МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра педагогики и методики
профессионального обучения
Рабочая тетрадь по курсу
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ТЕМА Методика анализа и прогнозирования цели обучения
Для студентов специальности 6.01010430 «Профессиональное обучение. Экономика предприятия, маркетинг и менеджмент»
Студент
Группа
Тема 3. Методика анализа и прогнозирования цели
обучения
.
Базовые знания:
целевой компонент процесса обучения
триединство целей
знания
умения
навыки
структура личности и ее компоненты
Целевая установка:
Общая цель:
· сформировать общее представление о сущности и основных элементах деятельности преподавателя на этапе анализа и прогнозирования цели обучения;
· сформировать умения на основе полученных результатов анализа профессиональной деятельности прогнозировать цели обучения,
· сформировать умения конкретизировать цель обучения для различных дисциплин и разделов программы профессиональной подготовки;
· сформировать умения определять параметры цели (эталоны) для различных тем профессиональной подготовки
Содержание теоретического материала по данной теме включает
3.1. Общая характеристика деятельности по прогнозированию цели в обучении. Понятие стратегическая цель в обучении и способы ее описания.
3.2. Методика постановки тактических целей в обучении.
3.3. Методика постановки оперативных целей в обучении.
Общая характеристика деятельности по постановке цели
|
В обучении
Цель отвечает на вопрос – зачем или для чего преподают?
Р. Магер и А. Мелецинник: «Если точно не знать, куда идти, то легко оказаться там, где совсем не хотелось бы быть».
Определения целей:
· Желаемое состояние объекта (М.Марков)
· Желаемое состояние объекта в будущем (О. Шонесси)
· Информация об объективной ценности (полезности), которой человек намеревается добиться (Ю.Козецкий)
· Модель потребного будущего (Бернштейн Н.А.)
· Модель будущих результатов (Анохин П.К.)
· Долгосрочный желаемый результат (Р.Акофф и Ф.Эмери)
· Сознательный образ ожидаемого результата или осознанный желаемый результат (О.К. Тихомиров)
«Цель указывает на будущее состояние объекта или системы, к которому оно стремиться ».
Традиционные способы описания целей в обучении могут быть представлены
1. Через изучаемое содержание
2. Через деятельность преподавателя
3. Через внутренние процессы ученика
4. Через учебную деятельность ученика
Указанные способы имеют ряд недостатков, а именно:
·
·
·
·
·
Бабанский Ю.К.: «Знание, проверенное практикой - результат познания действительности, правильное отражение ее в мышлении человека» «Умение - это возможность успешного выполнения действий на основе приобретения знаний для решения поставленных задач»
И.Ф.Харламов – «Знание - способность сберегать в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и теоретические обобщения, которые вытекают из них, а умения - это владение способами использования знаний на практике»
|
Фрагмент программы «Основы рыночной экономики»
Знать | Уметь |
1. Основные законы, формулировать их, определять экономическую сущность. | Использовать эти законы при анализе экономических явлений |
2. Сущность, составляющие и условия функционирования различных экономических систем (монополии, олигополии и т.д.) | Характеризовать экономические системы, по имеющимся характеристикам определять тип системы. |
3. Основные понятия экономики. | Определять основные характеристики экономических явлений. |
4. Формы и системы заработной платы, методику ее расчета | Определять размер заработной платы работников в соответствии с определенной системой оплаты труда |
Деятельностный подход к обучению
Традиционно - передать знание и сформировать умения и навыки.
При деятельностном подходе - сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечат их применение в заранее заданных процессах.
Требования, предъявляемые к постановке целей в обучении:
· Соответствие основным требованиям к специалисту, заложенным в документах образования.
· Четкое отражение предмета учебной деятельности или содержания учебного материала, осваиваемого обучаемыми.
· Отражение элементов учебной деятельности учащихся в процессе достижения цели.
· Отражение элементов процесса достижения цели при формировании опыта личности и профессионально значимых качеств личности.
· Представление точного и определенного описания формируемого личностного качества таким образом, что его можно безошибочно дифференцировать от любых других качеств личности.
|
· Наличие способа «инструмент» для однозначного выявления диагностичных качеств личности в процессе объективного контроля его сформированности.
· Наличие шкалы оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Под целью понимается
Потребность –
Мотив –
Внешний источник цели
Внутренние источники цели определяются
Рис. Взаимосвязь внешних и внутренних целей.
Процесс перехода внешних целей во внутренние будет идти по необходимому пути при соблюдении ряда условий:
· Четкое и ясное представление цели, осознанное их понимание
· Формирование отношения к поставленной цели
Рис. Процесс трансформации предмета в продукт деятельности
Применительно к процессу обучения на глобальном (стратегическом) уровне целеобразования
На уровне этапного целеобразования
Уровень оперативного целеобразования
.
Рис. Взаимосвязь содержания образования и целей в обучении
Методика постановки тактических целей обучения при подготовке специалистов технического и экономического профиля.
Цели и задачи учебной дисциплины «Основы менеджмента» состоят в том, чтобы сформировать у студента такие умения:
· Характеризовать сущность и содержание основных понятий и категорий науки управления.
· Определять сущность и процессы реализации основных функций управления.
· Определять порядок использования средств, способов и инструментов управления.
· Использовать методы обоснования управленческих решений.
Таблица №3
Обобщенное описание личности в профессиональном образовании
Основные стороны личности | Базовая характеристика личности (предмет) | Сформированные характеристики личности (продукт) |
Опыт личности | Кругозор и эрудиция. Профессиональная направленность:склонность к определенным типам профессий. Общетеоретические и общепрактические уменияв различных отраслях знаний (гуманитарной, философской, исторической, фундаментально математической и др.); приемы учебной работы, навыки самообразования. Инвариантные виды деятельности: умственная; ценностно-ориентационная; трудовая; коммуникативная; эстетическая; физическая | Мировоззрение. Профессиональная направленность: профессиональный интерес, потребность, самоопределение. Профессиональная компетентность: наличие умений осуществлять все необходимые виды профессиональной деятельности, заложенные в стандарте образования. Коммуникативная готовность: способность к эффективной коммуникативной деятельности. Экономическая эрудиция, правовая компетентность |
Функциональные механизмы психики | Обучаемость: Восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Стиль мышления: Тип мышления. Характеристики памяти. | Профессиональная память. Техническое мышление: единство теоретической и практической деятельности; понятийно-образное мышление; способность оперативно решать технические задачи. Способность творческого подхода в решении профессиональных задач. |
Типологические свойства личности | Характер и темперамент | Способность саморегуляции и самоанализа в различных условиях. |
Другие качества | Интерес, активность, работоспособность, инициативность. | Устойчивое осознанное позитивное отношение к своей профессии, стремление к профессиональному совершенствованию. |
При этом профессиональная направленность включает
Профессиональная компетентность
Коммуникативная готовность проявляется в
Экономическая эрудиция и правовая компетентность проявляются в
К цели обучения также следует отнести опыт, дифференцирующийся по творческому признаку, который представляет собой формирование определенных творческих умений.
К развивающей цели обучения относится и формирование необходимых механизмов психики: восприятие, мышление, речь, память, психомоторные умения.