Особенности системы образования и здравоохранения в регионе




Заметную роль в региональной экономике играют системы образования и здравоохранения. Так, например, в образовании региона занято порядка 10% экономически активного населения, а в секторе предоставления медицинских услуг – более 5%.

В Республике Татарстан действует исторически сформировавшаяся, многоуровневая система образования, представляющая собой важный элемент ее экономики и социальной сферы. Реализация в республике Концепции модернизации российского образования позволила значительно увеличить объемы финансирования системы образования, активизировать работу по законодательному и нормативно-правовому обеспечению развития системы образования, развернуть проведение широкого круга экспериментов по обновлению содержания и структуры образования, введению новых инструментов оценки его качества, эффективных организационно-экономических механизмов развития данной сферы.

Однако в системе профессионального образования республики все более усиливаются диспропорции в подготовке кадров необходимого профиля и уровня.

Если в 1990 г. соотношение приема в учреждения начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО) составляло 1,95:1:0,74 соответственно, то во второй половине 2000-х гг. оно стало иным 1,05:1:2,9, хотя по экспертным оценкам, в настоящее время это соотношение должно быть, по меньшей мере, равным. В результате, количество выпускников вузов почти в 2 раза превышает количество выпускников учреждений начального и среднего образования. Складывающаяся ситуация требует обязательного проведения структурных преобразований в системе профессионального образования республики.

В последние годы постоянно растет спрос на квалифицированные рабочие кадры, составляющий 74% от общей кадровой потребности республики. А сеть учреждений НПО за последние шесть лет сократилась на 4 %, что повлекло за собой и сокращение числа обучающихся (на 9 %), достигнув минимального за последние 10 лет показателя в 40,7 тыс. человек Они обучаются в 106 учреждениях начального профессионального образования. Почти половина из них располагается в сельской местности, охватывая 29% обучающихся.

На протяжении последних 10 лет в системе начального и среднего профессионального образования республики не происходило изменений структуры подготовки специалистов, которая состоит из 186 наиболее массовых профессий, что совершенно недостаточно в современных условиях. Для того чтобы решить данную проблему, на основе перспективных потребностей республиканского рынка труда начата работа по переводу учреждений начального профессионального образования на новую структуру специальностей, расширению спектра предлагаемых специальностей и профессий, прежде всего в сфере услуг, ЖКХ, производства и использования современных технологий, переработки сельскохозяйственной продукции, народных промыслов.

Рассматривая особенности региональной системы здравоохранения, можно отметить, что основные параметры здоровья населения, его заболеваемости, смертности, продолжительности жизни и в целом демографические процессы в Республике Татарстан по преимуществу негативны и по сути совпадают с российскими. Однако Татарстан является более благополучным регионом среди субъектов РФ по динамике социального развития и демографическим показателям.

Коэффициент естественной убыли в Республике меньше общероссийского за счет более низкого уровня смертности.

Результативность социальной политики оценивается таким важным индикатором как ожидаемая продолжительность жизни. На начало 2012 г. продолжительность жизни составила 71,3 года, что на 2,1% больше общероссийского показателя (69,8 лет).

Основные проблемы сферы здравоохранения в Татарстане. Сегодня деятельность врачей первичного звена затрудняет слабая материально-техническая база учреждений: недостаточная оснащенность необходимым лечебно-диагностическим оборудованием и компьютерной техникой. Более 40% рабочего времени участкового врача занимают вызовы на дом, которые зачастую не обоснованы и обслуживаются без использования передвижного медицинского оборудования, экспресс-методов лабораторного исследования и, как правило, сводятся к компенсации своими посещениями социальной заброшенности пожилых людей.

Одной из причин низкой эффективности амбулаторно-поликлинического звена является сохранение принципа финансирования исходя из числа посещений, вследствие чего врач заинтересован больше в наращивании количества посещений, чем в сохранении здоровья прикрепленного населения.

Несмотря на постепенное снижение, остается высоким по сравнению с Российской Федерацией и Приволжским Федеральным округом показатель обращаемости населения республики за скорой медицинской помощью (РФ – 362, ПФО – 354, РТ – 368 человек на 1000 нас.). В структуре причин обращения населения за скорой медицинской помощью 38% занимают прочие вызова (неотложная помощь, перевозка), т.е. функции амбулаторно-поликлинической службы. Ежегодно увеличивается число выездов на дорожно-транспортные происшествия.

Одной из острых проблем отрасли является износ основного технологического оборудования, который составляет более 60%. Оснащенность медицинских учреждений оборудованием в соответствии с табелем оснащения в среднем составляет 70-75%.

Оказание бесплатной и платной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения тесно переплетаются (как правило, в нем участвует один и тот же медицинский персонал, используется одна и та же медицинская техника и т. д.). В результате неизбежно происходит использование оплачиваемых государством оборудования и ресурсов для оказания платной помощи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: