Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы»




Например, бытовые сооружения в Великом Новгороде можно увидеть в музее деревянного зодчества «Витославлицы».

В течение столетий развивалась самобытная деревянная архитектура, совершенствовались технические приёмы плотницкого ремесла. Высокая архитектурно – строительная культура Новгорода сыграла значительную роль в формировании деревянного зодчества русского севера, являющегося громадным хранилищем памятников деревянной архитектуры.

При обследовании Новгородской области в последнее десятилетие были выявлены интересные, ценные постройки народной деревянной архитектуры XVI – XIX веков. Однако большинство сохранившихся памятников, основательно изменённых позднейшими переделками, требовали реставрации.

Одной из форм сохранения реставрации и консервации памятников, а так же их активной пропаганды являются музеи под открытым небом.

Таким музеем являются «Витославлицы». Создание этого музея и сбор старых деревянных построек начались в 1964 году, когда была перевезена древнейшая заброшенная церковь конца XVI в. из - под деревни Курицко на Ильмене. Сегодня в этом музее уже около 30 построек – жилых, хозяйственных, церковных.

Душой их реставрации стал Леонид Егорович Красноречьев, которому мы обязаны восстановлением этой, уже было обречённой красоты. Его территория – около 50 гектаров, в основном парковая, с разнообразным ландшафтом, омываемая с трёх сторон водами озера Мячино и реки Волховы. (В.В. Гормин). (4,с.202)

В «Витославлицы» привезены всего 4 избы:

1) Курная (чёрная) изба Туницкого перевезена из деревни Пырищи.

2) Курная изба Шкипарёва из деревни Частова Новгородского района.

3) Курная изба Царёвой из деревни Пырищи Крестецкого района.

4) Изба Екимовой из деревни Рышево Новгородского района.

Особенности строения крестьянской избы мы рассмотрим на примере избы Екимовой из деревни Рышево Новгородского района – самая первая жилая постройка, перевезённая в Витославлицы в 1969 году.

Старинная деревня Рышево расположена на левом берегу Мсты, В её нижнем течении. Изба Екимовой срублена в конце XIX века. Дендрохронологическими исследованиями определена дата рубки образца дерева – 1882 год. Это типичная постройка Притрактово – Мстинского региона со всеми характерными признаками: жилая часть поставлена на высокий подклет, сзади примыкает хозяйственный двор, а с боку - передок. С двух сторон дом опоясывает галерея – прикролек с крышей на резных столбиках. В ней устроены лавки для отдыха.

Изба Екимовой привлекает богатым декоративным убранством. Фронтон оживляется нарядным балконом, Фигурный балясник которого вставлен в брусья, покрытые сплошной выемчатой резьбой. Дополняют убранство избы окна с богато украшенными наличниками и ставнями, которые выполнены с большим художественным вкусом и тщательностью.

Верх наличников сделан в виде завитков – волют, между которыми помещена доска в форме замка. Волюты – элемент каменной архитектуры стиля барокко, который получил распространение в народном деревянном зодчестве.

Однако барочные элементы не создают здесь ощущение инородности, они органично включены в традиционную резьбу причелин и полотенец с древними солярными знаками. И волюты, и замок также покрыты затейливой мелкой выемчатой резьбой, в которой сочетаются пояски, треугольнички, а также ромбические, круглые и дугообразные впадинки и выступы.

Большое значение деревенский мастер придавал устройству ворот. Ворота в доме Екимовой, как в доме Туницкого, обработаны в виде арки с помощью криволинейных подкосов. Кроме того, подкосы и верх ворот получили дополнительную профилактику из полуваликов. Такое же оформление имеет и вход в дом. Арочные проёмы, украшенные полуваликами, нередко встречаются в избах, построенных и в более позднее время.

Через крылечко, покрытое односкатной крышей, устроенной на резных столбиках, можно подняться по лестнице в сени.

Сени устроены на столбах, вкопанных в землю. За ними располагаются чистый двор и два хлева. На сеннике, где обычно хранилось сено, сейчас, кроме различной хозяйственной утвари, представлен токарный станок, на котором в свободное от полевых работ время деревенский мастер изготовлял точёные детали мебели – столов, стульев, кроватей, - а также прялки – «точёнки» и другую утварь.

Низкая дверь ведёт из сеней в жилое помещение. Рышевская изба – «белая». Большая печь с дымоходом сохранила многие черты своей «чёрной» предшественницы. Она покоится на брусчатом опечке, устроенном на полу, и поддерживается двумя столбами, установленными в подклете.

Интерьер «белой» избы светлее и красочнее, но основные детали всё те же. Мебель – полати и лавки – по традиции встроена в сруб. А вот встроенная полка проходит только вдоль одной из боковых стен и служит лишь для хранения различной домашней утвари.

По обычаю в «красном» углу располагается божница, украшенная вышитым полотенцем. Здесь место для обеденного стола.

«Белая» изба убрана предметами домашнего ткачества. Полати и лежанку закрывают льняные занавеси, на окнах – занавески из домотканной кисеи, на столе – домотканная скатерть.

В конце XIX века в новгородских деревнях стали проявляться городские веяния, отразившиеся в меблировке, и в бытовых предметах. В избах появляются изделия деревенских мастеров – кровати, стулья. В избе Екимовой мы видим зеркало в раме, керосиновую лампу, духовой утюг и другие «городские» предметы. Главной гордостью хозяина был самовар. Самовары в деревне были большой редкостью и свидетельствовали о зажиточности владельцев – поэтому их обычно ставили на видное место. Крестьяне пили чай не очень часто, но зато помногу. Чаепитие проходило до обеда. Чай всегда разливал мужчина, а женщины пили его после мужчин.

Особенно тщательно убиралась изба к праздникам – на Рождество и Пасху. Женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами («косарями») потолок, стены, лавки, полки, полати. Русский крестьянин не белил и не оклеивал стены, не прятал природную красоту дерева.

За долгую жизнь Рышевская изба перетерпела многочисленные изменения. Она стала намного ниже, утратив четыре – пять венцов жилого сруба. Исчезли прикролек и часть наружного декоративного убранства, а внутри избы не стало палатей, встроенных лавок и перегородки, отделяющей кухню. Была переделана печь. Не сохранился и старый двор – его дважды заменяли новым.

Реставрация дома осуществлялась в 1969 – 1971 годах по проекту Л.Е. Красноречьева. Утраченные элементы восстанавливались по врубкам и следам, а также по аналогиям. Так, сохранились вырубки от куриц,на которых держались потоки первоначальной тёсовой крыши самцово – слеговой конструкции.

Высоту прикролека определили гнёзда от стропильцев для его крыши. По форме прикролек был восстановлен как типовой – с нижней обвязкой, полом и с резными столбиками, поддерживающими его крышу. Таких в этом регионе сохранилось много. От балкона до нас дошли лишь нижние и верхние брусья, перила же пришлось восстанавливать по аналогии. Что касается первоначального двора, то его ширина и высота соответствовали жилому срубу, о чём свидетельствуют слеги, продлённые в сторону двора. Длина двора и его планировка воссозданы по сохранившимся образцам.

Кроме четырёх экспонируемых изб, в музей в 1993 году была перевезена ещё одна жилая постройка. Это изба Утенковой из деревни Устье – Кировское Пестовского района. Она помещена в Северо – Восточной зоне музея. (5,с.89-93)

Новгородский Кремль

Ярким представителем оборонительных сооружений в Великом Новгороде является Кремль.

В XI веке детинец занимал северную часть нынешнего Кремля. Его южная граница очерчивалась оврагом, идущим с запада на восток. В 1116 году детинец был расширен до границ современного кремля. Археологические исследования, проведённые в 1979 году, окончательно решили дискуссию в пользу более раннего происхождения северной части детинца. При расширении детинца земляной вал и деревянные элементы были использованы для укреплений.

Конструкция вала в южной части такова: в его основание уложена глина, а затем слой плитнякового щебня. Для укрепления вала прокладывались два яруса брёвен – продольно и поперечно, что создавало прочную основу крепостной стены.

Уже на ранней стадии строительства детинца некоторые башни были проездными – через них можно было въехать в детинец и выехать из него.

К Добрыне улице можно было проехать через Спасскую башню, на Прусскую улицу – через Покровскую башню. С Легощей улицы въезд в детинец осуществляется через Воскресенскую башню, а с Великой – через Фёдоровскую башню. На Волховский мост попадали через Пречистенскую башню. Над проездными башнями нередко устраивались надвратные церкви.

Постепенно деревянные стены детинца были заменены каменными. В 1331 – 1334 годах на участке между Владимирской и Борисоглебской башнями вместо деревянной соорудили каменную стену. Она стала несколько ближе к Волхову, чем современная. В 1400 году произошла дальнейшая замена деревянной стены на каменную – от Борисоглебской башни к югу. В это же время были построены каменные Дворцовая, Княжая и Златоустовская башни, раскат (площадка для установки пушки) на месте современной башни Кукуй и прясла (участок) стен между башнями. В 1430-х годах сооружение каменного детинца закончилось.

При Иване III в 1484 – 1490 годах была осуществлена перестройка кремля. От того времени сохранились до наших дней стены длиною 1385 метров, охватывающие площадь свыше 12 гектаров.

Длина кремля – 565 метров, ширина – 240 метров. Стены сложены из плитняка и валунов на известковом растворе. Их высота колеблется от 8,5 до 10,6 метра, толщина – 2,7 – 3,3 метра. Из тринадцати башен кремля до наших дней сохранилось лишь девять.

В настоящее время въезд в кремль осуществляется через широкую проездную арку, сооружённую в 1820 году на месте разобранной в XVIII веке из–за ветхости Воскресенской башни. Другая проездная арка на месте Пречистенской башни ведёт внутрь кремля со стороны Волхова.

К югу от Пречистенской башни стояла Борисоглебская. Подмытая паводковыми водами Волхова, она рухнула в XVIII веке. Башня получила своё название от церкви Бориса и Глеба, построенной здесь по заказу новгородского купца Садко Сытинича в 1167 году.

Южнее проездной арки расположена Дворцовая башня. Она не проезжая, а, как принято говорить, «глухая».

Следующая башня – Спасская получила своё название от надвратной церкви Спаса. Через неё шёл проезд в Людин конец. Проезд закрывался опускными решётками.

К северу от Спасской находится Княжая башня. От других башен её отличает отсутствие декоративных элементов. Раньше она называлась Власьевской.

В близи Княжей башни стоит сторожевая башня Кукуй. Она самая высокая – 32 метра. Имеет семь этажей. К XV веку относятся только два нижних этажа, остальные были надстроены в XVII веке.

Следующая за башней Кукуй – Покровская, получившая своё название от Церкви Покрова. Её облик сохранился до наших дней. Башня пятиэтажная. Отличается от других тем, что имеет бойницы навесного боя, то есть её верхняя часть выступает по отношению к основному объёму. Размер башни 11х15 метров.

Златоустовская башня искажена различными переделками. Ранее она называлась «Красной глухой». В XIX веке эта башня, а также Покровская и Кукуй служили тюрьмами. В первые годы Советской власти в Златоустовской башне размещались архив и Новгородский исторический музей.

Далее идут совершенно отличные от предыдущих башни: Митрополичья и Фёдоровская, они имеют круглую форму. Митрополичья башня сохранила облик XV века. Разделяется, как и другие башни, на пять боевых ярусов, соединённых между собой лестницами, завершается высоким деревянным шатром. Шатрами завершались и остальные башни.

Фёдоровская башня имеющая те же характерные особенности, что и Митрополичья, получила своё название от церкви, построенной над проездными воротами башни.

 

Сейчас башня непроездная, нет и церкви. И наконец, последняя из сохранившихся башен – Владимирская. Название её связано с надвратной церковью Владимира. Построена в XV веке. Через неё осуществляется проезд в Невский конец. Башня имеет многочисленный декор: «бегунцы», кирпич – поребрик, каменные кресты. Украшены даже бойницы.

Тринадцатая башня, не существующая ныне, находилась около северной стороны Софийской звонницы, на месте современных водяных ворот. Она была разобрана в XVII веке. Снаружи против ворот было сооружено четырёхугольное укрепление с башнями. Внутри укрепления находился колодец, сообщающийся с рекою посредством деревянной трубы.

С внешней стороны кремля вырыт глубокий ров, соединявшийся в древности с Волховом. Ширина рва 40 – 50 метров, глубина 12 – 14 метров.

При Петре I в целях предупреждения пожаров были уничтожены деревянные кровли над башнями и стенами. В 1720 году, в связи со строительством Петербурга, по Указу Петра I Новгородская крепость исключена из списка русских военных крепостей.

В настоящее время стены кремля реставрированы и приняли облик существовавший в XV – XVII веках.

 

Софийский собор

Самым грандиозным примером религиозных построек в Великом Новгороде является Софийский собор. Он один из древнейших памятников каменного зодчества на Руси, был придворным княжеским храмом. Если мысленно представить окружающую в то время застройку, состоящую из невысоких зданий, можно ощутить всю эмоционального воздействия на человека. Даже в наши дни среди многоэтажной застройки Софийский собор не утратил главенствующего значения в силуэте Новгорода.

Для собора характерны чёткость и своеобразие силуэта. Архитектурные его формы предельно просты. Фасады членятся сильно выступающими лопатками, отражающими внутреннюю конструкцию собора, и завершаются или полуциркульными закомарами, или двускатными щипцами – фронтонами – отзвуки традиции деревянного зодчества. Венчают Софийский собор шесть куполов на высоких барабанах. Основной, средний, купол уже в XV в. был позолочен. Его очертания напоминают шлем русского воина – богатыря. Шестой купол завершает прямоугольную башню, примыкающую к юго – западному углу основного массива храма. В ней расположена лестница, ведущая на полати (хоры).

Внутренний объём храма, расчленённый крестчатыми в плане столбами на пять продольных нефов, три из которых заканчиваются алтарными апсидами, поражают размерами, величественностью, гармонией пропорций и масштаба. В боковых частях, а также в западной имеются хоры, предназначавшиеся для привилегированных лиц.

К основному объёму собора с трёх сторон первоначально примыкали галереи, которые, как установил Г.М. Штендер, были открытыми лишь частично. Они должны были быть одноэтажными, с плоской крышей – террасой, но в процессе строительства изменены на двухэтажные.

За девять веков своего существования Софийский собор подвергся некоторым изменениям. Раскопки, произведённые на Мартирьевской паперти, проливают свет на историю преобразования архитектурного облика собора. Найдены были остатки древней южной галереи из крестчатых в плане столбов, соединённых полуциркульными арками. От этих столбов отходили аркбутаны, упираясь в стену собора. Они соединялись коробовыми сводами. В скоре южная галерея была заложена.

В начале 30-х годов XIX в. местными архитекторами М.М. Праве и Соколовым И. Ф. (губернский и городской архитекторы) проводили работы по устройству северной галереи, а также центрального купола.

Были разобраны и переложены отдельные участки стен, своды. Основной купол получил форму шлема с повышением в основании креста.

Значительные ремонтно-реставрационные работы проводились в конце XIX в. под руководством архитектора В.В. Суслова. К этому времени относятся и новая роспись по внутренним стенам, а также устройство отопления. Но было немало изменений, нарушивших первоначальный облик Софии.

Собор имел важное значение в общественно – политической жизни древних новгородцев. Здесь находилась казна, архив, библиотека, происходила церемония назначения на высшие государственные должности, объявлялись указы, хоронили именитых граждан.

В 1929 году Софийский собор превращается в музей. В годы Великой Отечественной войны он был варварски разграблен и разрушен: своды и стены пробиты снарядами, позолота вместе с медными листами содрана. В послевоенные годы храм восстановлен, но многие произведения монументальной живописи погибли безвозвратно.

 


Практическая часть.

