Технология перевода цели на язык действия сложилась в 50-60 годах в свете бихевиористического учения. В соответствии с этим учением, цели обучения представляются через набор наблюдаемых действий.
Таксономия цели была разработана группой американских исследователей, входивших в Комитет по приему экзаменов в колледже под руководством Б. Блума после второй мировой войны. Они провели целую серию исследований, направленных на определение способов постановки целей. В 1956 году вышла в свет первая часть «Таксономии», содержавшая описание целей в познавательной (когнитивной) области.
В данном случае, Б.Блум под целью понимал точную формулировку путей и способов, под влиянием которых в процессе обучения предполагается изменение мышления (когнитивная область), чувств (аффективная область) и действий (психомоторная область) (Б.Блум, 1956).
Описание целей в когнитивной области через деятельность ученика.
Категории и их характеристика | Действия ученика |
УзнаваниеЗапоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта категории - припоминание соответствующих сведений | · Воспроизводит употребляемые термины; основные понятия, правила и принципы; · Припоминает конкретные факты; · Помнит методы и процедуры. |
Понимание Преобразование материала из одной формы в другую, перевод его с одного языка на другой (интерпретация (объяснение), краткое изложение), предположение о дальнейшем ходе событий, простое запоминание. | · Интерпретирует различный материал (словесный, схематичный, графический); · Пересказывает и объясняет материал. |
ПрименениеИспользование изученного материала в конкретных условиях: применение правил, методов, понятий, законов, теорий, принципов | · Использует понятия и принципы в новых ситуациях; · Применяет законы и теории для решения конкретных задач; · Демонстрирует правильное применение или процедуры. |
АнализУмение разбить материал на составные части так, чтобы ясно выступала его структура: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей осознание принципов организации целого | · Сопоставление; · Выделение главного, разделение на составные части; · Выбор на основе сопоставления альтернативного варианта. |
СинтезУмения комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. | · Разработка плана проведения расчетов, лабораторной работы; эксперимента, методологии исследования; · Написание творческого сочинения, доклада, сообщения. |
ОценкаУмение оценивать значение того или иного материала для конкретных целей на основе четких критериев. | · Оценка логики построения учебного материала; · Решение нестандартных задач; · Оценка цели и полученного результата с выбором путей совершенствования. |
Описание целей аффективной области через деятельность ученика
Категории и их характеристика | Действия ученика |
Восприятие: осознание, готовность, избирательность, внимание | Проявление сознательного желания учиться и интереса к предмету |
Реагирование: подчиненный отклик, добровольный отклик, удовлетворение от реагирования | Выполнение заданий, участие в обсуждении, высказывание |
Усвоение ценностных ориентаций: принятие ценностных ориентации, убежденность, приверженность | Проявление устойчивого желания участвовать в деятельности, изучение различных точек зрения и выбор своей |
Организация ценностных ориентаций: осмысленное соединение различных ценностных ориентацией, формирование собственных ценностей | Построение собственных планов, появление собственной точки зрения, возникновение потребности в деятельности |
Распространение ценностных ориентаций на деятельность, устойчивая установка на деятельность | Появление самоопределения, самостоятельности, инициативности в деятельности |
На основании таксономии Блума В, а также с учетом вышесказанного, представляется возможным расположить цели в иерархическом порядке - от простого к сложному.
Такой же подход разделяет глава Европейского общества инженерной педагогики профессор А. Мелецинек (20)
Распределение целей для отдельных областей таксономии
Наименование области | Ступень | Содержание действий |
Когнитивная | Ступень1 | Знать |
Ступень2 | Понимать смысл | |
Ступень3 | Сознательно использовать | |
Ступень4 | Анализировать | |
Ступень5 | Синтезировать | |
Ступень6 | Оценивать | |
Аффектная область | Ступень 1 | Воспринимать |
Ступень 2 | Адекватно реагировать | |
Ступень 3 | Оценивать | |
Ступень 4 | Организовывать | |
Ступень 5 | Распределять по значимости | |
Психомоторная область | Ступень 1 | Имитация |
Ступень 2 | Манипуляция | |
Ступень 3 | Точность | |
Ступень 4 | Разделение на движения | |
Ступень 5 | Естественность |