощью аналогии можно судить о свойствах одного объекта на основании его сходства с другим);

- сравнение (один из наиболее популярных практических методов исследования, обычно явления сравниваются по какому-либо существенному признаку, важному именно для данного исследования);

- синтез (является методом, противоположным анализу, в результате использования синтеза происходит соединение частей в общую систему знаний);

- дедукция (метод, основанный на получении общего вывода о свойствах предмета, исходя из исследования его частных признаков);

- индукция (метод, противоположный дедукции, при котором рассуждение происходит от общего к частному);

- обобщение (метод исследования, похожий на дедукцию, при котором делается вывод об общих свойствах предмета или явления и его признаках);

- классификация (представляет собой деление предметов или явлений на группы по какому-либо определенному признаку);

- опрос (психологический вербально – коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.

Методы опроса: анкетирование; интервью, беседа). Требования к составлению анкет представлены в Приложении 3.

- тестирование (эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов);

- наблюдение (познавательный процесс, направленный на восприятие внешнего мира с целью получения информации о свойствах предметов и явлений, для получения точных результатов наблюдение должно быть целенаправленным, объективным и систематичным);

- измерение (наиболее точный метод познания, который заключается в определении численного значения какой-либо величины с помощью единицы измерения);

- эксперимент (метод, широко применяемый в науке, представляет собой вмешательство в естественные условия существования явлений; при этом экспериментатор, изучая определенные свойства или признаки, может контролировать ход эксперимента;

- методы статистического анализа данных;

Исследовательские работы проводятся с целью выявления общих закономерно­стей, характерных для изучаемого явления, но это невозможно сделать, изучая еди­ничныеявления, поэтому объектом исследования являются массовые, множествен­ные, групповыеявления. Объект исследования в статистике принято называть статистической совокупностью.

Статистическая совокупность — это группа относительно однородных эле­ментов - единиц, объединенных вместе в конкретных условиях времени и простран­ства, обладающих признаками сходства и различия. Различают два вида статистиче­ской совокупности:

- генеральную;

- выборочную.

Генеральная совокупность — это 100% единиц наблюдения. Например, населе­ние всей страны, республики, города; количество всех больных в медицинской организации.

Выборочная совокупность — это частьгенеральной совокупности. Она должна быть репрезентативной, т. е. представительной по отношению к генеральной сово­купности по количеству и качеству. Например, если удельный вес женщин и мужчин в генеральной совокупности составляет соответственно 52% и 48%, то и в выбороч­ной совокупности соотношение должно быть таким же.

Объемвыборочной совокупности определяется по математическим формулам. Обычный объем клинико-статистических наблюдений — 100-200 больных (пациентов).

Для написания ВКР выборка должна составлять:

- не менее 20 медицинских карт амбулаторного пациента (историй болезни);

- не менее 50 респондентов.

Если выборочная совокупность составляет менее 50 единиц наблюдения, исследованию подлежит 100% совокупности.

Единица наблюдения (исследования) — наименьшая составная часть статистиче­ской совокупности, подлежащая изучению. Каждая единица наблюдения характери­зуется множеством признаков.

Признак— это то, что характеризует явление в целом или одно из его сторон. Среди них можно выделить признаки сходства и признаки различия.

Признаки сходства служат основанием для объединения единиц в совокупность.

Признаки различия, называемые учетными признаками, являются предметом анализа, изучения. Перечень этих признаков определяется исходя из цели, задач ис­следования. Например, совокупностью являются больные хирургического отделения больницы, единицей наблюдения — каждый больной.

Примерами признаков сходства, т.е. признаков, общих для всех единиц, могут быть:

1) пол (мужчина или женщина);

2) наличие заболевания хирургического профиля;

3) лечение на базе хирургического отделения больницы.

Примерами признаков различия (учетных признаков) могут быть:

1) различные заболевания (нозологические формы) хирургического профиля;

2) тяжесть течения заболевания;

3) длительность лечения;

4) исходы лечения и т.д.

По роли в совокупности учетные признаки могут быть факторнымиирезуль­тативными.

Факторныепризнаки — это те, которые влияют на результативные. Например, показатели здоровья - де­мографические, показатели заболеваемости, инвалидности, физического развития, - это типичные результативныепризнаки. Эти показатели зависят от факторов пола, воз­раста, образования, условий жизни, труда, медицинского обслуживания.

По характеру учетные признаки могут быть качественными (их называют также атрибутивными) и количественными.

Качественныепризнаки выражаются словесно, например, пол, профессия.

Количественные признаки выражаются числами. Более точные результаты по­лучаются при работе с количественными признаками. Возможен перевод качествен­ных признаков в количественные путем присвоения баллов. Например, удовлетвори­тельное состояние больного оценивается в 1 балл, состояние средней тяжести - 2 балла, тяжелое - 3 балла, агональное - 4 балла.

При анализе количественных показателей целесообразно учитывать несколько основных рекомендаций: анализ поводится по принципу от общего к частному, т.е. прежде всего анализу подвергаются наиболее общие показатели, затем из частных показателей отбираются те, которые представляют интерес с точки зрения поставленных задач; оценка данных проводится методом сравнения: с нормами, нормативами, протоколами, стандартами и т.п.; с данными в динамике; со средними данными по другим медицинским организациям и территориям.

Сравнений должно быть несколько, тогда четко определяется место и роль изучаемого явления среди других аналогичных. При описании и оценке данных целесообразно соблюдать последовательность использования статистических показателей: абсолютные величины – интенсивный показатель – экстенсивный показатель – другие показатели.

- Выводы должны соответствовать поставленным задачам. Формулировка их должна быть конкретной, лаконичной, вытекающей из анализируемых материалов.

- математический метод;

- исторический метод;

- специфические методы:физиологические (например, наружный осмотр); функциональные (например: анализ исходных данных исследуемых показателей, характеризующих систему или орган, затем после воздействия, например, после физической нагрузки); биохимические.

К специфическим методам относятся методы антропометрии: измерение массы тела, измерение длины тела, измерение окружности головы и т.д; оценка уровня физического (психического развития) по конкретной методике; анализ диагнозов по медицинским картам;

• элементы научной новизныв работе - это научные положения и теоретические выводы, разработанные в ходе выполнения настоящего исследования, имеющие отличительные особенности, характеристики (элементы), от предшествующих, ранее проведенных исследований;

• практическая значимость - состоит в том, каким образом, где, для кого будут иметь интерес полученные материалы и их практическое применение в деятельности медицинских организаций (использование в учебном процессе, разработка пособий, рекомендаций, буклетов, памяток и т.п.; публикация в средствах массовой информации; применение в медицинских организациях и т.д.).

2.1.4. Основная часть ВКР должна состоять из двух (трёх) глав, каждая из которых, подразделяется на 2 - 4 параграфа.

2.1.4.1. Основная часть содержит:

• Первая глава: представляет собой обзор и анализ литературных источников по теме исследования, излагается сущность исследуемой проблемы, с указанием, какие стороны (элементы) проблемы раскрыты в отдельных источниках. Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке и, наконец, какие вопросы полностью не отражены в специальной литературе; предлагается своя точка зрения по проблеме исследования.

• Вторая глава: обычно содержит описание методик исследования (с указанием целесообразности их выбора) и объекта исследования. Следует изложить, например, организацию эксперимента, описать методики, используемую аппаратуру, методы расчётов. Рекомендуется включить описание базы и условий исследования (организационная структура, материально-техническое оснащение, штатное расписание, нормативно-правовые документы, регламентирующие работу и т.д.).

• Третья глава: изложение результатов собственных исследований с оценкой того нового, что вносится в разработку проблемы; обобщение и оценка результатов исследований, оценка полноты решения поставленной задачи, достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований.

2.1.4.2. Содержание основной части ВКР целесообразно иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками, практическими примерами, в соответствии со спецификой профессиональной деятельности. Диаграммы (графики) следует размещать в тексте так, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы, либо с поворотом работы по часовой стрелке. Примеры оформления диаграмм (графиков) представлены в Приложении 4, примеры оформления таблиц – в Приложении 5.

2.1.5. В заключении ВКР последовательно излагаются теоретические и практические выводы и рекомендации по практическому применению результатов работы. Они должны быть краткими и четкими, соответствовать цели и задачам исследования, давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.

 

Если в формулировке задач используются слова:   Формулировка выводов в заключении
изучить… В ходе данного исследования изучено…
провести анализ… В ходе данного исследования проведён анализ…
составить… В ходе данного исследования составлена (памятка…)
обосновать… На основании данного исследования обосновано…(положение…)
разработать… В ходе данного исследования разработано…

 

В заключении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.

2.1.6. Список используемой литературы должен содержать перечень источников, использованных при написании ВКР (Приложение 6).

2.1.7.В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые препятствуют целостному восприятию текста и по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены таблицы вспомогательных цифровых данных, анкеты, инструкции, иллюстрации вспомогательного характера, иные материалы. Располагают приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы.

2.2. Объем ВКР - 40 - 60 страниц печатного текста без приложений.

2.3. Примерное соотношение между отдельными частями работы:

• введение - 2-4 страницы;

• глава 1 (теоретическая часть)- 15-20 страниц;

• глава 2 или глава 2,3 (практическая часть) - 25-35 страниц;

• заключение - 3-5 страниц;

• список используемой литературы - 2-3 страницы;

• приложения (до 20 страниц).

2..4. Общими требованиями к ВКР являются:

• соответствие названия работы её содержанию;

• актуальность темы, теоретическая и/или практическая ценность;

• четкость постановки цели научного исследования, краткость и точность формулировок, логическая последовательность изложения;

• конкретность формулировок и достоверность результатов;

• убедительность аргументации, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

• оформление работы в соответствии с установленными требованиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: