ГОУСПО
Новгородский областной колледж искусств им С.В.Рахманинова.
Курсовая работа
По дисциплине: «Народное художественное творчество »
На тему: «Русское зодчество»
Работу выполнил:
Студент IV курса
Специализации
«Инстр. тв-во»
Люкшин Федор
Работу проверила:
Кудрявцева О.Н
Великий Новгород 2009г.
1. Введение ………………………………………………..4-5стр
2. Дерево и Камень в русской архитектуре.
2.1 Деревянное зодчество ……………………………….5-9стр
2.2 Каменное зодчество ……………………………..10-15стр
3. История возникновения Новгорода ………………15-17стр
Типы архитектурных построек на примере Великого Новгорода
4.1 Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы» …………………………………………18-22стр
4.2 Новгородский Кремль ……………………………..22-25стр
4.3 Софийский собор …………………………………25-27стр
5. Практическая часть ………………………………...28-30стр
6. Заключение ……………………………………………31стр
7. Библиография ………………………………………...32стр
1. Введение
Позывы к строительству, к созиданию человек испытывает уже в раннем детстве, когда, играя, он сооружает свои дворцы, мосты и дома, не похожие ни на какие иные, хотя и сделанные по примеру других. Вероятно, не одно лишь творческое начало участвует в созидании и строительстве. В своей вечной тяжбе с бесконечностью мира люди ограничивают эту бесконечность определёнными сферами, вполне понятными, доступными обычным человеческим чувствам. Так, планета Земля есть для нас нечто определённое в бесконечности мира. В свою очередь, на Земле существует обозримая глазом равнина или гора, где живёшь ты, а на этой равнине стоит твой дом, но даже и в доме есть для тебя самое уютное место…
|
Архитектура – это, прежде всего организованное пространство, отчуждённое от бесконечности силой художественного образа. Отобрать у безбрежности вполне определённую частицу – значит изобразить, оформить эту неопределённость, сделать уютным уголок холодного от бесконечности космоса.
С чувством дома, уюта связано у детей и свойство искать укромные местечки. Тяга к замкнутым объёмам, к ходам и выходам, содержащим элемент лабиринта, к лесенкам, возвышениям, площадкам на разных уровнях, тяга, совсем близкая к архитектурному творчеству. Поэтому человек строил себе дом.
Целью курсовой работы является изучение особенностей русского зодчества на примере архитектуры Великого Новгорода.
Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:
- раскрыть понятие русское зодчество
- рассмотреть направления русской архитектуры
- подробно рассказать о деревянном и каменном зодчестве
- рассмотреть историю возникновения Великого Новгорода
- на основе архитектуры Великого Новгорода рассмотреть все типы построек
- рассказать о новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославлицы»
- рассказать о Новгородском Кремле
- рассказать о Софийском соборе Великого Новгорода
Предметом изучения данной темы, является Новгородское зодчество.
Эта проблема очень актуальна для нашего времени так, как живя в России мы очень мало знаем о нашей истории и уж тем более о памятниках.
Дерево и Камень в русской архитектуре.
|
Архитектуру можно классифицировать по двум направлениям – это деревянное зодчество и каменное зодчество.
Деревянное зодчество.
Специфика деревянного зодчества на протяжении веков определялась историческими и природными особенностями Русского Севера. Как ни в одном другом районе России здесь сохранились до настоящего времени замечательные произведения деревянного зодчества – своеобразные «песни в деревне», Отличающиеся особой концентрированностью образа, высокой степенью обобщения, внутренней уровновешенностью, декоративной узорочностью предельной лаконичностью и изящностью частей, форм и деталей.
Создавшие эту удивительную, не имеющую аналогий, Самобытную архитектуру безвестные талантливые народные зодчие, в основном были выходцы из крестьян.
Искусство строить из дерева зародилось на Руси в глубокой древности. За многие столетия были накоплены богатые традиции и опыт возведения различных зданий, разработаны специфические конструктивные приёмы, определились основные национальные черты деревянного зодчества, получившие огромное значение для дальнейшего развития строительного искусства России.
При возведении жилых домов и хозяйственных построек имелось больше возможностей для создания разнообразных типов, так как на них не распространялись жёсткие каноны и запреты официальной церкви и государства. Профессиональное знание строительного дела позволило крестьянам рубить их в соответствии со своими жизненными и бытовыми запросами, мировоззрением и художественными представлениями. В них определялись свойства архитектуры, связанные с главными сторонами жизни человека и общества, Эстетические и нравственные нормы русского народа, конструктивные и технические особенности возведения зданий.
|
Лучшие памятники деревянного зодчества отличаются высоким качеством объёмно-пространственных решений, рациональностью планировки помещений, мастерским исполнением конструктивных форм и деталей, надёжностью и удобством в эксплуатации, основанными на великолепном знании специфических особенностей строительного материала – дерева. Их художественный образ составляет неразрывное гармоническое целое с планировочными, объёмными и конструктивными решениями; в нём отсутствует ложное украшательство, вычурность форм и частей; польза, прочность и красота как высшая мера достоинств произведения архитектуры, нашла в них своё полное воплощение. Выразительность созданных народными зодчими зданий достигнута ясностью и чёткостью композиции и силуэта, хорошо найденными пропорциями, точной оценкой основных конструктивных элементов в формообразовании и соразмерном выявлении художественных качеств декоративных деталей.
В процессе многовековой практики русские мастера – плотники создали сравнительно небольшое количество своеобразных типовых элементов и конструкций для решения любых строительных задач, позволявших для каждого здания находить индивидуальный облик. В плотницком искусстве северян сохранились связь традиций и новаторства, преемственность мастерства, понимание формы и практической целесообразности.
Из поколения в поколение они пользовались лучшими старинными приёмами рубки, широко применяли сохранившие актуальность конструктивные решения и декоративный орнамент.
В то же время народный зодчий не повторял и не копировал созданного однажды. В результате на Русском Севере среди многочисленных деревянных построек нет двух одинаковых. На протяжении многих веков мастера – дереводелы возводили здания «как водится», «по старинке», сохраняя излюбленные народом формы и используя древние приёмы. Однако, приступая к делу, они становились творцами, увлечёнными, ищущими, не терпящими подражания и копирования.
Основным рабочим инструментом плотника были топор, который в умелых руках мастера становился главным орудием труда, заменявшим тесло, скобель и долото. Им рубили культовые, жилые и хозяйственные постройки; обрабатывали доски полов, потолков, кровли; выполняли затейливую резьбу на подзорных досках, причелинах, полотенцах, столбах и ограждениях, делали лемех и другие детали. Пилы, вначале небольшие, были известны новгородцам с Х в., но использовались преимущественно в столярном деле.
С середины ХVII в. при крупном строительстве применялись большие пилы для распиловки брёвен на доски. Однако в основном северные плотники продолжали изготовлять тёс, раскалывая брёвна топором с помощью клиньев и затем слегка протёсывая доски с обеих сторон. Для этого выбирали только ровные прямослойные брёвна.
В результате достигалось высокое качество досок, отличавшихся большой прочностью, в то время как при распиловке волокна дерева повреждались и доска значительно утрачивала плотность – кололась и ломалась. Хорошо зная эту особенность дерева и не желая снижать качество строительства за счёт более быстрого возведения здания, плотники даже после указа Екатерины II, запретившего древний способ изготовления тёса из-за больших отходов, предпочитали платить штрафы, но широко пользоваться им.
В XVIII и начале XIX вв. на деревянное народное зодчество оказали определённое влияние архитектурные стили города. В результате в сёлах появились деревянные постройки, выполненные «на каменное дело», владельцами которых были главным образом помещики и зажиточные крестьяне. В этих зданиях дерево утратило значение самостоятельного материала со своими специфическими достоинствами, так как было признано «дешёвым», неблагородным и поэтому всячески маскировалось. Деревянным строениям придавали вид каменных с помощью дощатой обивки, профилированных карнизов и поясков, колонн, точёного балясника, Других элементов городской архитектуры, а также штукатурки и раскраски фасадов. Всё это значительно снизило качество архитектуры сельских культовых и жилых зданий.
Во время всеобщего упадка русской архитектуры во второй половине XIX в., на деревянное зодчество оказало влияние «ропетовское» направление, получившее название от имени И.П. Ропета. Его представители в возрождении национального характера архитектуры считали единственно ценным в народном деревянном зодчестве декоративную сторону без учёта специфики конструктивных и планировочных решений.
В проектах «ропетовцев» механически соединились новые принципы композиции и планировки зданий с традиционными деталями и декоративной обработкой.
При этом утрачивалось чувство меры: здания замысловатых объёмов «одевались» в сплошное резное кружево и фигурную обшивку, а «старые» постройки «перелицовывались на новый лад».
К концу XIX в. под влиянием модернистского стиля городской архитектуры в народном зодчестве Русского Севера начали преобладать электрические тенденции. В этот период широкое распространение получила дощатая обшивка, которую ошибочно считали надёжным средством защиты бревенчатого сруба от гниения и поражения древесины насекомыми, так как она явилась, прежде всего, своеобразной данью моде и играла чисто декоративную роль, скрывая «неблагородный » бревенчатый сруб. Однако практика показала, что обшивка может хорошо выполнять защитные функции только при условии тщательного выполнения и ведения постоянного надзора за скрытым под ней срубом. В противном случае создаются значительные трудности при замене старых брёвен новыми, происходит более быстрое загнивание и разрушение древесины в связи с тем, что проникающая под обшивку влага долго не высыхает из-за плохого проветривания в северных условиях с частыми дождями, большой влажностью воздуха и малым количеством тёплых солнечных дней. При этом художественные и архитектурные достоинства дощатой обшивки, даже с замысловатым рисунком декора, значительно уступают красоте и пластике обнажённого бревенчатого сруба.
«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по приемуществу страна зодчих, - писал И.Грабарь в «Истории русского искусства». – Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели – встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народ».
Каменное зодчество.
Интенсивное каменное строительство в России началось в первой половине 18 века. Долгое время оно в основном велось в Петербурге, который в 1712 г. стал столицей. Были возведены Кронштадтская и Петропавловская крепости, Адмиралтейство, Торговая пристань на Неве, канал от Шлиссельбурга до устья реки Свири. Началось строительство дворцов, соборов, монументальных общественных и государственных зданий.
Огромный размах монументального строительства в Петербурге привёл к созданию крупной камнедобывающей промышленности в соседних Карелии и Приладожье, богатых мрамором и гранитом. Расцвету её в немалой степени содействовал дешёвый перевоз готовой продукции водным путём. Вначале для кладки стен широко применялись путиловские, волховские и тосненские плитчатые известняки. Для архитектурных целей использовался гатчинский известняк и ревельский мрамор.
Применение гранита поначалу было очень ограниченным из-за отсутствия навыков обработки твёрдого камня. Расцвет гранитных работ начинается в последней четверти 18 в. со строительства Мраморного дворца. Тогда же проводятся огромные по тому времени работы по облицовке гранитом набережных Невы протяжённостью более 65 км и стен Петропавловской крепости.
Венцом каменного зодчества этого периода является Исаакиевский собор – одного из величайших архитектурных сооружений в мире. Высота его 101,5м, диаметр Главного купола более 25м. Площадь, занимаемая зданием, превышает 1 га. Собор строился по проекту архитектора О. Монферрана в течении 40 лет – с 1818 по 1858 г. В Исаакиевском соборе в огромном количестве применён полированный выборгский гранит рапавкиви. Из него сделаны все грандиозные 116 цельных колонн.
Особенно поражают 48 колонн величественных портиков, примыкающих к зданию с четырёх сторон. Высота каждой колонны 17 м, диаметр 1,8 м, вес – более 100 т. Интересно, что каждую колонну устанавливали за 40 – 45 минут 128 рабочих при помощи специальных лесов и кабестанов. Это было выдающимся достижением русских строителей.
Во внутреннем украшении Исаакиевского собора широко применён не только русский, итальянский и французский цветной мрамор, но и цветные камни малахит и лазурит. Колонны главного иконостаса облицованы тончайшими пластинками малахита, пятиметровые колонны иконостаса покрыты тёмно – синим бадахшанским лазуритом.
Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений в архитектуре этого периода становятся общественные здания, а так же городские и загородные дворцово-парковые ансамбли.
Во второй половине 19 века происходит упадок архитектурного стиля. Фасады зданий отягощены множеством рельефных деталей, Облицовка не применяется, широкое распространение получает штукатурка. И только наиболее значительные здания одеваются камнем, главным образом эстонским известняком и немецким песчанником. Гранит в это время идёт в основном на строительство мостов, набережных и цоколи крупных зданий.
Расцвет архитектуры начинается в 90-е годы в связи с развитием промышленности и железнодорожного транспорта. Резкое снижение железнодорожного тарифа на перевозку камня в 1896 г. уменьшило стоимость фасадов в 2-3 раза и содействовало широкому использованию камня в отделке зданий. Обычно камнем одевались нижние два этажа. НО не мало было и сплошь облицованных пяти- и семиэтажных зданий.
Для облицовки применяют гранит с различными фактурами, однако особенно широкое развитие получила поверхность «скалы». Не редко из гранита выполнялись орнаментальные и скульптурные детали.
Применение камня в московском строительстве было иного характера. Декоративные и строительные особенности подмосковных известняков позволили использовать их для лицевой кладки зданий, профильных и орнаментальных деталей.