Знания по изученной теме можно применить сделав театрализованную викторину. Она поможет познакомить учащихся с народными традициями, воспитания у молодёжи интереса к древней русской культуре, развивать у учащихся догадливость и сообразительность.

Театрализованная викторина (для детей 5-го класса).

 

Цель: Вопросы викторины позволяют закрепить знания полученные на экскурсии по музею деревянного зодчества «Витославлицы».

Осень. Музей деревянного зодчества «Витославлицы» закончилась экскурсия. Последней они посетили избу Царёвой, но выйти оттуда не успели т.к. в избу вошли хозяин с хозяюшкой.

 

Хозяюшка: Ой, батюшки! Сколько гостей собралось! Гости дорогие низкий вам поклон.

 

Хозяин: Мы вам очень рады. А вы на экскурсию ходили? Знакомились

с нашими владениями.

 

Ребята: Да!

 

Хозяюшка: А мы вас сейчас и проверим на сколько хорошо вы слушали

экскурсовода.

 

Хозяин: Я сейчас буду задавать вопросы, а вы будите на них отвечать.

За каждый правильный ответ вас будут награждать.

 

 

Вопросы:

 

1. В каком музее мы сейчас находимся? (Витославлицы)

 

2. На крыше дома

Медведь пляшет (Дым из печной трубы)

 

3. На берегу какого озера расположен музей деревянного зодчества

“ Витославлицы”? (Мячино).

 

4. Тело с наружи,

Рубашка внутри. (Свеча).

 

5. Дата основания музея? (5 июля 1964г.).

6. Полна изба парней

С чёрными головками (Коробок спичек).

 

7. Как называлось село находившееся на этом месте в древности?

(Витославлицы).

 

8. Чем больше бегает свинка

Тем больше толстеет (Веретено, пряжа).

 

9. В скольких километрах от Новгорода располагается музей? (4-х км.).

 

10. Проплясал по всей избе в угол спрятался (Веник, метла).

 

11. Какова площадь музея? (33 гектара).

 

 

12. Сверху дыра

Снизу дыра

А посередине -

Огонь да вода (Самовар).

 

13. Сколько сейчас сооружений в музее? (27).

 

14. Сто один брат,

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят (Изгородь, забор).

 

15. Как зовут человека создавшего музей? (Красноречьев).

 

16. Кланяется, кланяется

Придёт домой растянется (Топор).

 

 

Хозяин: «Молодцы, ребята!» Прошли вы наше испытания, внимательно слушали экскурсию.

 

 

Хозяюшка: А сейчас будьте добры пожаловать к столу моих пирогов отведать!

 

 

Хозяин: Все к столу!

 

(Проводится общее чаепитие).

 


Заключение.

Изучив тему «Русское зодчество» автором были сделаны следующие выводы:

 

1. Архитектуру можно классифицировать по двум направлениям – это деревянное зодчество и каменное зодчество.

2. Новгород – наиболее археологически изученный средневековый город.

3. Существуют три типа архитектурных построек, такие как: бытовые, оборонительные и религиозные.

 

После проделанной работы автор доказал, что русское зодчество разнообразно и неповторимо.

На примере архитектуры Великого Новгорода было доказано, что за многие столетия были накоплены богатые традиции и опыт возведения различных зданий, и очень жаль, что живя в России мы очень мало знаем о нашей истории и уж тем более о памятниках.

Библиография

 

1. Андреев В. Ф. Северный страж Руси: Очерки истории

средневекового Новгорода. – Л.: Лениздат, 1983. – 144с.

2. Российская архитектурно – строительная энциклопедия т.VIII Деревянное зодчество Госстрой России 2004г.

3. Российская архитектурно – строительная энциклопедия т.XI Каменное зодчество Госстрой России 2004г.

4. Новгород. Москва, «Планета» 1991. – 207с.

5. Филиппова Л. А. Витославлицы. Новгородский музей народного деревянного зодчества. Москва, «Северный паломник» 2004. – 111с.

6. Достопримечательности Новгородской области. – Л.: Лениздат, 1982. – 335с.

7. Кушнир И. И. Архитектура Новгорода. – Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние. 1991. – 240.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: