Появление новых вызовов времени ускоряют процесс модернизации образования. Эти вызовы порождают принципиально иные запросы к образованию, становится очевидным, что именно гуманитарное, и, главным образом, историческое образование, формируя личность обучающегося, готовит его к жизни в динамично меняющемся мире, учит современным формам мышления и общения.
Учебный предмет (дисциплина) «История» способствует формированию целостного видения мира, научного представления о наиболее важных государственных и глобальных проблемах стоящих перед обществом.
Кроме того следует отметить особую роль исторического образования, формирующего гражданско-патриотическую позицию подрастающего поколения и являющегося проводником государственной идеи независимости и суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, подтвержденной итогами республиканского референдума 17 сентября 2006 года.
История как учебный предмет (дисциплина) является значимым слагаемым общего образования. Системообразующую роль при его создании и преподавании играют цели и задачи, отражающие государственный и социальный заказ, а также комплекс научно-исторических и дидактических категорий, определяемые в предметных стандартах и учебных программах.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности обучающихся. Реализация Концепции направлена на приобщение к общегосударственным, этнокультурным и общечеловеческим ценностям.
На современном этапе историческое образование в организациях образования характеризуется следующими чертами:
– приоритетностью изучения отечественной истории;
|
– изучением ее в контексте мирового развития;
– преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования;
– углублением содержания основных исторических курсов;
– повышением воспитательной роли исторического образования.
Приднестровье всегда отличалось значительным историко-культурным своеобразием, поскольку эта земля издавна была территорией активного взаимодействия многих населявших ее этносов, среди которых славянские народы (предки украинцев и русских), молдаване и представители других народов.
Исторически обусловленное доброжелательное соседство, взаимодействие и обогащение культурных традиций народов Приднестровья создает условия для полиэтнического воспитания подрастающего поколения, уважения к представителям другой культуры, укрепления дружеских отношений между людьми разных национальностей и формирования новой гражданской общности - приднестровский народ.
В новых государственных образовательных стандартах основного общего образования, названы следующие задачи изучения истории в школе:
– формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире (приднестровской идентичности);
– овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России и Приднестровья во всемирно-историческом процессе;
– воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству как многонациональному государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, терпимости и уважения, мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
|
– развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
– формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внеучебной деятельности, в современном многонациональном, поликультурном и поликонфессиональном обществе.
Главной задачей исторического образования в организациях образования, реализующих общеобразовательные программы, является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней.
История как наука универсальна, поскольку объектом ее изучения является всё многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества.
Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений разных народов и государств, но и выявить преемственность исторических эпох и непрерывность исторических процессов, рассмотреть совокупность человеческого опыта и его значение для будущих поколений.
Ярко выраженный воспитательный характер исторического знания позволяет говорить об особой роли учебного предмета (дисциплина) «История» в структуре общего образования.
|
История, наряду с такими предметами, как русский язык и литература, обладает универсальными средствами воздействия на личность человека. История способна целостно и системно влиять на интеллект, чувства, мировоззрение и миропонимание обучающегося, развивать его умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности.
История призвана воспитывать патриота своего Отечества и достойного гражданина.
Особую ценность при изучении истории в V-XI классах (группах организаций профессионального образования) представляет краеведческий исторический материал, который является одним из источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему. Он напрямую развивает интерес подрастающего поколения к Малой родине, помогает улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, деревни с историей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим домом, осознавать сущность своей причастности, как личности, к истории и процессам преобразования в государстве, стать достойным наследником лучших традиций родного края.