В Подмосковье издавна добывались светлые известняки, из которых строилась белокаменная Москва. Много веков стоят белокаменные сооружения Владимиро – Суздальского княжества. Они простояли VI – IX в. в условиях сурового климата под дождями, ветрами и морозами и не подверглись разрушению, сохранив первозданную прелесть.
Белокаменное зодчество и архитектура московского барокко нашли своё выражение главным образом в церквях и соборах. В период русского классицизма (первая треть XIX в.) камень широко использовали для облицовки фасадов. Части зданий, более всего разрушившиеся, подпорные стены, ступени, нижние ряды камня в цоколях, базы колонн – выполнялись из плотных, довольно погодостойких песчаников; цоколи и архитектурные детали фасадов, колонны, карнизы, пояса и кронштейны выполнялись из более декоративных известняков.
Важным фактором, оказавшим влияние на развитие архитектуры, явилась потребность в строительстве новых типов зданий (крупных корпусов фабрик и заводов, больших доходных многоквартирных домов) И соответственно в новых строительных материалах, конструкциях (чугун, прокатное железо, позднее – железобетон) и новой строительной технике.
С упадком архитектуры во второй половине XIX в. и отходом от традиций русского классицизма применение местного камня резко сократилось.
Новая эпоха в каменной архитектуре Москвы начинается с реконструкции столицы по генеральному плану 1935 г. Москва становится главным потребителем декоративного камня.
Для облицовки административных и жилых зданий, строительства новых мостов и набережных, благоустройства городских парков и скверов за 20 лет ушло несколько сот тысяч квадратных метров гранитов.
Архитектурные сооружения часто называют каменными страницами истории. В самом деле, дома, дворцы, соборы, мосты, набережные, стадионы и другие сооружения могут рассказать о времени их создания, о событиях и вкусах разных эпох и народов не менее выразительно, чем живопись, музыка или литература. Кстати, зодчество древнее своих сестёр по искусству – оно родилось сразу после того, как человек взял в руки каменный топор, чтобы строить жилище.
История развития человеческого общества на всех этапах мировой цивилизации отражалась в памятниках архитектуры. Архитектурные сооружения являются наиболее крупными и доступными для обозрения памятниками эпохи.
Красота, прочность и способность камня длительное время противостоять выветриванию сделали его в скульптуре и строительстве надёжным и ни с чем не сравнимым декоративным материалом.
Архитектура – это строительное искусство, вид творчества, формирующего действительность по законам красоты. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сформулировал триаду: «прочность, польза, красота», которой руководствуется архитектор в своём творчестве.
Все архитектурные сооружения имеют три группы характерных качеств: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ,
выражающий идейное содержание).
Функциональная, конструктивная и эстетическая особенности архитектуры изменялись в ходе исторического процесса и воплощались в архитектурных стилях. Весь процесс развития мировой архитектуры не может быть искусственно разделён на замкнутые стилистические отрезки, кроме того, и само понятие «стиль» очень сложно.
Так, стилем принято называть совокупность черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмных композиций зданий, строительные материалы и конструкции, а также формы и мотивы отделки фасадов и интерьеров).
Характерная особенность архитектуры состоит в том, что она включает в себя и технику, и искусство, поскольку проектирование ведётся на основе инженерно-технических знаний, с одной стороны, а с другой – на основе творческого процесса, в котором архитектор мыслит художественными, эмоциональными образами, в основном геометрическими формами. Идейное содержание здания и его художественный образ помогает раскрывать такие виды искусства, как живопись и скульптура.
Ряд архитектурных сооружений, обладающих художественно – планировочным единством и пространственно взаимодействующих друг с другом, образует архитектурный ансамбль – высшую форму творчества зодчего, так например площадь Святого Петра в Риме, Дворцовая площадь Санкт – Петербурга, большой каскад Петергофа.
Ансамбль и связь архитектуры с природным окружением, синтез с различными видами искусства (монументальной живописью, скульптурой, прикладным и декоративным искусством) являются важнейшими чертами архитектурных сооружений.
Как видно из приведённой ретроспективы каменного зодчества, каменные материалы широко использовались в естественном виде и как искусственный каменный материал в строительстве на различных этапах развития человеческого общества. Менялись стили архитектуры, конструкции сооружений, их принадлежность, но неизменно архитекторы обращались и использовали в своём творчестве тот или иной каменный материал или горную породу.
Говоря о направлениях архитектуры деревянном и каменном зодчестве нельзя не упомянуть Великий Новгород так, как именно в нём сохранилось огромное количество исторически - ценных памятников архитектуры.